Версия // Конфликт // Суд обязал крупнейшего лоукостера России больше заботиться о пассажирах

Суд обязал крупнейшего лоукостера России больше заботиться о пассажирах

2320

Тень «Победы»

Суд обязал крупнейшего лоукостера России больше заботиться о пассажирах
(фото: Wikimedia Commons/Rostkol)
В разделе

Верховный суд РФ признал незаконными чрезмерно строгие правила провоза багажа и ручной клади на бортах лайнеров, а это значит, что у тех, кто решил воспользоваться услугами «Победы», будет возникать меньше проблем при посадке на борт лайнера.

Напомним, что это не первый суд, проигранный лоукостером «Победа».

Много лет в «Победе» действовали следующие правила: суммарно весь объём ручной клади пассажира на борту не должен быть больше заданных габаритов — 36 х 30 х 27 сантиметров. В специальный короб, соответствующий этим габаритам, пассажиров при регистрации заставляли пихать всё, что они несли в руках: от дамских сумочек до ноутбуков и букетов цветов.

Мало того, экипаж самолёта мог потребовать повторения этой процедуры. Таким образом, если пассажир что-то купил в Duty Free, он мог столкнуться с неприятными проблемами непосредственно посадкой на борт. Вплоть до того, что отбирали билет у пассажира, уже ступившего на трап: таким образом понятие «скидка» приобретала едва ли не буквальный смысл.

Чаще всего, выходки персонала сходят компании с рук, но потом случилось «приятное исключение».

В 2015 году сотрудникам авиакомпании не понравился рюкзачок депутата Государственной Думы Алёны Аршиновой, которая зачем-то решила воспользоваться услугами лоукостера. Вот как она сама описала ту ситуацию:

— Меня вернул некий мужчина, его назвали представителем авиакомпании «Победа», он без объяснений забрал из рук мой посадочный и в агрессивной манере сообщил, что я никуда не лечу, пока за свой рюкзачок не заплачу 2тыс.руб. Сказать, что моему удивлению не было предела, значит ничего не сказать. Сам бы он даже не представился. Вместе с пассажирами выяснили, кто этот большой лысый румяный молодой мужчина. Оказалось, зовут его Илюхин Максим Сергеевич, удостоверение 006042, ЗАО Сервис Swissport-Russia.

Платить я отказалась, ведь меня пропустили и то, что брать с собой бесплатно не разрешили, у меня уже сдано в багаж. Ведь это не походный рюкзак, а женская сумка! Этот гражданин кричал: «Обнулите её регистрацию! Она не летит»

К чести депутата, она не стала «размахивать корочками, чтобы решить вопрос на месте», а решила по прилёту разобраться в ситуации досконально, обратившись за разъяснениями в Ространснадзор, который провёл после депутатского запроса ведомственную проверку. В результате, Аршинова получила от авиакомпании компенсацию за моральный вред в размере 100 тысяч рублей, а требования «Победы» к правилам провозки багажа суд признал незаконными.

Вскоре после этого инцидента, в 2017 году, Минтранс утвердил список предметов, которые можно бесплатно взять с собой в довесок к основной ручной клади: это верхняя одежда, дамская сумка или портфель, букет цветов, люлька для ребенка, коляска, костыли и т.п.

Понятно, что руководству «Победы» новые правила категорически не понравились. Компания обратилась в суд, настаивая, что параметры используемых ею самолётов не позволяют их соблюдать. Дело дошло до высшей судебной инстанции, на заседание которой Андрей Калмыков, который тогда был генеральным директором компании, принёс калибратор — брендированный короб «Победы», который ставят в аэропортах, чтобы проверить, подходит ли багаж под габариты компании. Вместе со своим адвокатом, они устроили форменный цирк: начали как фокусники опускать в «калибратор» портфели, куртки и другие предметы, доказывая, что они не влезут на полки… Однако, судьи аттракцион не оценили, обязав компанию не учитывать в качестве ручной клади личные вещи пассажиров.

По теме

Но авиакомпании, выбравшей себе столь звучное наименование, не пристало сдаваться. Решив, что в суде проиграна битва, но не война, лоукостер «Победа» пересмотрел калибры ручной клади. Теперь пассажир мог спокойно зайти на борт «Победы» с барсеткой, тростью или букетом цветов, но толщина сумки, которую он прихватил с собой в качестве ручной клади, по новым правилам «Победы» с 2019 года не должна превышать… 4 сантиметров. То есть, если пассажир в качестве ручной клади решит провезти ноутбук, то коврик для мыши в калибратор уже не войдёт.

Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков считает, те, кто начиная с июня 2021 года, когда было выдано предписание Ространснадзора, и по сегодняшний день доплачивали «Победе» за превышение габаритов ручной клади, могут обратиться в «Победу» с требованием возвратить им средства, которые они доплатили за превышение габаритов. «А если авиакомпания добровольно откажется возмещать, имеет смысл пойти в суд, где уже можно и моральный ущерб пытаться взыскать с авиакомпании» — считает Янков.

Почему бы и нет? Опыт Алёны Аршиновой показывает, что это – вполне реальная перспектива.

Впрочем, габариты ручной клади, это не единственная битва «Победы» за право создавать пассажирам максимальные неудобства. Так, в 2016 авиакомпания проиграла иск об отмене предписания Ространснадзора, обязывающего авиакомпании размещать родителей, или иных лиц, сопровождающих несовершеннолетних в время полёта, на соседних креслах, без оплаты дополнительной услуги «выбор места в салоне самолёта». Надо ли говорить, что руководство «Победы» за право рассаживать мам и детей по разным углам салона стояло в судах насмерть!?

При этом, «Победа» позиционирует себя «классическим низкобюджетным перевозчиком», но пока, как все цивилизованные лоукостеры зарабатывать за счет дополнительных услуг – например, организации на борту платного питания, продажи напитков, прессы и бижутерии не торопится. Видимо, потому, что это – достаточно хлопотная история. Брать деньги за ручную кладь, придираясь к размерам, рассаживать пассажиров, желающих лететь вместе требуя с них доплату за «выбор» места, по всей вероятности, проще.

В марте 2022 года пост генерального директора «Победы» покинул Андрей Калмыков – но, судя по тому, с каким упорством новое руководство продолжило биться в судах за право причинять своим пассажирам причинять максимальные неудобства, можно предположить, что политика компании не поменялась: других способов держать доходность на необходимом уровне, «Победа», по всей вероятности, не видит.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.01.2023 13:39
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх