Версия // Общество // Спустя год после аварийной посадки А321 в кукурузном поле птицы по-прежнему представляют опасность для самолётов

Спустя год после аварийной посадки А321 в кукурузном поле птицы по-прежнему представляют опасность для самолётов

6423

Опасность в воздухе

Фото: @smnewsru
В разделе

Ровно год назад, 15 августа, пилотам «Уральских авиалиний» удалось посадить аварийный лайнер А321 с отказавшими после столкновения с чайками двигателями на кукурузном поле в двух километрах от подмосковного аэропорта Жуковский. По мнению экспертов, за это время никаких кардинальных мер, которые снизили бы вероятность повторения подобной ситуации, принято не было, поэтому птицы по-прежнему угрожают самолетам.

15 августа 2019 года в России произошел громкий авиаинцидент. Самолет А321 «Уральских авиалиний», на борту которого было 234 человека, вылетел из подмосковного аэропорта «Жуковский» в Симферополь. Сразу после взлета выяснилось, что у воздушного судна отказали двигатели – это произошло из-за того, что самолет столкнулся с чайками при вылете из воздушной гавани. Изначально экипаж решил, что пострадал только один двигатель, и можно вернуться в аэропорт, попытавшись приземлиться на уцелевшем. Командир экипажа Дамир Юсупов запросил разрешение на разворот и экстренную посадку в Жуковском, но практически сразу стало ясно, что не функционируют оба двигателя, и до аэропорта дотянуть не удастся. Тогда Юсупов принял решение приземляться прямо в кукурузном поле. Как следует из расшифровки переговоров с диспетчерами, между сообщением о возврате в Жуковский и приземлением в поле прошла всего минута – летчики даже не предупредили, что их планы поменялись. Юсупов убрал шасси и посадил самолет «на брюхо». Несмотря на жесткую посадку и полные баки, самолет не загорелся и не раскололся на части. После приземления пассажиры были эвакуированы, в процессе 76 человек получили травмы, не представляющие угрозы для жизни.

Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин за свои действия в экстренной ситуации получили звания Героев России. Остальных членов экипажа наградили Орденом Мужества. Кроме того, после случившегося активно обсуждалась проблема защиты от птиц в российских аэропортах и меры, которые необходимо предпринять во избежание подобных происшествий.

Дело в птицах

Подвиг российских пилотов сравнивали с легендарным «чудом на Гудзоне» - посадкой самолета на воды реки Гудзон в Нью-Йорке. Обстоятельства этих происшествий действительно похожи: в обеих случаях летчикам удалось посадить воздушное судно с отказавшими двигателями на не предназначенную для этого поверхность и обойтись без жертв. Кроме того, авиаинциденты в Нью-Йорке и Подмосковье объединяет еще одно важное обстоятельство: они произошли из-за птиц, попавших в двигатели. Американский самолет столкнулся со стаей цесарок, а на пути российского авиалайнера, как уже упоминалось выше, оказались чайки. К слову, столкновение с птицами – это довольно частое явление в авиации: в России за год происходит порядка 7 тысяч так называемых «bird strike», в Европе – порядка 10 тысяч. Повреждения возникают примерно в 5% случаях, и крайне редко они оказываются настолько серьезными, что приводят к нештатным ситуациям. Как правило, если вес птицы составляет менее 3 килограммов, двигатели выдерживают ее попадание в двигатель без последствий. В случае, если она окажется крупнее, двигатель может выйти из строя, но в этом случае пилоты могут добраться до аэропорта на втором двигателе. Выход из строя сразу двух двигателей – очень редкое явление.

По теме

Пассажиры А321, пережившие вынужденную посадку в кукурузном поле, рассказали о том, как происходил взлет. Пассажирка Лидия Ковалева рассказала изданию «360» о том, что еще в момент разгона стало понятно, что не все в порядке: «Я почувствовала, что что-то попало в турбину. Это как большая мясорубка, которая крутит мягкое мясо, и вдруг туда попадает кость. Двигатель начал захлебываться. Что там какое-то инородное тело, было понятно сразу».

Уже постфактум выяснилось, что на пути самолета оказалась целая стая чаек, и кто должен понести ответственность за их появление на взлетно-посадочной полосе, по-прежнему под вопросом.

Основания для опасений

Как сообщает газета «Известия», после посадки А321 в кукурузном поле к птицам стали относиться более настороженно. По данным издания, некоторое время назад в социальных сетях распространилась информация о том, что рейс из Ульяновска в Санкт-Петербург откладывался два раза, и причиной этому, предположительно, стали птицы, которые кружили над летным полем. Отмечалось, что пернатых могла привлечь свалка, расположенная в непосредственной близости от аэропорта. В то же время, руководство воздушной гавани опровергло информацию о том, что рейс откладывался из-за птиц. По словам директора аэропорта Сергея Наконечного, задержка была обусловлена техническими причинами. Что касается свалки, она действительно есть, но она сертифицирована.

К слову, недалеко от аэропорта Жуковский тоже есть свалка. Расследование аварии А321 еще не завершено, и специалисты пока не дали оценку роли, которую она могла сыграть в случившемся. По утверждению специалистов, притягивать птиц могут не только помойки, но и заболеченная местность, пруды и отстойники.

В Росавиации утверждают, что орнитологическая безопасность полетов – это одно из обязательных требований при выдаче сертификата оператора аэродрома, и ее обеспечение регулярно проверяется.

Как считает руководитель Отраслевой группы авиационной орнитологии Сергей Рыжов, мнение которого приводят «Известия», система проверки и нормативных правил требует усовершенствования: необходимо скорректировать подготовку персонала, который занимается обеспечением безопасности, и тех, кто проводит проверки. Сейчас данная сфера регулируется руководством по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, принятым еще в1988 году. Прошлогодний инцидент показал необходимость изменений, но новый регламент до сих пор не принят, хотя проект федеральных авиационных правил по обеспечению орнитологической безопасности уже был опубликован для общественного обсуждения.

Сделали выводы

История с аварийной посадкой А321 все же заставила некоторые российские аэропорты учесть этот опыт и принять превентивные меры. В первую очередь на случившееся отреагировали аэропорты столичного региона. Так, в частности, в Жуковском сообщили, что аэропорт приобрел новое оборудование для защиты от птиц и создал дополнительный контур безопасности, оснащенный мощнейшими системами. При этом часть оборудования начала действовать в течение двух недель после происшествия. Кроме того, принимаются меры по очистке проблемных территорий, где мусор привлекает стаи птиц. В июле 2020 года был проведен тендер на разработку комплекса инженерных изысканий и концепции рекультивации нарушенных земель вблизи озера Глушица – именно оттуда могли вылететь чайки, попавшие в двигатели А321.

Во Внуково также разместили дополнительное оборудование, отпугивающее птиц, а также начали регулярное обследование территории, прилегающей к аэродрому, в целях выявления несанкционированных свалок, которые могут быть кормовой базой для птиц. В Шереметьево в этом году закупили пиротехнические и сигнальные средства, а в 2021 году планируется приобрести автоматический лазерный отпугиватель птиц. Что касается Домодедово, здесь заявили, что система орнитологической безопасности не претерпела никаких изменений и функционирует в прежнем режиме.

В 2020 году, по данным представителей столичных аэропортов, столкновений воздушных судов с птицами зарегистрировано не было.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.08.2020 16:40
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх