// // Спасательные средства для ВМФ ищут прокуроры

Спасательные средства для ВМФ ищут прокуроры

18

Уплыл и не вернулся

Спасательные средства для ВМФ ищут прокуроры
В разделе

В канун пятой годовщины со дня гибели атомной подводной лодки «Курск» Военно-морской флот России чуть было не постигла очередная серьёзная катастрофа. У берегов Камчатки, запутавшись в рыболовных сетях, затонул глубоководный аппарат Тихоокеанского флота АС-28. Лишь благодаря помощи британских моряков экипаж и батискаф удалось спасти. Справедливый вопрос: «Почему у российских моряков вновь не оказалось необходимых средств для спасения подводников?» вот уже несколько дней не сходит со страниц центральных газет. По нашим данным, эта же проблема сегодня занимает Генеральную прокуратуру России.

Речь идёт об уникальных спасательных судах ВМФ России «Фотий Крылов» и «Николай Чикер», которые при весьма туманных обстоятельствах перекочевали от российских причалов во владение кипрской компании «Цавлирисс Русс». Два года назад «Версия» провела собственное расследование этой сделки и пришла к неутешительному выводу. Официально суда были переданы в аренду, однако, судя по оказавшимся в нашем распоряжении эксклюзивным документам, тот же спасательный буксир «Фотий Крылов» числился российским лишь формально, а на деле был зарегистрирован на Кипре. Сумма же арендной платы — по $1 млн. в год за каждое судно — вызывала у специалистов улыбку. По оценкам авторитетных мировых морских брокерских фирм, она должна была быть выше как минимум в три раза.

И вот спустя два года супербуксирами занялась прокуратура. Причём серьёзно. Как следует из официального документа за подписью замначальника управления прокуратуры г. Москвы А.А. Дятлова, проверкой законности этих сделок сегодня занимаются Тверская межрайонная прокуратура г. Москвы и прокуратура Мурманской области. Чем же привлекли внимание прокуроров эти суда?

Как нам стало известно, весь сыр-бор разгорелся из-за спасательного буксира «Николай Чикер». Ещё в феврале 2000 года Минимущество и Военно-морской флот решили сдать судно в аренду столичной компании «Совфрахт». Согласно договору бербоут-чартера ОАО «Совфрахт» на время становилось владельцем судна и могло управлять буксиром по своему усмотрению. Взамен компания обещала платить арендную плату и поддерживать буксир в исправном техническом состоянии. Кроме того, как любое коммерческое предприятие, «Совфрахт» должен был платить в государственную казну налоги от заработанных буксиром средств. Но на деле всё оказалось несколько сложнее: «Совфрахту» управлять буксиром оказалось совсем недосуг, и он оперативно передал «Николая Чикера» в субаренду кипрской компании «Цавлирисс Русс». То есть выступил в роли агента-посредника и снял неплохие проценты за работу судна.

Невольно напрашивается вопрос: «Не проще ли было чиновникам Минимущества и их партнёрам из ВМФ сделать это без посредников и тем самым сэкономить немалые средства?». Да, с точки зрения здравого смысла, конечно, так было бы проще, тем более что в Минимуществе и Военно-морском флоте прекрасно знали, что буксир в итоге окажется именно у кипрской компании. Впрочем, на всё есть простое объяснение: без посредника, кроме нашего нищего ВМФ, прибыль не получил бы никто.

Собственно, прокуроров сам факт передачи флотского судна в субаренду интересует мало. Вся анекдотичность ситуации заключается в том, что на данный момент «Николай Чикер» фактически исчез и никто не может толком назвать его истинного владельца. Если верить Минимуществу, которое одобрило передачу буксира в субаренду, на данный момент судовладельцем является компания «Цавлирисс Русс». А вот Федеральная служба по надзору в сфере транспорта придерживается диаметрально противоположного мнения: по их данным, судовладельцем «Николая Чикера» продолжает оставаться российская фирма «Совфрахт». Как же такое могло произойти? Да очень просто. «Совфрахт», вопреки требованиям Кодекса торгового мореплавания РФ и действующих Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, решил не вносить в государственный судовой реестр сведений о смене собственника. Недоглядели? Может быть. Хотя наши источники в Минтрансе говорят, что с помощью такой нехитрой схемы можно значительно сократить налоговые выплаты.

По теме

Впрочем, проблема не только в налогах. Дело в том, что супербуксир ВМФ «Николай Чикер» сегодня является российским лишь на бумаге. Кипрских же владельцев судна мало интересуют российские законы, которые должны соблюдаться на любом судне с российским флагом. В частности, это касается и трудовых отношений с экипажем. Так, по нашим сведениям, на «Николае Чикере», который на данный момент находится в Кейптауне, в начале лета даже вспыхнул небольшой бунт. В роли бунтовщиков выступили 3-й механик Гаджи-Керимов Ю.Г. и моторист Фордуй В.А., которые были недовольны условиями труда на судне. В частности, нерегулярной выплатой заработной платы, а также тем, что судовладельцы не вносили за моряков взносы в фонд социального страхования. В итоге правдолюбцев с судна списали, а их жалобы сегодня внимательно изучают прокуроры.

А скандальная история со спасательными буксирами «Николай Чикер» и «Фотий Крылов» продолжается. Срок аренды «Николая Чикера» истекает в декабре 2005 года. И в то, что он когда-нибудь вернётся в состав Военно-морского флота России, сегодня верят немногие. Более того, по нашим сведениям, срок аренды судов скорее всего будет продлён. Хотя и адмиралов понять можно. Зачем тратить средства на содержание собственных спасательных сил, когда нам в любой момент могут помочь партнёры из НАТО? Тем более бесплатно. Другое дело, честь российского флага. Но это, похоже, наших коммерсантов от ВМФ особо не беспокоит.

Опубликовано:
Отредактировано: 11.11.2016 22:38
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх