Версия // Общество // Современные реалии превращают вертолетные площадки в важный элемент российской транспортной авиационной инфраструктуры

Современные реалии превращают вертолетные площадки в важный элемент российской транспортной авиационной инфраструктуры

9952

Вперед – от винта

5
В разделе

Вертолетный транспорт обладает множеством преимуществ, главное из которых – его высокая маневренность, и приносит обществу реальную пользу, но его эксплуатация невозможна, если нет необходимой наземной инфраструктуры. Сейчас в России наблюдается ее дефицит, хотя некоторые подвижки в нужном направлении уже имеются, и, по всей вероятности, решение проблемы едва ли возможно без привлечения частного капитала.

В соответствии с данными Ассоциации Вертолетной индустрии в 2019 году в России в реальной эксплуатации находились 1089 вертолетов. Речь идет о машинах всех типов, причем 914 из них – отечественного производства, а оставшиеся 175 – зарубежного. На 60% российский вертолетный парк сформирован за счет советского наследия и уже давно нуждается в обновлении.

Количество вертолетов, совершенных ими рейсов, доставленных из точки А в точку Б пассажиров и грузов – это лишь одна сторона дела. Необходимо принимать во внимание еще и тот факт, что вертолетные полеты невозможны без инфраструктурных объектов: это взлетно-посадочные площадки, заправочные комплексы, аэропорты и так далее. И для того, чтобы все это получило развитие, российским властям, по всей вероятности, придется привлекать частный капитал – едва ли есть другие варианты решения этой проблемы.

Топ-5

Лидером мирового рейтинга по количеству взлетно-посадочных полос являются США. По разным оценкам, на территории этой страны есть от 13 до 15 тысяч ВПП, включая 2191 действующий гражданский аэропорт. Один из факторов столь выдающихся достижений в этой отрасли – участие в ней частного капитала. Впрочем, это характерно в США не только для авиации, но и, к примеру, для космонавтики – совсем недавно в космос отправился Crew Dragon частной компании Илона Маска.

Второе, третье и четвертое места по этому показателю занимают Бразилия, Мексика и Канада. Россия находится на «почетном» пятом месте, и ситуация здесь разительным образом отличается от положения дел в США: сейчас в стране насчитывается 1281 взлетно-посадочная полоса, причем большая часть из них – военные, и только 241 – гражданская. При этом, наследие СССР используется далеко не всегда – по информации «Российской газеты», «с карты России исчезло более 1000 построенных в советское время аэродромов».

Что касается вертолетных площадок, с ними дело обстоит несколько позитивнее. За счет того, что вертолеты активно используются в труднодоступных населенных пунктах Севера и Дальнего Востока, задействуются в нефтегазовых проектах и успешно применяются в программе развития санитарной авиации, существует потребность в соответствующей инфраструктуре, и сейчас в РФ насчитывается порядка 3400 вертолетных площадок. Наиболее высокая их концентрация закономерно наблюдается в регионах, где из-за климата есть сложности с использованием наземной техники: так, к примеру, на Чукотке вертолетные площадки есть в каждом населенном пункте.

По теме

Жизненная необходимость

Вертолеты не могут тягаться с самолетами по скоростным показателям, кроме того, управлять такой техникой несколько сложнее, а обходится их эксплуатация дороже из-за более высокого расхода топлива. Тем не менее, они обладают рядом очевидных преимуществ. В первую очередь, это маневренность. Самолету для взлета и приземления нужна достаточно длинная полоса, построить которую можно далеко не везде, а вертолету, который взлетает и садится вертикально, достаточно относительно компактной площадки, причем при необходимости он приземлится на лед, песок, снег или неровную каменистую почву. Кроме того, вертолет может зависнуть в воздухе и даже двигаться «задним ходом». Машина хорошо приспособлена для транспортировки громоздких грузов, которые можно перевозить на внешней подвеске. Интересно, что многие маленькие европейские государства, такие как Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако и Ватикан, из-за своей небольшой площади вообще отказались от строительства аэропортов и обходятся использованием вертолетов.

В современной жизни вертолетам находится множество вариантов применения, и обойтись без них порой невозможно. Они используются для тушения пожара в высотных зданиях в городе, срочной доставки пациентов в больницу, эвакуации пострадавших в ДТП, поисков заблудившихся в лесных массивах людей, аэрофотосъемки и других целей. В прессе регулярно появляются материалы о том, как в экстренной ситуации благодаря вертолетам удавалось спасти людей, а истории о рыбаках-экстремалах, которых с помощью винтокрылой машины снимают с отколовшихся льдин, стали практически обыденностью.

Обратимся к конкретным цифрам. ГКУ «Московский авиационный центр», на балансе которого числится десять вертолетов, только за июль 2020 года спас жизни 39 людей. Подобной деятельностью занимаются не только официальные организации, но и волонтеры, задействующие в поисках свои собственные вертолеты. В Подмосковье существует Поисково-спасательный отряд «Ангел», где за семь лет 27 добровольцев на семи вертолетах сумели отыскать 487 человек, потерявшихся в лесу, в том числе, 38 детей. 120 человек спас командир отряда Александр Михайлов.

В Москве на сегодняшний день имеются сервисы, позволяющие арендовать вертолет с почасовой оплатой. Интернет-поисковики выдают подобные организации по соответствующему запросу, и любой желающий может воспользоваться вертолетом в своих целях.

Широкие возможности

Люди издавна задумывались о полетах, а чертежи летательных аппаратов известны еще со времен Леонардо да Винчи. Сейчас полеты – это часть повседневности и норма жизни, многим людям приходится бывать в аэропортах несколько раз в неделю, совершая перелеты по различным направлениям. Но для жителей отдаленных населенных пунктов вертолетная площадка – это не просто инфраструктурный объект, это возможность полноценной связи с «большой землей».

По теме

В первую очередь, наличие вертолетной площадки и воздушного транспорта означает возможность оказания помощи пациентов, даже если речь идет об экстренных случаях, и прибытия помощи непосредственно на место происшествия при возникновении чрезвычайных ситуаций. К тому же, регулярные рейсы открывают широкие возможности для перемещения между населенными пунктами региона или перелетов за его пределы и становятся удобным способом добраться до нужной точки для местных жителей. Кроме того, вертолетные рейсы – это помощь в работе МВД, деловые поездки, воздушное такси, воздушные прогулки по живописным местам, патрулирование местности, поиск потерявшихся людей, опылительные работы, грузоперевозки, реклама, показательные выступления в рамках развлекательных мероприятий и многое другое.

Таким образом, появление каждой вертолетной площадки – это целое событие, и кто будет этому способствовать, государство или бизнес, не столь важно, ведь, в любом случае, выигрывают от этого люди.

Что нужно для создания вертолетной площадки? В первую очередь, ровное место, желательно, расположенное на возвышенности, а также инфраструктурные сооружения и выделенная радиочастота от Росавиации. Кроме того, необходим штат сотрудников, которые займутся обслуживанием площадки: это команда диспетчеров, техников, кассиров, заправщиков, IT-специалистов и управляющего состава. И, наконец, организующая воля, за счет которой проект будет реализован.

В Республике Крым намерены улучшить ситуацию с вертолетными площадками: до конца 2020 года планируется построить 20 таких объектов, которые будут предназначены для вертолетов санавиации. Соответствующее распоряжение подписал глава региона Сергей Аксенов.

В Москве также есть потребность в вертолетных площадках, и в скором времени, уже в этом году, в мегаполисе появится площадка для аэротакси, которую построят рядом со станцией метро «Прокшино». Таким образом, жители столицы смогут в крайне сжатые сроки добираться до аэропортов в пригородах Москвы, минуя пробки. Кроме того, всего за три часа можно будет добраться до Санкт-Петербурга. В перспективе в Троицком округе Москвы намерены построить еще 50 вертодромов. Благодаря появлению необходимой инфраструктуры, тысячи людей смогут как использовать вертолеты в деловых целях, так и совершать экскурсии и развлекательные поездки.

Небольшие, но значимые

Есть и менее масштабные, но, несмотря на это, значимые проекты, связанные со строительством вертолетных площадок. Так, например, такой объект появится в коттеджном поселке Екатериновка в Конаковском районе Тверской области, в 150 километрах от столицы. Поселок представляет собой крайне привлекательный с точки зрения инвестиций проект, реализация которого позволит воплотить множество смелых задумок. Вертолетная площадка – это еще одно его достоинство. Создатели проекта уже определили место для площадки, а Росавиация предоставила частоту. В здании вертодрома разместится диспетчерский пункт, там же будут организованы комфортные зоны ожидания для пилотов и пассажиров. Вертолеты разместят в теплых ангарах, оборудованных современными инженерными системами. Кроме того, здесь будет свой топливно-заправочный комплекс и посадочная площадка с системой «ночной старт». Прилегающую территорию благоустроят, для автомобилей сделают охраняемую парковку. Площадка в Екатериновке будет рассчитана на вертолеты малого и среднего класса массой до 6800 килограммов и диаметром винта до 14 метров, которые могут перевозить до 15 пассажиров или до 2 тонн груза.

Подобные проекты, независимо от их масштаба, реально меняют мир. Чем доступнее авиация, тем, по сути, меньше расстояние и короче временные промежутки, необходимые для его преодоления. Из Екатериновки всего за 45 минут получится добраться до Москвы в Красногорск, а от Санкт-Петербурга или Нижнего Новгорода поселок будет отделять двухчасовой полет. До Сочи лететь нужно будет шесть часов, до Валдая – час, а до Твери – 15 минут. И все это – без пробок и пересадок. Кроме того, все желающие смогут воспользоваться вертолетом для совершения экскурсии – полюбоваться ночной Москвой или слетать в Звенигород, Суздаль, Сергиев Посад и другие места.

Не отстает и Кремль. Несколько лет назад вертолетная площадка для президентского вертолета появилась в Тайницком саду. После того, как она была введена в эксплуатацию, у президента России Владимира Путина появилась возможность добираться в Кремль из Внуково за 5-7 минут, без учета времени на взлет и посадку.

Перед российской вертолетной авиацией открываются огромные перспективы, ведь на ней завязан большой объем самых разных функций, и даже президент это оценил.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.08.2020 17:11
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх