// // «Скорая» приедет лишь к умирающим

«Скорая» приедет лишь к умирающим

600

Не дышите!

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

«Скорая помощь» отныне может оказаться не такой уж и скорой, а решение о том, стоит ли вообще высылать к вам бригаду врачей, будет принимать оператор-телефонист. Причиной тому – вступивший с 1 января этого года новый порядок оказания скорой медицинской помощи. Чиновники утверждают, что новые правила призваны улучшить качество работы «Скорой помощи», но на самом деле новые стандарты больше походят лишь на очередную попытку сэкономить на нашем с вами здоровье.

Единственная хорошая новость заключается в том, что у россиян всё ещё остаётся несколько месяцев, в течение которых служба скорой помощи будет работать по-старому: многие регионы оказались не готовы к введению утверждённых стандартов, и теперь новые правила работы станут обязательными с 1 июля текущего года.

Стоит отметить, что необходимость реформирования службы «03» действительно назрела давно. Достаточно сказать, что только в прошлом году забастовки врачей «Скорой помощи» прошли во многих российских регионах. Кстати, буквально на днях на улицы вышли работники «Скорой» в Казани. Одним из главных требований протестующих стали низкие зарплаты. «Чтобы прокормить семью, мне нужно работать на полторы ставки. Это 9–10 суточных дежурств в месяц. Тогда можно заработать 28–30 тыс. рублей», – негодовал врач «Скорой помощи» Эмиль Галеев.

Низкие оклады влекут за собой и другую существенную проблему – нехватку персонала. Например, в прошлом году в Ленинградской области в «Скорой» не хватало около 40% врачей. И подобное положение дел наблюдается во многих российских регионах. По статистике, в среднем по стране бригады «Скорой помощи» укомплектованы на 63%.

Исправить ситуацию власти решили с помощью поправок в закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Правда, поправки эти вовсе не предусматривают фактического увеличения финансирования службы или её расширения.

Отныне «Скорая помощь» разделена на экстренную и неотложную. В первую попадают случаи, представляющие реальную угрозу для жизни человека, как то: тяжёлые травмы, ожоги, внезапные болевые синдромы, роды и т.п. Предполагается, что к таким пациентам врачи должны будут приехать в течение ближайших 20 минут после вызова. В категорию же неотложной помощи попадают более легкие случаи, не требующие немедленного прибытия врача: к примеру, внезапное повышение температуры при гриппе или обострение хронических заболеваний. Неотложным пациентам придётся либо ждать врача в течение двух часов, либо вовсе оператор предложит ему обратиться в кабинет неотложной помощи в районной поликлинике.

«В каком случае нужно рекомендовать пациенту обратиться к терапевту? Что такое «явные признаки угрозы жизни» и как их определить по телефону? Кто несёт ответственность за выезд бригады скорой или неотложной помощи? Эти критерии не определены в документе и позволяют сделать виноватыми как главных врачей, так и диспетчеров и рядовых сотрудников бригад «Скорой помощи», – возмущается председатель правления Ассоциации руководителей скорой медицинской помощи РФ, главврач городской станции «Скорой помощи» Санкт-Петербурга Алексей Бойков.

Заметим, что сама по себе идея подобного разделения «Скорой», может быть, и была бы не так плоха, если бы вся остальная система здравоохранения в России функционировала исправно. Достаточно сказать, что на сегодняшний день в подавляющем большинстве поликлиник кабинетов неотложной помощи просто нет. Их ещё только планируется оборудовать.

Скорая помощь сегодня действительно во многом стала этаким универсальным заменителем медицинской помощи, которую в идеале люди должны были бы получать в поликлиниках. По статистике, порядка 70% вызовов «Скорой» на самом деле не относятся к экстренным. Проблема, однако, заключается в том, что обратиться людям, как правило, больше некуда.

«В последний год в Москве, которая первой в стране с прошлого года начала переходить на новые условия работы «Скорой», в четыре раза увеличилось число людей с гипертоническим кризом. Все ломают голову: как? откуда? Не думаю, что статистика реально отражает действительность. Пожилые люди сориентировались в ситуации: если на повышенное артериальное давление врачи к ним за 20 минут не приедут, надо «усложнить» состояние и описать симптомы криза», – рассказывает научный сотрудник НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ Денис Рощин.

Ситуация осложняется ещё и тем, что возлагать надежду на поликлиники, которые вдруг заработали бы по-новому, похоже, не стоит. Введённая ранее новая система работы поликлиник уже привела к тому, что заниматься пациентами врачам просто некогда. Слишком много бумажной работы и отчётности перед страховщиками. Несоблюдение бюрократических процедур естественным образом отражается на зарплате. Не до пациентов теперь будет и врачам «Скорой»?

Опубликовано:
Отредактировано: 16.02.2014 18:47
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх