Версия // Общество // Школьный научный проект – это для «галочки» или для души?

Школьный научный проект – это для «галочки» или для души?

9007

Как стать знаменитым еще в школе?

В разделе

Учебный год во многих российских школах в этом году заканчивается не традиционными выпускными, а проектными сессиями, которые проходят в формате видеоконференций. В одних школах это добровольно-принудительное мероприятие, в других – праздник.

«Проектная работа – это одно из самых интересных направлений школьной работы. Вопрос только в том, как к этому относиться: как к обязательному мероприятию для отчетности или как к способу понять и проявить склонности и таланты ребенка». Так начал нашу беседу профессор Владимир Сухомлин, заведующий лабораторией открытых информационных технологий факультета ВМК МГУ. «Бывая на проектных сессиях студентов и школьников на Западе, я убедился, что у нас и у них это направление организовано совершенно по-разному. На Западе главная цель преподавателя – увидеть и развить талант ребенка. Там ученик или студент всегда выбирает и делает работу по своей инициативе. У нас же зачастую все превращается в добровольно-принудительное мероприятие, кем-то навязанное. В результате, часть работ списана из Интернета, часть выполнена родителями. Во всей нашей стране я могу назвать, может быть, 2-3 школы, где проектная сессия – это действительно творческий процесс, где дети берут неожиданные, нестандартные темы и их поддерживают учителя. Главное, чтобы работа над проектом принесла ребенку радость, только в этом случае он будет развиваться. А для этого учитель должен быть очень свободным человеком. Я знаю таких учителей и таких детей, например, в московской школе «Интеллектуал», – рассказывает профессор Сухомлин.

Чтобы понять, как делают научные проекты «для души» и какие они, «свободные учителя», корреспондент «Нашей Версии» решил посетить проектную сессию в московской школе «Интеллектуал». Разумеется, виртуально, залогинившись на видеоконференции в Zoom.

Доклады были разделены по секциям: история, культурология, биология, география и филология, математика, физика и информатика. Первое, что поразило – это необычность и разнообразие тем. Например, «Классические языки в заклинаниях «Гарри Поттера», «Российские и венесуэльские традиции в моей семье», «Метеорология авиарейсов», «Размещение сети «Макдональдс» по пригородам Москвы», «По следам теоремы Наполеона», «Антагонистические игры»…

Дети рассказывали о том, что им близко, выдвигали спорные гипотезы и спорили с одноклассниками, отвечая на вопросы. Каждую работу все посетители секции должны были оценить и написать краткий отзыв. Это было необходимо для подведения итогов, потому что главное жюри в «Интеллектуале» - сами ребята.

Проекты большинства «интеллектуальцев» – результат достаточно долгой работы: многие делали их в экспедициях, порой по нескольку лет. К примеру, проект ученика 5 класса Игната Костива «Буклет о тюленях» – это итог многочисленных поездок на Дальний Восток, интервью со специалистами, которые работают над темой спасения тюленей. Результатом стало создание журнала «Lasta» – пособия для тех, кто хочет помочь ластоногим. Работа одного ученика переросла в общешкольный проект.

Рассказывали ребята и о своем, личном. Например, ученик 5 класса рассказал об истории находящегося неподалеку от его дома храма Николая Чудотворца, одного из старейших храмов Москвы; его не закрывали даже в советские времена, когда посещение церквей было под запретом. А проект «Антагонистические игры», выполненный на кафедре информатики, неожиданно превратился в коллективный поиск вариантов, как выиграть у компьютера. В конце концов в игру включились даже учителя.

По теме

«Мы проводим научные сессии с момента открытия нашей школы в 2003 году, это наша традиция. Мы начинали это направление, когда оно еще не было обязательным для школ. Мы делали это просто потому, что нам и детям это было интересно. Исследовательская работа всегда входила в концепцию нашей школы», – рассказывает руководитель проектной сессии, преподаватель биологии школы «Интеллектуал» Александр Доброчаев. – Выполнение проекта у нас изначально было делом добровольным. Лучшие из них становились лауреатами всероссийских и международных конкурсов. Многие проекты – результат школьных поездок: на Кипр, на Черное море. Часть проектов по биологии, например, о разнообразии лугов, в этом году подготовлена в ходе совместной работы с Национальным парком "Угра". Это я говорю только про нынешний учебный год. Практических работ, особенно по биологии, у нас всегда очень много», - поясняет Александр Доброчаев.

Для многих ребят их проекты становятся стартом в большую науку. «На сайте школы мы не раз публиковали список научных работ, размещенных в журналах ВАК. Я как научный руководитель только приветствую, когда ученик заявляет о себе и его работа оценивается. За последние годы совместно со своими учениками я подготовил и опубликовал около десятка научных статей в серьезных журналах», – рассказывает преподаватель биологии школы «Интеллектуал» Игорь Окштейн. Некоторые школьники делали проекты в научных лабораториях, им поручали часть более крупного исследования и они становились соавторами серьезных научных работ.

Кстати, профессор Владимир Сухомлин пригласил учеников «Интеллектуала» принять участие в осенней научной конференции, которую проводит факультет Вычислительной математики и кибернетики МГУ.

Так, обычная школьная проектная сессия для кого-то становится первым шагом в большую науку. Оказывается, для этого надо совсем немного: по-настоящему увлечься тем, что делаешь и найти учителя, который тебя понимает.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.05.2020 13:55
Комментарии 0
Наверх