Версия // Колумнисты // Сбербанк подкрался незаметно

Сбербанк подкрался незаметно

4899
Борис Кагарлицкий
В разделе

Сбербанк всё активнее оказывает услуги, имеющие мало отношения к его профилю. Он принимает заказы на доставку еды из ресторанов, организует прокат автомобилей, а одна из его дочерних фирм сама продаёт машины. Своим мнением поделился директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.

У меня в телефоне внезапно появилось новое приложение – SberFood. Я его не загружал и не устанавливал. Оно как-то само забралось ко мне на экран смартфона и уверенно расположилось там на самом видном месте.

По всей видимости, это произошло у всех клиентов Сбербанка, использующих онлайн-доступ к своим счетам. Их не спрашивали, нужен ли им новый сервис. А фирмы, профессионально занимающиеся доставкой еды, могут только завидовать такому продвижению. В конце концов, Сбербанк остаётся самым массовым учреждением в финансовом секторе, а потому доступ имеет к огромной массе телефонов.

Заказом еды я пользуюсь редко, делаю это исключительно через компьютер, новый сервис использовать не собираюсь. Но произошедшее заставило меня задуматься о том, как наши финансовые и информационные корпорации подчиняют себе самые разные сектора рынка.

Замечу при этом, что Сбербанк – не единственная финансовая корпорация, строящая бизнес таким образом. Его конкурент Альфа-банк тоже завёл собственную страховую и даже туристическую компании. Все они опираются на опыт «Яндекса», который, начав с информации для пользователей интернета, дошёл до финансовых услуг, организации работы такси и доставки еды.

Монополии – естественное следствие капитализма. В наши дни контроль над информационными потоками становится средством для монополизации рынков несколькими корпорациями, имеющими соответствующие возможности. В некоторых случаях потребители от этого даже выигрывают – услуги становятся дешевле и доступнее. Правда, страдает мелкий и средний бизнес. Но такова уж его судьба – быть кормом для крупных акул.

В условиях снижающегося спроса и обостряющейся конкуренции выигрывает не тот, кто больше и лучше работает, а тот, у кого больше ресурсов и устойчивости. Крупные корпорации снижают цену за счёт масштаба своих операций, тесня конкурентов помельче.

Проблема Сбербанка, однако, в том, что у нашей крупнейшей финансовой компании уж слишком много слабых мест именно там, где она работает по своему основному профилю. Программа онлайн-доступа то и дело зависает.

С надёжностью и защищённостью информации клиентов часто возникают проблемы. Исчезли доступные и удобные зелёные банкоматы со станций московского метро. Дешёвую ипотеку банк предоставляет своим клиентам, но только живущим на территории… Евросоюза (например, в Чехии).

Да, эти проблемы тоже отнюдь не являются монополией одного лишь Сбербанка, но, может быть, прежде чем распространять свой бизнес на всю сферу дистанционных услуг, банк Германа Грефа мог бы заняться устранением недостатков по своему основному профилю?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.11.2019 01:08
Комментарии 4
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх