Версия // Общество // Американские самолеты служили не только союзникам, но и фашисткой Германии

Американские самолеты служили не только союзникам, но и фашисткой Германии

21478

«Летающие крепости» на службе Третьего Рейха

В разделе

В любой войне всегда есть трофеи. Особенно, если война длительная, и захватывает много стран. Во время Великой Отечественной Германия захватывала бронетехнику Советского Союза, Советский Союз захватывал бронетехнику Германии. Причем, трофеи были в таких количествах, что позволяли формировать полки, вооруженные трофейной техникой. В этой статье мы расскажем о неизвестном эпизоде, когда трофеями немцев стали американские летающие крепости В-17 Boeing B-17 «Flying Fortress» (Б-17 «Летающая крепость»), и как немцы использовали эти самолеты.

Начало истории

Летом 1942 года в Великобританию начали пребывать подразделения 8-й воздушной армии США. 17 августа 1942 года в небе над Западной Европой впервые появились тяжелые бомбардировщики В-17 «Летающая крепость». 12 таких машин подвергли бомбардировке депо и станцию во французском городе Руан. Однако истребителей, способных сопровождать «крепости» на всем маршруте полета, у американцев тогда ещё не было. В-17 подвергались массированным атакам истребителей Люфтваффе и несли большие потери. Было сбито много «крепостей», но все они, даже после вынужденной посадки «на брюхо», были непригодны для исследования, не говоря уже о полетах. А в Люфтваффе очень хотели заполучить пригодную для полетов «Летающую крепость». Она была крайне необходима для точного определения ее тактико-технических характеристик, поиска уязвимых мест и отработки тактики атак на нее. Но специальным командам инженеров и техников, обследовавших сбитые самолеты, долгое время оставалось лишь снимать с них пригодные агрегаты и узлы и складировать, как говорится, «до лучших времен». В Люфтваффе начал скапливаться большой запас двигателей, винтов, бортового оборудования.

Захват

Наступило 12 декабря 1942 года. Французский берег Ла-Манша пересекли 90 (!!!) В-17. Их целью был аэродром Ромийи-сюр-Сен в 110 километрах от Парижа. На этом аэродроме находилась главная тыловая база 3-го воздушного флота Люфтваффе. По тревоге на перехват были подняты FW-190. Немцы дождались, когда сопровождавшие «крепости» «Спитфайры» истратят своё топливо и повернут назад, в Англию и атаковали их. Две «крепости» были подбиты, несколько повреждены. Одним из не вернувшихся бомбардировщиков был В-17F с бортовым обозначением «PU-B». В те времена многие «крепости» имели имена собственные. Герой нашего рассказа назывался «Wulfe Hound» («Волкодав»). Командир поврежденного самолета попытался развернуться и лететь обратно в Англию, но ошибся. Вместо того, чтобы лететь на запад, самолет полетел на север. В итоге «крепость» совершила вынужденную посадку около голландского города Леуварден, недалеко от побережья Северного моря, и весь её экипаж попал в плен. Немцы осмотрели самолет. Он оказался годен к полетам. После проверки всех систем B-17F совершил перелет на испытательную станцию Люфтваффе. Там бомбардировщик был полностью отремонтирован, на него нанесли немецкие опознавательные знаки и бортовой код «DL+XC», но при этом он сохранил свой «родной» серийный номер на киле и другие эксплуатационные надписи. Самолет прошёл всесторонние испытания и получил лестные характеристики от немецких летчиков. Летом 1943 года B-17F совершил тур по базам истребителей Люфтваффе в Германии, Голландии, Бельгии и Франции. Немецкие лётчики получили возможность осмотреть своего противника и узнать его слабые стороны. Во время демонстрационных полетов, когда истребители отрабатывали выходы в атаку, на бомбардировщике для большей наглядности были наклеены специальные белые полосы, отмечавшие места, наиболее уязвимые для огня истребителей.

По теме

Под чужим флагом

Первое подтверждение тому, что один из числившихся потерянным самолетов, используется противником, американцы получили 11 мая 1943 года. Тогда экипажи «крепостей», вернувшиеся в Англию после налетов на немецкие базы подводных лодок в Бискайском заливе, доложили, что видели в воздухе одиночный B-17F с немецкими опознавательными знаками. Через месяц, 11 июня, аналогичные рапорты представили экипажи «крепостей» участвующих в налете на военно-морскую базу Вильгельмсхафен. Самолет видели над французским побережьем Ла-Манша. 25 и 28 июня ситуация повторилась. «Летающая крепость» с крестами появлялась вблизи от соединений бомбардировщиков, направлявшихся к целям в Германии и Франции. Можно с определенностью утверждать, что это был именно B-17F «Волкодав». Просто к тому времени у немцев был только один летающий трофейный В-17. Непонятна природа этих встреч. То ли «Волкодав» выполнял задания воздушного разведчика, которого наводили по данным немецких радиолокационных станций (РЛС), а он, в свою очередь, наводил истребители, то ли он просто перелетал с одного аэродрома на другой, и встречи были случайные. В штабе 8-й воздушной армии США к этим рапортам отнеслись с большой тревогой, можно даже сказать с паникой. Американцы полагали, что трофейные В-17 по наводке с земли, могут «просачиваться» в боевые порядки, а «крепости» летали большими группами в сомкнутых порядках, чтобы выпустить с близкой дистанции ракеты типа «Panzerfaust». В связи с этим появилось распоряжение - перед каждым вылетом наносить на «крепости» новый отличительный знак, чтобы можно было опознать «чужака». Также высказывалось предположение, что немцы используют трофейные В-17 для того, чтобы приблизившись к соединениям бомбардировщиков, прослушивать радиопереговоры их экипажей. Резон в таких опасениях был. Американцы не соблюдали никаких правил радиообмена в полете, и прослушать эфир, а затем сообщить своим ПВО о цели налета, было вполне реально.

Начиная с лета 1943 года в руки немцев стали попадать всё больше «крепостей», имевших небольшие повреждения. Для восстановления сбитых самолетов немцы создали специальное ремонтное подразделение. Имея солидный запас запчастей, немецкие авиамеханики могли восстанавливать В-17 даже с повреждениями средней тяжести. Главное, чтобы фюзеляж был в относительно нормальном состоянии. В Люфтваффе совершенно резонно рассудили, что «крепости» следует использовать в специальных операциях. Восстановленные самолеты переоборудовались. В отсеках для бомб и в местах, освободившихся после демонтажа многочисленных пулеметных турелей, монтировались места для размещения диверсионных групп и грузов для них. «Крепости» могли взять намного больше парашютистов-диверсантов, чем стандартный Не-111. 26 июня 1943 года американские «крепости» совершили очередной массированный налет. Немецкие РЛС и истребители FW-190A сработали чётко, 5 «крепостей» было сбито и несколько повреждено. Среди не вернувшихся на базу был B-17F с обозначением «SU-K», имевший наименование «Flak Dancer». Вольный перевод – «Танцующий под зенитным огнем». Немцы отремонтировали самолет. Он получил бортовой код «SJ+KY». Третьей «крепостью» стал B-17F «QE-W» под названием «Mr Five by Five» («Мистер пять на пять»). В Люфтваффе он получил бортовой код «А3+ВВ». Правда, коды менялись. Так, например, «А3+ВВ» » в разное время имелся на трех разных «крепостях»: на двух B-17F и одном B-17G. Это было связано со спецификой спецопераций, выполняемых «крепостями».

По теме

29 июля 1943 года в руки немцев попала ещё одна «крепость» - B-17F «TS-A», называвшаяся «Down & Go»(«Вверх и вниз»). В Люфтваффе самолет получил код «А3+СЕ».

Уже осенью оба последних самолета стали активно использоваться в спецоперациях в Италии и на Средиземном море. Американские лётчики регулярно докладывали о встречах с «крепостями», на которых были немецкие бортовые обозначения и американские серийные номера. Это были «Мастер пять на пять» и «Вверх и вниз». В начале 1945 года оба самолета занимались забросками агентов и диверсантов по всей Западной Европе. 9 февраля «Вверх и вниз» получил задание, имеющее «высший приоритет». Самолет должен был доставить во Францию делегацию из 10 чиновников администрации маршала Петэна. При взлете раздался мощный взрыв, превративший «крепость» в огненный шар. Из 20 человек, находившихся в самолете, погибло 18. Кто заминировал машину до сих пор неизвестно, как неизвестна и миссия французов. По некоторым данным, она должна была наладить диалог между Германией и правительством «Свободной Франции» Шарля де Голля.

2 марта 1945 года «Мастер пять на пять» выбросил агентов над Голландией и Северной Францией. «Крепость» взяли на сопровождение американские РЛС и поднятый в воздух ночной истребитель «Бьюфайтер» сбил «Мастера пять на пять». Но в течение октября 1944 года немцы «приобрели» еще три «крепости». B-17F «LN-T», имевший название «Badger Beauty V» («Красивый барсук V?»), B-17F «GX-E», носивший имя «Miss Nonalee II». Последний, после восстановления немцами получил необычный бортовой код «7+8». Третьей «крепостью», доставшейся немцам был B-17F «LL-S» . прозванный «OldFaithful» («Верный старик»). После ремонта он получил немецкий код “DR+PE”. В декабре 1944 года парк Люфтваффе пополнили еще три «Крепости».

Пленные «Освободители»

Кроме В-17 в Люфтваффе использовался и другой американский тяжелый четырехмоторный бомбардировщик – В-24 «Liberator» («Освободитель»). По имеющимся данным, в 1944-1945 годах Люфтваффе использовало семь таких машин.

Заключение

Во Второй Мировой войне трофейные самолеты использовались очень активно, впрочем, как и трофейные танки, пушки и стрелковое оружие. Немцы трофейные «крепости» использовали для двух целей.

Во-первых, специальные операции – высадка агентуры и разведывательно-диверсионных групп. Благодаря дальности полета «крепостей», сделать это можно было в любой точке Европы. Кроме этого, самолеты использовались для доставки «спецпассажиров».

Во-вторых, сопровождение бомбардировщиков союзников. Эти задания не очевидны. Не сохранились документальных свидетельств, для чего «крепости» с крестами сопровождали «крепости» с американскими звездами, но они это делали. А самое главное, нервная реакция американских военных на такие встречи говорит о том, что для американцев такие встречи были явно не желательны.

Возможно, через какое-то время и эта загадка истории будет разгадана.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.12.2019 13:39
Комментарии 0
Наверх