В любой войне всегда есть трофеи. Особенно, если война длительная, и захватывает много стран. Во время Великой Отечественной Германия захватывала бронетехнику Советского Союза, Советский Союз захватывал бронетехнику Германии. Причем, трофеи были в таких количествах, что позволяли формировать полки, вооруженные трофейной техникой. В этой статье мы расскажем о неизвестном эпизоде, когда трофеями немцев стали американские летающие крепости В-17 Boeing B-17 «Flying Fortress» (Б-17 «Летающая крепость»), и как немцы использовали эти самолеты.
Начало истории
Летом 1942 года в Великобританию начали пребывать подразделения 8-й воздушной армии США. 17 августа 1942 года в небе над Западной Европой впервые появились тяжелые бомбардировщики В-17 «Летающая крепость». 12 таких машин подвергли бомбардировке депо и станцию во французском городе Руан. Однако истребителей, способных сопровождать «крепости» на всем маршруте полета, у американцев тогда ещё не было. В-17 подвергались массированным атакам истребителей Люфтваффе и несли большие потери. Было сбито много «крепостей», но все они, даже после вынужденной посадки «на брюхо», были непригодны для исследования, не говоря уже о полетах. А в Люфтваффе очень хотели заполучить пригодную для полетов «Летающую крепость». Она была крайне необходима для точного определения ее тактико-технических характеристик, поиска уязвимых мест и отработки тактики атак на нее. Но специальным командам инженеров и техников, обследовавших сбитые самолеты, долгое время оставалось лишь снимать с них пригодные агрегаты и узлы и складировать, как говорится, «до лучших времен». В Люфтваффе начал скапливаться большой запас двигателей, винтов, бортового оборудования.
Захват
Наступило 12 декабря 1942 года. Французский берег Ла-Манша пересекли 90 (!!!) В-17. Их целью был аэродром Ромийи-сюр-Сен в 110 километрах от Парижа. На этом аэродроме находилась главная тыловая база 3-го воздушного флота Люфтваффе. По тревоге на перехват были подняты FW-190. Немцы дождались, когда сопровождавшие «крепости» «Спитфайры» истратят своё топливо и повернут назад, в Англию и атаковали их. Две «крепости» были подбиты, несколько повреждены. Одним из не вернувшихся бомбардировщиков был В-17F с бортовым обозначением «PU-B». В те времена многие «крепости» имели имена собственные. Герой нашего рассказа назывался «Wulfe Hound» («Волкодав»). Командир поврежденного самолета попытался развернуться и лететь обратно в Англию, но ошибся. Вместо того, чтобы лететь на запад, самолет полетел на север. В итоге «крепость» совершила вынужденную посадку около голландского города Леуварден, недалеко от побережья Северного моря, и весь её экипаж попал в плен. Немцы осмотрели самолет. Он оказался годен к полетам. После проверки всех систем B-17F совершил перелет на испытательную станцию Люфтваффе. Там бомбардировщик был полностью отремонтирован, на него нанесли немецкие опознавательные знаки и бортовой код «DL+XC», но при этом он сохранил свой «родной» серийный номер на киле и другие эксплуатационные надписи. Самолет прошёл всесторонние испытания и получил лестные характеристики от немецких летчиков. Летом 1943 года B-17F совершил тур по базам истребителей Люфтваффе в Германии, Голландии, Бельгии и Франции. Немецкие лётчики получили возможность осмотреть своего противника и узнать его слабые стороны. Во время демонстрационных полетов, когда истребители отрабатывали выходы в атаку, на бомбардировщике для большей наглядности были наклеены специальные белые полосы, отмечавшие места, наиболее уязвимые для огня истребителей.
На территории сектора Газа работает консульский пункт РФ, и в настоящее время его сотрудники решают вопрос об эвакуации не только россиян, но и граждан ряда других государств.
Под чужим флагом
Первое подтверждение тому, что один из числившихся потерянным самолетов, используется противником, американцы получили 11 мая 1943 года. Тогда экипажи «крепостей», вернувшиеся в Англию после налетов на немецкие базы подводных лодок в Бискайском заливе, доложили, что видели в воздухе одиночный B-17F с немецкими опознавательными знаками. Через месяц, 11 июня, аналогичные рапорты представили экипажи «крепостей» участвующих в налете на военно-морскую базу Вильгельмсхафен. Самолет видели над французским побережьем Ла-Манша. 25 и 28 июня ситуация повторилась. «Летающая крепость» с крестами появлялась вблизи от соединений бомбардировщиков, направлявшихся к целям в Германии и Франции. Можно с определенностью утверждать, что это был именно B-17F «Волкодав». Просто к тому времени у немцев был только один летающий трофейный В-17. Непонятна природа этих встреч. То ли «Волкодав» выполнял задания воздушного разведчика, которого наводили по данным немецких радиолокационных станций (РЛС), а он, в свою очередь, наводил истребители, то ли он просто перелетал с одного аэродрома на другой, и встречи были случайные. В штабе 8-й воздушной армии США к этим рапортам отнеслись с большой тревогой, можно даже сказать с паникой. Американцы полагали, что трофейные В-17 по наводке с земли, могут «просачиваться» в боевые порядки, а «крепости» летали большими группами в сомкнутых порядках, чтобы выпустить с близкой дистанции ракеты типа «Panzerfaust». В связи с этим появилось распоряжение - перед каждым вылетом наносить на «крепости» новый отличительный знак, чтобы можно было опознать «чужака». Также высказывалось предположение, что немцы используют трофейные В-17 для того, чтобы приблизившись к соединениям бомбардировщиков, прослушивать радиопереговоры их экипажей. Резон в таких опасениях был. Американцы не соблюдали никаких правил радиообмена в полете, и прослушать эфир, а затем сообщить своим ПВО о цели налета, было вполне реально.
Начиная с лета 1943 года в руки немцев стали попадать всё больше «крепостей», имевших небольшие повреждения. Для восстановления сбитых самолетов немцы создали специальное ремонтное подразделение. Имея солидный запас запчастей, немецкие авиамеханики могли восстанавливать В-17 даже с повреждениями средней тяжести. Главное, чтобы фюзеляж был в относительно нормальном состоянии. В Люфтваффе совершенно резонно рассудили, что «крепости» следует использовать в специальных операциях. Восстановленные самолеты переоборудовались. В отсеках для бомб и в местах, освободившихся после демонтажа многочисленных пулеметных турелей, монтировались места для размещения диверсионных групп и грузов для них. «Крепости» могли взять намного больше парашютистов-диверсантов, чем стандартный Не-111. 26 июня 1943 года американские «крепости» совершили очередной массированный налет. Немецкие РЛС и истребители FW-190A сработали чётко, 5 «крепостей» было сбито и несколько повреждено. Среди не вернувшихся на базу был B-17F с обозначением «SU-K», имевший наименование «Flak Dancer». Вольный перевод – «Танцующий под зенитным огнем». Немцы отремонтировали самолет. Он получил бортовой код «SJ+KY». Третьей «крепостью» стал B-17F «QE-W» под названием «Mr Five by Five» («Мистер пять на пять»). В Люфтваффе он получил бортовой код «А3+ВВ». Правда, коды менялись. Так, например, «А3+ВВ» » в разное время имелся на трех разных «крепостях»: на двух B-17F и одном B-17G. Это было связано со спецификой спецопераций, выполняемых «крепостями».
Появились новые подробности ночной атаки дронов в Севастополе, где после ударов беспилотников загорелась нефтебаза. Выяснилось, что дроны пытались нанести удары и по другим городским объектам.
29 июля 1943 года в руки немцев попала ещё одна «крепость» - B-17F «TS-A», называвшаяся «Down & Go»(«Вверх и вниз»). В Люфтваффе самолет получил код «А3+СЕ».
Уже осенью оба последних самолета стали активно использоваться в спецоперациях в Италии и на Средиземном море. Американские лётчики регулярно докладывали о встречах с «крепостями», на которых были немецкие бортовые обозначения и американские серийные номера. Это были «Мастер пять на пять» и «Вверх и вниз». В начале 1945 года оба самолета занимались забросками агентов и диверсантов по всей Западной Европе. 9 февраля «Вверх и вниз» получил задание, имеющее «высший приоритет». Самолет должен был доставить во Францию делегацию из 10 чиновников администрации маршала Петэна. При взлете раздался мощный взрыв, превративший «крепость» в огненный шар. Из 20 человек, находившихся в самолете, погибло 18. Кто заминировал машину до сих пор неизвестно, как неизвестна и миссия французов. По некоторым данным, она должна была наладить диалог между Германией и правительством «Свободной Франции» Шарля де Голля.
2 марта 1945 года «Мастер пять на пять» выбросил агентов над Голландией и Северной Францией. «Крепость» взяли на сопровождение американские РЛС и поднятый в воздух ночной истребитель «Бьюфайтер» сбил «Мастера пять на пять». Но в течение октября 1944 года немцы «приобрели» еще три «крепости». B-17F «LN-T», имевший название «Badger Beauty V» («Красивый барсук V?»), B-17F «GX-E», носивший имя «Miss Nonalee II». Последний, после восстановления немцами получил необычный бортовой код «7+8». Третьей «крепостью», доставшейся немцам был B-17F «LL-S» . прозванный «OldFaithful» («Верный старик»). После ремонта он получил немецкий код “DR+PE”. В декабре 1944 года парк Люфтваффе пополнили еще три «Крепости».
Пленные «Освободители»
Кроме В-17 в Люфтваффе использовался и другой американский тяжелый четырехмоторный бомбардировщик – В-24 «Liberator» («Освободитель»). По имеющимся данным, в 1944-1945 годах Люфтваффе использовало семь таких машин.
Заключение
Во Второй Мировой войне трофейные самолеты использовались очень активно, впрочем, как и трофейные танки, пушки и стрелковое оружие. Немцы трофейные «крепости» использовали для двух целей.
Во-первых, специальные операции – высадка агентуры и разведывательно-диверсионных групп. Благодаря дальности полета «крепостей», сделать это можно было в любой точке Европы. Кроме этого, самолеты использовались для доставки «спецпассажиров».
Во-вторых, сопровождение бомбардировщиков союзников. Эти задания не очевидны. Не сохранились документальных свидетельств, для чего «крепости» с крестами сопровождали «крепости» с американскими звездами, но они это делали. А самое главное, нервная реакция американских военных на такие встречи говорит о том, что для американцев такие встречи были явно не желательны.
Возможно, через какое-то время и эта загадка истории будет разгадана.