Версия // Бизнес // С 1 января водка может резко подорожать

С 1 января водка может резко подорожать

169

Всё равно мы пить не бросим?

С 1 января водка может резко подорожать (рисунок - Темур Козаев)
В разделе

Алкоголь не относится к продуктам первой необходимости, он не полезен, но и не запрещён и легко доступен в нашей стране. Многие эксперты сходятся на мысли, что некорректно ограничивать продажу легально произведённого товара, с которого уплачены все акцизы и налоги. Однако государство ежегодно вводит различные лимиты и запреты, регулируя данную отрасль.

В частности, по сообщениям СМИ, Минфин собирается с Нового года повысить минимальную розничную цену (МРЦ) на водку сразу на 17% – с нынешних 349 до 409 рублей.

Собственно, сенсации здесь нет: Министерство финансов, отвечающее за регулирование алкогольного рынка, а также обеспечивающее контроль за этим рынком и борьбу с некачественными ликёро-водочными изделиями, всегда выступает инициатором повышения МРЦ на продукцию, изготовленную его участниками. Вообще МРЦ изначально вводились как барьер для нелегального и опасного алкоголя, хотя с внедрением системы ЕГАИС эта функция почти сошла на нет.

Сам процесс повышения МРЦ на водку формально выглядит так. Минфин проводит предварительные расчёты, учитывает уровень инфляции, рост акцизов, затрат на производство и другие экономические факторы. Далее эти расчёты обсуждаются с участниками рынка. Затем Минфин формирует проект приказа, устанавливающего новые МРЦ. Приказ утверждается и публикуется в официальных источниках, после чего новые МРЦ вступают в силу.

Государству повышение МРЦ, безусловно, даёт пополнение бюджета. Увеличение МРЦ напрямую связано с ростом акцизов, которые являются значительным источником поступлений в казну. Например, в 2023 году поступления от акцизов на этиловый спирт, алкогольные и спиртосодержащие напитки составили 472,5 млрд рублей. Одними из поводов для введения МРЦ были усиление контроля за алкогольным рынком, борьба с нелегальным производством, защита легального рынка от контрафактной продукции. Внедрение системы ЕГАИС в основном решило все эти задачи, но государство продолжает использовать МРЦ для поддержания минимальных стандартов качества и контроля цен. Также МРЦ помогает предотвращать демпинг и обеспечивать производителям минимально допустимую рентабельность, что способствует стабильности алкогольной отрасли.

Потребителям рост МРЦ, кроме дополнительных расходов, ничего не даёт. Всё перекладывается, как обычно, на плечи покупателей, особенно затрагивая чувствительные к цене малообеспеченные группы. В результате одна часть потребителей переключается на контрафактную продукцию, которая в разы дешевле, что грозит рисками отравлений. Другая часть, не желающая расставаться с привычкой регулярного потребления спиртного, переходит на самогон. Однако кое-кто всё же отказывается от покупки алкоголя из-за растущих цен и начинает вести здоровый образ жизни, но количество таких граждан крайне незначительно.

По теме

Кстати, по данным Росстата, официальное потребление алкоголя в России снижается, но нелегальный сегмент, как всегда, остаётся вне учёта. Например, в первом полугодии 2025 года розничные продажи водки сократились на 5%, что может быть связано как с ростом цен, так и с переходом спроса в теневой сектор.

Производителям алкоголя, в особенности мелким и средним, повышение МРЦ увеличивает себестоимость изготовления продукции, что может привести к их банкротству. Рынок водки поделён между 10 крупными игроками, а они заинтересованы в продолжении укрепления своих позиций и уходе с рынка мелких ЛВЗ.

В целом повышение МРЦ на водку создаёт разнонаправленные тенденции: с одной стороны, оно приносит доходы в бюджет и помогает регулировать рынок, с другой – может стимулировать нелегальную торговлю и увеличивать финансовую нагрузку на потребителей. Эффективность такой политики зависит от множества факторов и во многом теряет смысл без усиления борьбы с нелегальным рынком и без жёсткого усиления контроля качества водочной продукции.

Это прозвучит противоречиво, но, несмотря на постоянный рост МРЦ, водка стала доступнее с точки зрения покупательной способности. Например, на среднюю зарплату в 2024 году порядка 80 тыс. рублей можно было купить более 260 бутылок по МРЦ, тогда как в советское время на среднюю зарплату в 180 рублей можно было приобрести только 50 бутылок.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.12.2025 09:00
Комментарии 0
Наверх