// // Ростуризм выбрасывает десятки миллионов рублей на сомнительный пиар России за границей

Ростуризм выбрасывает десятки миллионов рублей на сомнительный пиар России за границей

1210

Наша Russia с запахом городской свалки

Ростуризм выбрасывает десятки миллионов рублей на сомнительный пиар России за границей

Фото: http://www.russiajourney.ru/
В разделе

Осенью 2011 года перед думцами отчитывался тогдашний глава Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников и международному гуманитарному сотрудничеству Фарит Мухаметшин. По его словам, в 2011 году на пиар страны за рубежом федеральный бюджет выделил 1 млрд 900 млн рублей. Но уже тогда ни для кого не было секретом, что с освоением этих средств дела у чиновников идут из рук вон плохо. На что указывали и депутаты.

Сусальное золото

В ходе упомянутых слушаний всплыл занятный факт: у памятного мемориала в Германии, посвященному победе объединенной армии России, Пруссии и Австро-Венгрии над наполеоновскими войсками, немецкая и австрийская стороны покрыты сусальным золотом, а российская — с 1943 года разрушена. Из объяснений ответственных за популяризацию России за рубежом можно было понять, что сусального золота российская сторона памятника в Германии если и дождется, то не скоро.

Впрочем, не Россотрудничеством единым. Есть ведь еще и Федеральное агентство по туризму. И у него тоже имеется бюджет, однако с эффективностью расходования проблемы и тут. Представители частного турбизнеса открыто говорят о неэффективности продвижения России за рубежом. Вот, например, мнение г-на Лошица, гендиректора туроператора «Астратревел»: «В течение двух десятков лет я наблюдал продвижение России за границей, и это всегда было неэффективно. Сотрудники туристических представительств решали свои бизнес-проблемы за счет выделенного бюджета, а Федеральное агентство по туризму акцентировало внимание на организации выставок за рубежом».

Visit Russia

Но, похоже, г-н Лошиц недооценил чиновников Ростуризма. Ведь если средства выделяют, значит, это кому-нибудь нужно. Похоже, в ведомстве придумали довольно элегантный способ «распила».

Суть его проста. Есть опыт зарубежных стран, где продвижение туристического бренда выполняется отдельными маркетинговыми агентствами. Например, «Visit USA», «Visit Cyprus», «Visit Britain», «Tour Spain» и так далее. Именно они централизуют финансовые потоки и выступают заказчиками массированной и однотипной рекламной кампании в странах, на привлечение туристов, на которых делается упор.

«А мы, что, лаптем щи хлебаем? – видимо, подумали в Ростуризме. - Конечно нет! ». И вот на свет появился «Visit Russia». Планируется открыть сеть офисов в разных странах, где будет происходит реализация сувенирной продукции.

Маленькая ремарка: проект реализуется за счет бюджета Федерального агентства по туризму. На этом, собственно, можно было бы поставить и точку. Как наши чиновники умеют «пилить» бюджетные ассигнования, никакому Шуре Балаганову и не снилось.

Первые пять филиалов появятся в Германии, Италии, Финляндии, ОАЭ и Китае. Каждый их этих офисов обойдется казне в 8 миллионов рублей. Умножив эту цифру на 5, получаем 40 миллионов только на первые несколько офисов. А сколько таких офисов можно создать, знает лишь разгулявшаяся чиновничья фантазия. А ведь их не просто открыть надо, потом придется и обслуживать, и людям зарплату платить - такой фронт работ просто так не бросишь. Так что 40 миллионов «на марше» легко могут вырасти на порядок - другой.

За скобками остается вопрос так называемого софинансирования. В духе рекламных буклетов Хопер-инвеста или рассказов Остапа Бендера о Нью-Васюках чиновники ведомства рисуют захватывающие дух картины того, как на каждый вложенный бюджетный рубль будут привлекаться 3 внебюджетных рубля. А будущие немалые расходы предполагается покрыть за счет щедрых вливаний неведомых пока общественности «богатых буратин». Правда, конкретные имена и названия фирм-партнеров пока что не называются. Наверное, это коммерческая тайна. Пока что известно лишь об участии в проекте совсем не коммерческих МИДа, Минпродторга и все того же Россотрудничества.

По теме

Запах родины

Как сообщала «Наша версия», о своем желании поучаствовать в таком нужном и важном деле освоения бюджетных средств уже заявила Гильдия парфюмеров России. Под такое дело уже «нарисовали» планы выпуска духов с ароматами российских городов. Причем, в числе предлагаемых ароматов - запахи выхлопных газов и горящей свалки. Прекрасный маркетинговый ход, не правда ли? А какой замечательный промоушен России за рубежом!

Не исключено, что вслед за промоутерами сувенирной парфюмерии к проекту подтянутся и желающие совершить еще что-то благое. Главное, чтобы за государственный счет. Ну, или на худой конец, хотя бы под государственные гарантии.

Вон, какой шум поднялся после того, как уважаемое семейство Михалковых замахнулось на «патриотический фастфуд». Нужное дело? Спору нет. Уверен, что и конкурентная ниша у такого проекта нашлась бы. Но не отпускает все тот же проклятый, почти достоевский вопрос: ну почему, черт побери, все это должно непременно реализовываться за счет налогоплательщика? Предприниматель-то, это от слова «предпринимать». На свой страх и риск, что существенно. Но, похоже, у нас в стране это слово имеет какую-то иную, отличную от привычной этимологию.

Украинский опыт

В этой связи вспоминается украинский мегапроект ЕВРО-2012. Тогда под это дело предприимчивыми чиновниками и их друзьями было освоено такое количество бюджетных средств, что украинской Генпрокуратуре хватит на несколько лет следственных действий. В числе прочего были освоены деньги и на пиар Украины за рубежом. На разработку «символов Украины» было потрачено почти миллион гривен, а реализация проекта в целом обошлась в десятки миллионов долларов. Так родились знаменитые фигурки мультяшных мальчика и девочки - Спрытко и Гарнюня, которые почему-то не оценил не только весь мир, но даже украинская диаспора в Польше.

Остров сокровищ

При этом украинские чиновники так же убеждали общественность в том, что траты в основном возьмут на себя спонсоры. Но в итоге все обернулось лишь очередным коррупционным скандалом по итогам Еврочемпионата. Как сказал бы по этому поводу российский экс-премьер Черномырдин, хотели как лучше, а вышло как всегда.

Речь не идет о том, чтобы как-то опорочить идею. Рекламировать и продвигать Россию за рубежом, несомненно, надо. Но, наверное, стоит это делать по-другому. Пока что все происходит в довольно простой схеме государственно-частного партнерства, когда наши с вами деньги успешно осваивают чиновники совместно с расторопными гражданами или фирмами, внезапно осознавшими себя большими патриотами. Вы, главное, деньги дайте. А уж патриотизма нам не занимать.

Помните, как там у Стивенсона в «Острове сокровищ». «Слитки серебра и золота все еще лежат там, где Флинт закопал их. Я и до сих пор просыпаюсь, когда во сне слышу грозный гром прибоя возле мрачных скал Острова и пронзительный голос Капитана Флинта, что выкрикивает без конца: Пиастры! Пиастры! Пиастры!».

Опубликовано:
Отредактировано: 03.07.2015 18:32
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх