// // Победа в госконтракте ведет строительную компанию к банкротству, а ее владельцев - за решетку

Победа в госконтракте ведет строительную компанию к банкротству, а ее владельцев - за решетку

2168

Век стройки не видать

Победа в госконтракте ведет строительную компанию к банкротству, а ее владельцев - за решетку
В разделе

Начиная с сентября 2012 года (после того, как Владимир Путин был в третий раз избран президентом России), в стране ежегодно разворачивается кипучая гигантская стройка. И каждый раз это приводит строительные компании к разорению, а некоторых из их владельцев – за решетку...

В числе «роковых» проектов – строительство инфраструктуры к саммиту АТЭС, который Россия принимала в 2012 году, масштабная подготовка к Универсиаде в Казани (2013), грандиозные сооружения в Сочи, выросшие к Зимней Олимпиаде (2014). Общая смета этих трех проектов составляет почти 2,5 триллиона рублей.

Почему большие деньги вместо больших перспектив привели к большим провалам?

Заполучить олимпийские подряды – казалось бы, невероятная удача и самые светлые перспективы. На практике все намного печальнее.

Один из самых крупных и заманчивых проектов, предложенных к реализации перед Олимпиадой в Сочи - строительство дублера Курортного проспекта. Стоимость проекта составляла 20 миллиардов рублей, доверили его сочинской строительной компании «Тоннельный отряд – 44». Дорогами компания занималась с момента основания, и строила успешно: выручка в предолимпийском 2013-м году превысила 2 миллиарда рублей. Параллельно с дублером Курортного проспекта «Тоннельный отряд» прокладывал еще несколько тоннелей и автодорог. Размах ли строительства или что иное ввело в искушение – но в сентябре 2014 года генеральный директор «Отряда» Леван Гоглидзе и его главный инженер пошли под суд за злоупотребление служебным положением и «слишком свободное» распоряжение выделенными государством активами. Обоих признали виновными в растрате и нанесении государству ущерба на сумму 120 миллионов рублей. К моменту окончания процесса сумму удалось снизить до 4 миллионов. Тем не менее, на сегодня компания Левану Гоглидзе уже не принадлежит – «Тоннельный отряд» признан банкротом (кредиторы затребовали более 4,5 миллиардов), бывший гендиректор осужден к 2,3 годам тюрьмы, а контрольный пакет компании перекупил владелец «Трансстроя» Олег Дерипаска. При реконструкции Курортного проспекта в Сочи он был генподрядчиком...

Еще одной олимпийской дорогой – соединяющей курорты «Альпика-Сервис» и «Роза-Хутор» – занималась московская «Корпорация «Инжтрансстрой». И здесь похожая история: Олимпиада закончилась, и через месяц «Инжтрансстрой» прекратил существование. У заказчика и подрядчика оказались серьезные «расхождения в оценке стоимости объектов, возведенных в Сочи»... А настроил «Инжтрансстрой», принадлежавший бывшему министру строительства РФ Ефиму Басину, ни много ни мало на 70 с лишним миллиардов рублей, у компании в Сочи было 14 крупных контрактов.

Больше четырех лет прокладывало дороги для проведения Олимпиады ОАО «КубаньДорБлагоустройство» («КДБ»). Один из самых крупных заказов – дорога в Имеретинской низменности. Сценарий схожий: изначально успешная компания, фактически аксакал – с 1937 года занимающаяся строительством дорог и мостов, а также производящая сопутствующую продукцию (бордюры, плитку, асфальтобетон), наращивала выручку, и в 2012 году заработала 4,5 миллиарда рублей. Средний показатель прибыли – 40-50 миллионов в год. Но через год после того, как КДБ приступил к олимпийскому проекту – падение выручки почти на 2 миллиарда. Как поясняли в самой компании, причина убытка в том, что заказчик отказался компенсировать расходы.

По теме

Еще через год на КДБ была введена процедура банкротства. Компания-миллиардер не смогла удовлетворить претензии одного из своих кредиторов на каких-то несчастных 9 миллионов рублей... Генеральный директор и совладелец Александр Слюсарь тоже получил к должности приставку «бывший».

Помимо дорог, накануне Олимпиады в регионе строились тоннели и мосты. Сразу несколько подобных объектов взялся возводить сочинский «Тоннельдорстрой», которым владел (совершенно верное: в прошедшем времени) заслуженный строитель России Юрий Мордвинков. Его компания должна была построить вокруг олимпийского Сочи объездную дорогу, мост через реку, две развязки, пять тоннелей...

«Тоннельдорстрой» – компания с почти 40-летним опытом, в 2011 году в ней работало более 5,5 тысяч человек, годовой оборот превышал 7 миллиардов рублей.

Но олимпийские стройки и здесь обернулись громадными долгами: компания не смогла выплатить кредиторам почти 4 миллиарда рублей, в 2013 году перешла в другие руки («Тоннельдорстрой» приобрела «Кубанская финансовая компания»), но ситуация к лучшему не изменилась. В минувшем году компания стала банкротом.

Омское общество с ограниченной ответственностью «НПО «Мостовик» имело отношение к стройкам как для зимней Олимпиады, так и для АТЭС-2012. Омичи строили стадион «Фишт», санно-бобслейную трассу, Большую ледовую арену, а также Приморский океанариум во Владивостоке.

С заказами для Олимпиады справились, а океанариум превратился в долгострой – хотя должен был открыться накануне саммита АТЭС. Недовольство задержкой работ на объекте выразил, во время визита во Владивосток, лично Владимир Путин. По словам владельца «Мостовика» Олега Шишова, причина возникших трудностей – в том, что олимпийские проекты достраивали «в ущерб себе».

Следственный комитет РФ думает иначе: в 2014 году Шишова обвинили в нецелевом использовании выделенных на строительство океанариума 2 миллиардов. Теперь бывший владелец «Мостовика» помещен в СИЗО, компания признана банкротом. Цифры красноречивы: 2013 год – выручка в 36 миллиардов, 2015 год – 57 миллиардов кредиторских требований...

У «Тихоокеанской мостостроительной компании» (ТМК) похожая история падения: компания благополучно завершила строительство объектов к саммиту АТЭС, причем в очень тяжелых условиях: возникли проблемы, связанные с осыпанием дорожного полотна на одной из трасс, а мост через бухту Золотой рог загорелся во время строительства... Но «погорела» ТМК совсем на другом. Строительство космодрома «Восточный» стало для «Тихоокеанской мостостроительной компании» критическим. Два генеральных директора, Виктор Гребнев и Игорь Нестеренко, обвиняются в хищении 55 миллионов, невыплате 35 миллионов зарплаты строителям, причинении ущерба компании более чем на 400 миллионов рублей.

Промежуточный итог на 2015 год – введение процедуры наблюдения, домашние аресты для гендиректоров, уголовное дело о мошенничестве.

И наконец, инвестиционная компания «Мега-групп», получившая подряд на строительство Центра волейбола «Санкт-Петербург» перед Универсиадой в Казани. Изначально не очень крупная компания «Мега-групп» построила в столице Татарстана жилой комплекс «Солнечный город». По соседству с ним возвела и громадину – «Санкт-Петербург», рассчитанный на 5 с лишним тысяч зрителей. Бюджет, выделенный на строительство, составлял 790 миллионов рублей. Тем не менее, «Мега-групп» (гендиректором которой был Андрей Карамышев) также обанкротилась – в 2013-м, «универсиадном», году.

Строительство – рисковый бизнес...

Опубликовано:
Отредактировано: 22.06.2015 12:08
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх