Версия // Культура // Россия полюбила смотреть сиквелы

Россия полюбила смотреть сиквелы

1503

Продолжение следует

В разделе

8 сентября на экраны страны выходит картина «Бумер. Фильм второй». В своё время первая часть имела бешеный успех у зрителей и принесла создателям колоссальную, по российским меркам, прибыль в размере $1 миллиона. Создатели картины решили снять её продолжение или, как принято говорить сегодня, сиквел. В последние годы мода на них постепенно докатилась и до нашей страны.

Конечно, сиквелы были у нас ещё и в советские годы: так, после шумного успеха фильма «Цыган» вышло его продолжение. Та же история была и с «Гардемаринами, вперёд!», и с «Зимней вишней». Однако назвать эти фильмы модным словечком «сиквелы» язык не поворачивается. Хотя, по сути, это были «истории с продолжением» (в английском варианте — sequel — следствие, продолжение). По голливудской традиции сиквел связан с первой картиной общностью героев, иногда — сюжета или просто идеи.

Прежде чем переходить собственно к описанию целесообразности работы над сиквелами, которую, кстати, в России и в Голливуде оценивают по-разному, расскажем немного о втором «Бумере». Режиссёр фильма тот же, что и в первой ленте, — Пётр Буслов. Зато в судьбе героев произошли весьма значительные изменения, что, впрочем, неудивительно, ведь первый «Бумер» закончился тем, что главные герои, за исключением Димона Ошпаренного (актёр Андрей Мерзликин), погибли. Впрочем, погибшим Кота (Владимир Вдовиченков) зритель не видит, а лишь слышит короткую автоматную очередь. И вот во втором «Бумере» мы узнаём, что герой Вдовиченкова остался в живых.

Прошло несколько лет, стала другой страна, бывшие братки теперь бизнесмены. Кот пытается начать новую жизнь и влюбляется в молодую девчонку. Ей 18 лет, она — мошенница-аферистка, вокруг этого и закручен сюжет новой ленты. Одновременно разворачивается событийный ряд, который возвращает нас на 3–4 года назад. Впрочем, фильм не привязан к каким-то конкретным событиям, в нём нет указаний на год, когда разворачивается действие. Картина, как считают продюсеры, — символ целой эпохи.

«Я не сразу согласился с тем, что необходим второй «Бумер», — рассказывает продюсер Сергей Сельянов. — Когда Петя Буслов предложил мне делать сиквел, ещё не имея конкретного видения картины, я отказался, рекомендовав ему «родить сильную идею». Через какое-то время он её придумал, и мы начали работу. Вообще, я не противник сиквелов, считаю, что если их идеи интересны, то они имеют право на существование. Ведь именно в нашей кинокомпании «СТВ» появился первый в России сиквел — фильм «Брат-2».

По словам создателей, та лента вышла в свет вовсе не потому, что «CТВ» хотела нагреть руки на славе первой картины. «Просто было желание снять кино со старыми героями, — рассказывает г-н Сельянов. — Мысль о продолжении истории Данилы Багрова родилась у режиссёра Алексея Балабанова ещё во время съёмок первого фильма. И тогда мы никак не могли предполагать, насколько коммерчески успешной будет картина. «Брат-2» не просто продолжение первой картины: мы, конечно, делали упор на то, что в центре его будет любимый народом герой, но получился совсем другой фильм. Именно такие сиквелы, как мне кажется, имеют не меньшую популярность, чем их первые части». Между прочим, именно компания «СТВ» продюсировала ещё один сиквел, вышедший недавно на широкие экраны, — «Мама, не горюй-2».

В 1997 году с большим успехом прошла картина Максима Пежемского и Константина Мурзенко «Мама, не горюй». Фильм стал поистине народным, его растащили на цитаты. Сюжет «Мамы» такой: в Питере на свадьбе появляется известный бандит Турист и пристаёт к невесте, подружке невесты и ко всем гостям. Жених по прозвищу Морячок родных в обиду не даёт, завязывается драка. Итог: Турист лежит в больнице, а все — милиция, бандиты, свидетели, родственники — ищут Морячка. Это была первая российская криминальная комедия, а актёр Гоша Куценко прославился именно после этого фильма.

По теме

Впрочем, сиквел «Мамы, не горюй» не о криминальных разборках, а о политических интригах. В приморском городе N начинаются выборы мэра, кандидаты — всё тот же Турист и городской прокурор. Борьба за власть набирает обороты: в город приезжают московские политтехнологи, в избирательный процесс включились все криминальные группировки, обе стороны активно поддерживаются звёздами шоу-бизнеса. Вот тут-то на побережье и прибывает Морячок... Главных героев играют всё те же популярные актёры — Андрей Панин, Гоша Куценко, Евгений Сидихин, Николай Чиндяйкин, Иван Бортник, Александр Баширов.

Второй «Антикиллер» оказался к месту

Не меньшей популярностью, чем «Мама, не горюй», в своё время пользовался боевик «Антикиллер», и вот два года назад в прокат вышло его продолжение. И опять создатели не прогадали. Вот что говорит продюсер «Антикиллеров» Владимир Кильбург: «В коммерческом плане, если успешно снят фильм, сиквел, как правило, может только прибавить ему успеха. Несмотря на то что мы достаточно вольно интерпретировали писателя Корецкого, база для сиквела была, потому что был роман «Антикиллер-2». Конечно, в голливудской практике часто случается, что продолжения проваливаются, но это происходит потому, что там часто делают продолжения не к месту, мало заботясь о качестве второго фильма. В этом-то их проблема. И тем не менее иногда сиквелы оказываются даже лучше оригиналов, как, например, «Терминатор-2». В общем, я не вижу ничего плохого в том, чтобы снимать сиквелы. Главное, чтобы обе картины были увязаны концептуально и не было банальной жажды наживы. Если в продолжении есть смысл и если оно талантливо сделано, то у него определённо будет не меньший успех, чем у оригинальной ленты».

«Ирония судьбы» и «Электроник» 30 лет спустя

Недавно появилась информация о том, что Первый канал задумал снять продолжение любимого всеми фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Работу над картиной собираются поручить не Эльдару Рязанову, а Тимуру Бекмамбетову, режиссёру блокбастера «Ночной дозор». По предполагаемому сценарию действие разворачивается через 30 лет после истории, рассказанной в «Иронии судьбы». Женя и Надя расстаются, строптивая героиня Барбары Брыльской в какой-то момент уходит из семьи. Их сын (тоже Женя и тоже врач по профессии) так же, как когда-то его отец, в канун Нового года отправляется в Питер на конференцию врачей-мануальщиков. А потом, изрядно выпив с друзьями, садится в самолёт, ненадолго засыпает, а по пробуждении решает, что самолёт уже приземлился, хоть тот и не думал взлетать. Молодой человек выходит из самолёта, берёт такси и отправляется по знакомому адресу: 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. Там главный герой, естественно, ложится спать, как и его отец 30 лет назад. Выясняется, что в квартире живёт очаровательная девушка Надежда — дочь Ипполита. Протрезвевший Женя кажется девушке вполне симпатичным, Ипполит вновь в истерике, а Лукашины — в ужасе. Найдётся в картине место и для Надиного жениха — преуспевающего в области консалтинга Ираклия. Но, как водится, всё закончится хорошо. Фильм планируют выпустить уже к концу следующего года.

В последнее время упорно обсуждается новость о том, что вот-вот начнутся съёмки сиквела другого знаменитого фильма — «Приключения Электроника». Как говорит исполнитель роли Серёжи Сыроежкина Юрий Торсуев, с предложением снять продолжение выступил режиссёр фильма Константин Бромберг, который сейчас работает в США. Бромберг рассказал, что в Америке «Приключения Электроника» невероятно популярны, их успешно крутят по нескольким русским каналам. По планам повзрослевший Сыроежкин станет директором института, в котором раньше работал профессор Громов. У Сергея родится сын: Сыроежкин-младший, очень похожий на своего отца, и станет главным действующим лицом сиквела.

Лукас сдвинул время назад

Если в России сиквелов пока единицы, то в Голливуде чуть ли не каждый пятый фильм получает продолжение. Только в этом году на мировые экраны вышло более 10 сиквелов, при этом многие из них провалились. Тем не менее продюсеры продолжают штамповать продолжения. Не смущает их даже пример «Матрицы» братьев Вачовски, первая часть которой прошла на ура, вторая уже не имела большого успеха, а третья и вовсе провалилась. Зато самый знаменитый сиквел всех времён и народов — «Звёздные войны» Джоржа Лукаса — уникален. И не только вследствие своего грандиозного коммерческого успеха. Дело в том, что Лукас начал съёмки с четвёртой части, потом появились пятая и шестая, а много лет спустя он вернулся назад и сделал «приквелы», то есть рассказал о событиях, предшествовавших первому фильму. Кстати, жанр приквела частенько выручает создателей, если актёры, игравшие главные роли, отказываются участвовать в продолжении. На настоящий момент самым знаменитым и коммерческим приквелом является «Эпизод I» киносаги Джорджа Лукаса. Ну а лидер провала этого года — «Бэтмен. Начало».

По теме

Успех сиквелов не гарантирован

Пока в России сиквелы только начинают развиваться, в США у них уже появилась масса противников. Так, несколько известных деятелей Голливуда признали, что просчитались по поводу зрительского приёма продолжений популярных фильмов, выпущенных этим летом. Эми Пэскал, руководитель компании «Сони/Коламбия»: «Мы не можем вечно полагаться на формулу сиквела. Здесь срабатывает только то, что является свежим». Нина Джекобсон, президент производственного подразделения студии Уолта Диснея: «Несомненный урок состоит в том, что создание сиквелов не должно стоить значительно дороже оригинала. Для этого надо быть уверенным, что удвоится количество людей, которые захотят смотреть этот фильм». А Джо Рот, руководитель фирмы «Революшн», говорит: «Ошибочно думать, что если ты имеешь крупный кинохит, то аудитория возрастёт, когда появится сиквел».

Но в любом случае продолжение чаще всего получают коммерчески успешные фильмы. Так было с «Терминатором», «Парком юрского периода», «Рокки», «Рэмбо», мультфильмами «Шрек» и «Ледниковый период» и многими-многими другими. Весьма примечателен пример «Ведьмы из Блэр» — малобюджетной ленты, за которую создатели получили свыше $140 млн., при том, что стоила она сущие гроши — 40 тыс. «зелёных». На часть из этих денег продюсеры решили сделать продолжение: если первая часть была снята любительской видеокамерой, то на вторую средств явно не пожалели. В итоге провал. Противоположный пример — всё те же «Звёздные войны»: при работе над первой частью саги у Лукаса не было большого бюджета, только потом режиссёру удалось усовершенствовать свою студию спецэффектов и сделать сиквелы более качественными.

Россия на пути к киноиндустрии

Во многом именно из-за погони за кассовыми сборами Голливуд уже давно живёт в мире сиквелов и ремейков, оригинальных идей на «фабрике грёз» всё меньше и меньше. Однако именно сиквелы доказывают состоятельность тамошней киноиндустрии — возможность создавать массовое кино, которое интересно большому количеству зрителей. Именно к этому мы сегодня стремимся. Так что в целом появление сиквелов российских фильмов — явление неплохое. Главное только, чтобы наши продюсеры не скатились до уровня продолжений, создатели которых мечтают только о том, как бы заработать. «Я думаю, что нам это не грозит, — считает продюсер Владимир Кильбург. — Дело в том, что у нас с США абсолютно разный менталитет и разные подходы к кинематографу. Я считаю, что в России всегда будут оригинальные сюжеты. И вообще, важно не то, создаёшь ты сиквел или ремейк, а то, насколько качественно ты это делаешь».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.11.2016 22:40
Комментарии 0
Наверх