// // Россия платит более 8 млн. евро в год за национальное унижение в ОБСЕ

Россия платит более 8 млн. евро в год за национальное унижение в ОБСЕ

194

На четыре буквы

В разделе

30 лет назад в Хельсинки руководители 35 государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). С этого документа началась история Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Представители СССР и его восточноевропейские партнёры с помощью этой организации могли влиять на принятие решений, судьбоносных для Европы и мира.

С тех пор много воды утекло. Россия уже не имеет в ОБСЕ сколько-нибудь влиятельных представителей. Мы даже не можем навязать членам ОБСЕ обсуждение инициатив по разоружению, которые раньше принимались этой организацией на ура. Более того, переговорная площадка этой организации используется в первую очередь для критики внутренней политики Российской Федерации. Однако всё это не мешает ОБСЕ вот уже много лет получать от России миллионы долларов, а теперь и евро. При этом российские власти не предпринимают никаких действенных мер, чтобы изменить ситуацию в пользу нашей страны, предпочитая виновато выслушивать укоры международных чиновников, фактически находящихся на иждивении российских налогоплательщиков.

В 1995 году СБСЕ была переименована в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. К этому времени распались Советский Союз и Варшавский договор, стали меняться межгосударственные границы, незыблемость которых была закреплена в Заключительном акте Хельсинкских соглашений. Да и сама организация стала потихоньку уходить от международных вопросов безопасности и переключаться на проблемы, возникающие внутри государств, причём далеко не всех. Основными объектами критики ОБСЕ стали преимущественно бывшие югославские и советские республики.

Все, наверное, помнят интригу первой половины 1999 года, когда Президент России Борис Ельцин на саммите ОБСЕ в Стамбуле обрушился с критикой на эту международную организацию за её бескомпромиссную позицию в отношении поддержки чеченских боевиков. Известно, что представители ОБСЕ были самыми активными защитниками албанских повстанческих движений в Косово и чеченских сепаратистов. Кстати, как будто по заказу все миссии ОБСЕ расположены исключительно на постсоветском и постюгославском пространстве — в странах, не входящих в НАТО и Евросоюз. Эти миссии концентрируют свою деятельность на политическом мониторинге ситуации в странах пребывания. То есть предполагается, что перестраивать, реформировать и контролировать необходимо именно эти регионы, в других же странах, входящих в ОБСЕ, проблем вроде и нет.

Есть и ещё одна особенность этой международной организации. Когда, например, на заседании постоянных представителей стран — участников ОБСЕ в Вене начинается обсуждение ситуации в Северной Ирландии, на Кипре или в стране басков в Испании, представители соответствующих государств заявляют, что эти проблемы — внутренние дела их стран и обсуждению не подлежат. А вот урегулирование, например, межэтнических конфликтов в Югославии, России и в других странах восточнее Западной Европы внутренним делом этих стран, похоже, не является.

Получается, что в деятельности ОБСЕ стали преобладать позиции антироссийской направленности. Но перекос в политике этой международной организации произошёл не только географический, но и функциональный. Сейчас практически 80% усилий ОБСЕ концентрируется на гуманитарно-правозащитной деятельности. А сотрудничество, например, в военно-политической сфере, где у ОБСЕ имелись в прошлом реальные крупные достижения, и в экономической области фактически атрофировалось. Так, страны — члены альянса уже годами, по существу, блокируют ратификацию адаптированного Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), который, по мнению нашей страны, является краеугольным камнем европейской безопасности и положения которого Россия полностью реализовала. Как известно, НАТО увязывает его ратификацию с выполнением стамбульских договорённостей: Россия должна вывести свои военные базы с территории Грузии и Молдавии, которые напрямую отношения к договору не имеют.

По теме

В руководстве организации нет ни одного россиянина

А в целом ряде стран, в том числе и в России, всё чаще звучат сомнения в полезности дальнейшего существования ОБСЕ. Но, несмотря на все сложности во взаимоотношениях с ОБСЕ, Россия продолжает ежегодно выплачивать миллионы евро в пользу этой организации.

Общий бюджет ОБСЕ в прошлом году составил 179,7 млн. евро. Его формирование происходит за счёт взносов всех государств-участников по двум шкалам. По первой, стандартной, направленной на содержание секретариата и различных бюро, на Россию, так же как и на США, приходится по 9% расходов. Другие плательщики — Германия, Италия, Великобритания и Франция. Они платят по 9,1%. По второй, направленной на финансирование различных программ, взнос России составляет 3,72%, США — 12,57%, Германии — 11,31%. В 2004 году по стандартной шкале было оплачено примерно 22% бюджета организации, по второй — 78%.

Общая сумма взноса России в бюджет ОБСЕ в прошлом году составила 8,84 млн. евро, ставя нашу страну на одну планку с ведущими донорами данной организации. Однако отличие этого взноса России от взносов в другие международные структуры состоит в том, что в руководстве ОБСЕ нет ни одного россиянина. И если в ООН Россия фактически имеет второй по значимости пост после Генерального секретаря — руководителя миссии ООН в Женеве и фактически заместителя Кофи Аннана, то в ОБСЕ ничего подобного нет. В этой международной организации нет ни одного представителя Российской Федерации даже в должности заместителя одного из множества комитетов. На деле же это означает, что все решения принимаются без участия нашей страны. На протяжении нескольких лет каждую российскую делегацию просто ставят перед фактом, какое решение в отношении нарушений прав в Чечне или ещё где-либо будет принято, и всё. Даже на предварительной стадии выработки решения российских представителей нет. И всё это — за 8 млн. евро в год.

Попытки России пересмотреть квоту своего участия успехом не увенчались

Однако за эти же деньги ОБСЕ фактически играет роль гаранта успешности всех «оранжевых революций» на территории бывшего СССР, тогда как западных «спонсоров» руководство этой международной организации предпочитает не трогать. И тому масса примеров.

Вот уже много лет наблюдатели ОБСЕ осуществляют мониторинг и присутствие на избирательных участках. Однако их присутствие не везде проходит гладко. Например, мониторинг представителями ОБСЕ президентских выборов в США вызвал в американском обществе острые споры. Тут же выяснилось, что законодательство некоторых штатов этой страны вообще запрещает присутствие наблюдателей на избирательных участках. Такие же ограничения существуют и в Великобритании. Однако этими же странами в своё время были подписаны международные обязательства приглашать иностранных наблюдателей на выборы в своих странах. При этом интересно узнать, что было бы в международной прессе, если бы Украина, Молдавия, Киргизия, Грузия, Белоруссия или Россия ограничили присутствие наблюдателей ОБСЕ на избирательных участках своих стран. Скорее всего те же США или Великобритания сразу бы заявили протест в отношении недемократической и непрозрачной организации выборов.

В это же самое время на недавней 14-й сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ её председатель конгрессмен Алси Хастингс заявил, что ОБСЕ сыграла положительную роль во время выборов на Украине и в ходе других политических кризисов. Но, несмотря на большие успехи в минувшем году, она не реализовала полностью свой потенциал. По словам конгрессмена, для продолжения деятельности в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов ОБСЕ должна иметь больше представителей в местах потенциальных конфликтов. При этом мнение Российской Федерации по данным вопросам, как всегда, никто даже не захотел услышать.

Конечно, наша страна пыталась пересмотреть несправедливую квоту финансирования столь строптивой организации. В решениях ОБСЕ в 2001—2002 годах были зафиксированы договорённости о разработке нового механизма финансирования. Он должен был вступить в действие с 1 января 2005 года. Россия считала целесообразным введение единой шкалы взносов, рассчитываемой по методологии ООН на основе реальной платёжеспособности страны и пересматриваемой раз в три года. Россия также посчитала, что необходимо урегулировать имеющуюся задолженность государств-участников, обеспечить своевременную уплату взносов и реформировать механизм добровольных взносов. Если бы эти предложения были приняты, то у 51 страны — участницы ОБСЕ снизились бы взносы, а у четырёх бы возросли — у США, Германии, Греции, Португалии. Совокупный взнос Евросоюза снизился бы на 10% (с нынешних 69,2% до 56,1%), а российский — с нынешних 8,84 млн. евро до 3 млн. евро.

Однако при болгарском председательстве в ОБСЕ в конце 2004 года было распространено иное предложение, которое, по сути, сохраняло нынешний механизм, лишь внося «косметическое» снижение платежей не самых богатых стран в пределах 1%. Российская сторона с этим не согласилась. При этом Россия обратила особое внимание членов ОБСЕ, что бюджетный вопрос имеет принципиальный политический характер для нашей страны и она больше не намерена переплачивать организации, деятельность которой зачастую не соответствует российским интересам.

И хотя ОБСЕ встретила 2005 год без утверждённых бюджета и новой системы распределения взносов государств-участников, российские предложения были отклонены западными странами. В начале этого года действующий председатель ОБСЕ министр иностранных дел Словении Димитрий Рупел прилетел в Москву на переговоры. Россия снова предложила варианты компромиссных развязок нынешней ситуации. Но в ответ Рупел заявил, что эти варианты «слишком далеки от того, чтобы рассматриваться как реальное основание для консенсуса». России просто было предложено снизить взнос по стандартной шкале с 9 до 5—6%, а по второй — с 3,72 до 2,3%. Однако даже такое послабление для нашей страны ОБСЕ готова сделать только с 2007 года. В конце концов Россия проявила малодушие и заплатила свой взнос на уровне прошлых лет. Иными словами, все наши демарши дальше слов не пошли.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.08.2007 16:37
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх