Версия // Общество // Российский экипаж отсидит срок за греческого контрабандиста

Российский экипаж отсидит срок за греческого контрабандиста

2536

Закрытые в море

Греки решили увязать контрабанду с экипажем, «забыв» о владельце судна Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Двое наших моряков могут провести шесть лет в греческой тюрьме по обвинению в контрабанде. На сегодняшний день у капитана судна «Примадонна» Валерия Погожева и его старшего помощника Александра Криволапа осталась последняя возможность вернуться домой: в этом году их дело будет в третий, последний раз рассмотрено в высшей судебной инстанции. Однако надежды на то, что моряков отпустят, практически нет. Документы, доказывающие невиновность моряков, из дела мифическим образом исчезли, а помощи от российских дипломатических властей российские граждане фактически не получают.

Эта история началась ещё в ноябре 2009 года – новороссийское крюинговое агентство ООО «Корвет» искало экипаж для судна «Примадонна». Работа предполагалась несложная: в турецком порту Мерсин получить груз и перевезти его в Черногорию. Ни в каких подозрительных историях «Примадонна» до этого замечена не была, причём некоторые члены экипажа успешно работали на этом судне и до этого.

Тот факт, что некоторые моряки уже успешно работали на «Примадонне» и до этого, оказывается весьма важным. Всё дело в том, что на работу через крюинговые агентства моряки нанимаются практически вслепую. Зачастую им не известны ни действительный владелец судна, ни груз, который им предстоит перевозить. Более того, в целях экономии и ухода от налогов сами крюинговые агентства нередко даже как следует не оформляют договоры с моряками.

С одной стороны, предприятие выглядит весьма рискованным. С другой – единственный документ, который капитан судна непременно подписывает, – это так называемый коносамент. В этом документе говорится о том, что экипаж обязуется доставить груз в целости и сохранности. Более того, моряки даже при желании не имеют права распечатывать груз или проверять его. Из порта, где происходит погрузка, груз отправляется уже оформленный местными пограничниками и таможенными службами. «То есть моряки, работающие на судне, как бы выполняют роль таксистов. Они управляют судном, доставляют груз в место назначения, на этом их обязанности заканчиваются», – поясняет Олег Криволап, брат находящегося ныне в греческой тюрьме Александра Криволапа – старпома «Примадонны».

По его словам, сегодня в Новороссийске работают порядка 50 крюинговых агентств, однако далеко не все они сотрудничают только с добросовестными судовладельцами. Одним из репутационных показателей крюингового агентства может считаться размер вознаграждения: чем надёжнее компания, тем больше они берут за свои услуги (иногда гонорар может доходить до 50% будущей зарплаты моряков), причём оплату могут потребовать даже вперёд.

Изначально будущему экипажу «Примадонны» было известно только, что крюинговая компания не взаимодействует напрямую с судовладельцем, а также имеет дело с некими посредниками из Греции, и что, возможно, реальным владельцем судна также является некий греческий предприниматель. Впрочем, если бы всё прошло удачно, то все эти подробности морякам и не понадобились бы.

В июне 2010 года «Примадонна», следуя под танзанийским флагом, прибыла в турецкий порт Мерсин для погрузки, откуда отправилась в Черногорию, где её ждал получатель груза. Странные вещи начали происходить буквально спустя четыре дня, после того как «Примадонна» покинула турецкий порт. В районе греческого острова Родос корабль с российскими моряками встретился с военным судном НАТО, командир которого запросил у «Примадонны» полную информацию о судне: номер, название, флаг, порт приписки, порты погрузки и выгрузки, количество и сорт груза, количество и национальный состав экипажа.

Через два дня история в точности повторилась: вновь встреча с военным кораблём НАТО и вновь запрос полной информации о судне, об экипаже, о маршруте следования. Поясним: данный факт хотя и не является чем-то из ряда вон выходящим, однако выглядит весьма странно. Старая, маленькая, с ржавыми трюмами «Примадонна» едва ли может интересовать военные натовские корабли. Если только об этом судне нет какой-то информации, касающейся нарушения законодательства. Можно предположить, что повышенный интерес натовских кораблей к «Примадонне» как раз и указывает на то, что судном интересовались право-

По теме

охранительные органы.

И действительно, буквально на следующий день в Эгейском море к «Примадонне» подошёл корабль греческой береговой охраны. По словам капитана Валерия Погожева, тогда «Примадонна» находилась в нейтральных водах, на расстоянии 15 миль от территориальных вод Греции, однако представители греческой береговой охраны настояли на том, что «Примадонна» должна последовать за ними. В территориальных водах Греции «Примадонну» встретил ещё один корабль береговой охраны. По рассказам членов экипажа, на судно высадились вооружённые люди, которые сопровождали корабль вплоть до прибытия в порт города Волос. О том, каким образом российские моряки оказались контрабандистами, существует две версии. По словам родственников моряков, ещё на пути в порт Волос вооружённые сотрудники греческой береговой охраны вскрыли груз, обнаружили там несколько тысяч пачек сигарет и начали рассовывать их по каютам членов экипажа. Таким образом, по прибытии в Волос греческой полиции оставалось только констатировать факт контрабанды. Моряки были арестованы и до окончания следствия находились в тюрьме.

По официальной версии греческих правоохранителей, досмотр судна проводился уже непосредственно в порту. Причём, как утверждают сотрудники береговой охраны, капитан судна Валерий Погожев сначала заявлял, что судно следует в Черногорию, а впоследствии утверждал, что на судне произошла поломка и он направлялся в порт Неа Муданья (небольшой городок в районе Халкидики) для ремонта и загрузки керамики. Если верить фоторепортажу с места событий, опубликованному в греческих СМИ, на «Примадонне» в числе прочего были обнаружены сигареты греческой марки BF. Учитывая, что Черногория (куда и направлялся корабль) является европейским логистическим центром контрабандного товара, можно предположить, что частично груз на «Примадонну» догружался уже непосредственно в Эгейском море, а не в турецком порту. Однако всё это так и осталось не более чем предположениями – справедливого судебного разбирательства российские моряки так и не получили.

Российский МИД к делу подключился только осенью 2010 года, да и то после того, как жена старпома Людмила Криволап написала обращение к президенту. В одном из ответов российского внешнеполитического ведомства, в частности, говорится, что «собраны доказательства невиновности членов экипажа сухогруза и неправомерности действий греческих властей». Правда, о каких доказательствах идёт речь, не очень понятно. Российский МИД изначально не принимал никакого участия в судьбе российских моряков. В декабре 2010 года в результате судебного слушания четверо моряков были отпущены под залог в 5 тыс. евро и подписку о невыезде. Тогда делом занимались адвокаты, которых нанял сам судовладелец «Примадонны», он же и вносил залог за моряков. В марте 2011 года на тех же условиях удалось освободить капитана и старпома.

Однако очевидно, что работа адвокатов шла в двух направлениях: с одной стороны, моряков пытались освободить, с другой – судовладелец приложил максимум усилий, чтобы к нему у греческих правоохранителей не было вообще никаких претензий. Именно поэтому, очевидно, из дела впоследствии исчезли карты, доказывающие, что «Примадонна» была задержана вне территориальных вод Греции, нет и документов, подтверждающих загрузку судна в турецком порту. После того как все моряки оказались временно на свободе, адвокаты предложили каждому из них по 2 тыс. евро на то, чтобы нелегально покинуть страну. Четверо членов экипажа согласились и в итоге каким-то образом вернулись на родину. Старпом и капитан решили остаться и ждать дальнейшего судебного разбирательства. «Предложение про 2 тыс. евро на побег поступало от представителей судовладельца два или три раза, но муж постоянно отказывался. Это слишком рискованное дело, и, главное, он уверен, что ни в чём не виноват, зачем бежать», – рассказала «Нашей Версии» жена старпома Людмила Криволап.

В итоге вместе с четырьмя моряками и адвокатами судовладельца из дела исчезли все документы, которые могли бы подтвердить невиновность моряков. И на последнем судебном слушании в ноябре 2011 года Александр Криволап и Валерий Пригожин были признаны виновными в контрабанде и осуждены на шесть лет. «Никаких официальных документов на груз в деле нет. Вопрос о том, кто является судовладельцем, в суде не поднимался. И никакого расследования в этом направлении греческие правоохранители не проводили», – рассказал «Нашей Версии» нынешний адвокат моряков Танасис Аликаторас. По его словам, в настоящее время остаётся только ждать назначения последнего слушания, где он попытается обжаловать приговор, однако доказать непричастность моряков к контрабанде будет очень и очень сложно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.04.2012 16:04
Комментарии 0
Наверх