// // России не по карману содержать большое количество военных аэродромов

России не по карману содержать большое количество военных аэродромов

2726

Курс на снижение

3
В разделе

Министерство обороны заявило о планах по реконструкции всех основных военных аэродромов страны. Инициатива на первый взгляд здравая – со времён распада СССР аэродромами в России практически не занимались. В итоге сегодня многие из них влачат жалкое существование и в случае войны не смогут обеспечить ВКС ведение полноценных боевых действий. Однако «Наша Версия» выяснила, чем обернётся затея по восстановлению аэродромов.

Сюжет: Армия

Как сообщили в Мин­обороны, реконструкция и ремонт затронет 106 аэродромов. Всего планируется отремонтировать свыше 13 млн квадратных метров искусственных покрытий аэродромов, а также построить более 700 объектов управления воздушным движением, энергоснабжения, технического обслуживания и ремонта самолётов. При этом ранее было объявлено о завершении реконструкции 12 аэродромов. Площадки для взлёта военных самолётов отремонтировали в Ахтубинске, Витязеве, Ейске, Кореновске, Крымске, Липецке, Моздоке, Приволжском, Североморске-1, Чкаловске, Чкаловском и Энгельсе. В этом году планируется завершить работы на аэродромах Вязьмы, Домны, Морозовска, Пушкина, Торжка и Рязани.

Аэродромы есть – самолётов нет

Нынешнее решение о реконструкции аэродромов может показаться вполне оправданным, поскольку к настоящему времени практически у всех из них истекли сроки эксплуатации, а ремонт не производился с советских времён. Однако, возникает главный вопрос: а насколько целесообразно ремонтировать, а затем обслуживать такое большое число аэродромов? Большинство экспертов считают, что разветвлённая аэродромная сеть для такой огромной по территории страны, как Россия, жизненно необходима, и с этим сложно поспорить. Но вопрос упирается в стоимость. На ремонт каждого аэродрома требуется не менее 5 млрд рублей. Однако, даже если деньги на реконструкцию удастся найти, обновлённые аэродромы впоследствии будет необходимо содержать, что также потребует огромных затрат. Минобороны должно будет поддерживать их в рабочем состоянии, чтобы они на 100% работали, а не простаивали.

Конечно, можно сказать, что для защиты страны не жалко никаких денег. Но тут опять-таки возникает новая проблема. Дело в том, что сегодня на во­оружении ВКС просто нет такого количества самолётов, чтобы загрузить ими столь большое число аэродромов. Может быть, пусть они стоят пустыми, пока не будут построены самолёты? Но держать аэродромы пустыми не получится. Прежде отдельные батальоны связи и подразделения обслуживания радиотехнического оборудования были отделены от авиационно-технических баз. Потому аэродром мог запросто стоять и находиться в рабочем состоянии и без постоянного базирования на нём авиации. Сейчас подразделения обслуживания входят в состав авиабаз. А их штатов хватает на обслуживание только одного аэродрома, так что перевести часть личного состава на другой аэродром просто не выйдет. В итоге придётся менять штаты воинских частей, поскольку иначе некому будет обслуживать вновь построенные и реконструированные аэродромы. Иначе говоря, нынешнее решение подразумевает гигантскую реформу ВКС и влечёт за собой большие дополнительные расходы.

С 2, 5 тысячи до 27

Напомним, что предшественник Сергея Шойгу на посту министра обороны Анатолий Сердюков в своё время резко уменьшил количество аэродромов. Хотя фактически он просто закрепил де-юре то, что существовало де-факто. Аэродромы начали зарастать травой не при Сердюкове, а ещё с начала 90-х. Военная авиация СССР располагала примерно 2,5 тыс. аэродромов. В те времена действовало железное правило: на один полк полагались один основной и один оперативный (для рассредоточения) аэродромы. Однако, затем порядок многократно менялся, в связи с чем многие военные аэродромы оказались заброшены. Сообщалось, что в стране осталось 245 действующих аэродромов, количество которых планируется сократить до 27.

По теме

Сегодня, по оценкам экспертов, в России осталось несколько сотен военных аэродромов, которые работают или которые ещё можно восстановить. Однако нужно отметить, что состояние уже реконструированных аэродромов не вызывает оптимизма. На некоторых просто положили свежий бетон на полосу, при этом всё радиотехническое и светотехническое оборудование осталось старым советским, уже давно отслужившим свои сроки. По большому счёту это показуха, пародия на ремонт.

Кроме того, есть опасность, что реконструкция окажется бесполезной. Почему? В апреле Google опубликовал свежие спутниковые снимки недавно отремонтированного аэродрома Чкаловск, расположенного в Калининградской области. Это приграничный аэродромом, находящийся в регионе, который НАТО неоднократно называло важнейшим для противостояния с Россией. В советское время Чкаловск имел четыре зоны рассредоточения самолётов. Причём каждый самолёт на данном аэродроме стоял в своём, отдельном капонире, для того чтобы взрывом бомбы или ракеты было невозможно поразить два или более самолёта. Сегодня самолёты стоят вплотную друг к другу, на хорошо известных, разведанных и пристрелянных супостатом стоянках, будто мишени в тире. Стройными рядами, словно специально ради того, чтобы для уничтожения одного полка было достаточно одной-единственной ракеты «Томагавк». Так их не ставят уже с 60-х годов, с тех пор как израильтяне в первом же боевом вылете со­жгли почти все самолёты Египта, стоявшие на аэродромах ровно таким же образом.

Современный опыт указывает держать самолёты в ангарах, в самом крайнем случае – под навесами. Именно так и делается в ВВС других стран. В то время как в России до сих пор на большинстве аэродромов самолёты прикрыты от дождя и снега разве что брезентом. В итоге техника стоимостью миллиарды рублей приходит в негодность гораздо раньше положенного. Хотя по сравнению со стоимостью самолётов ангары обходятся, по сути, в копейки. И уж точно намного дешевле ремонта аэродромов, которые могут и не пригодиться.

Анатолий ЦЫГАНОК, руководитель Центра военного прогнозирования:

– Идея реконструировать военные аэродромы во многом здравая. Чем шире военная аэродромная сеть, тем безопаснее для полётов и для выполнения всех поставленных задач. Но в этом вопросе важно соблюсти баланс, чтобы были восстановлены именно нужные армии аэродромы, а сама затея не привела к очередному распиливанию бюджетных средств и к неоправданному увеличению штатов.

Тоже новость

Неподалёку от норвежских островов обнаружили белуху с ремнём, подписанным «Оборудование Санкт-Петербурга», и камерой GoPro. Белуха позволяла гладить себя и была очень дружелюбна. Как сообщается, животное не могли так «промаркировать» учёные. Скорее всего она принадлежит российскому Военно-морскому флоту. Западные эксперты утверждают, что животное могло быть приручено и выдрессировано служащими российского флота в Мурманске. Минобороны РФ отрицает существование программы, в которую были бы вовлечены морские млекопитающие.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.05.2019 18:12
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх