Версия // Общество // Коллекторы захотели получить доступ к базе данных телефонов россиян

Коллекторы захотели получить доступ к базе данных телефонов россиян

10666

Проблемный номер

Россияне устали от пустых звонков коллекторов
В разделе

«Национальная ассоциация коллекторских агентств» обратилась в Госдуму с предложением предоставить коллекторам доступ к телефонам должников, которые указываются гражданами в Единой системе идентификации и аутентификации. По мнению представителей отрасли, это поможет сократить количество звонков коллекторов третьим лицам, которые не имеют отношения к просроченным кредитам.

Коллекторы захотели получить доступ к телефонам граждан, которые те указывают в Единой системе идентификации и аутентификации. Соответствующая информация приводится в письме «Национальной ассоциации коллекторских агентств», которое было направлено в Госдуму, сообщают «Известия». По мнению представителей организации, это поможет решить проблему со звонками гражданам, чьи телефоны заемщики по ошибке или специально указывают при заключении договоров. Как отмечает издание со ссылкой на экспертов, проблема со звонками коллекторов третьим лицам действительно серьезная, однако данный вариант ее решения влечет за собой новые риски.

Тревожный звонок

В марте Госдума в первом чтении одобрила законопроект, которым вносятся поправки в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Целью документа является создание системы проверки информации об абоненте для предотвращения несанкционированного использования номеров граждан.

Ранее экспертное сообщество подвергло документ критике, специалисты обратили внимание на тот факт, что реализация закона приведет к ослаблению защиты персональных данных россиян. В связи с этим эксперты выступили за серьезную доработку документа ко второму чтению. Представители коллекторских организаций также считают, что отсутствие согласия абонента на проверку и непредоставление доступа к данным для взыскателей порождает новые проблемы, при этом не решая уже существующие.

Как отмечается в письме НАПКА, цели, которые преследует законопроект, могут быть достигнуты другим способом – закреплением в нем возможности предоставления абонентом согласия на проверку конкретным лицом информации о принадлежности ему телефонного номера у оператора связи на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) посредством ЕСИА. В случае поступления оператору связи запроса на проверку, он должен обратиться в ЕПГУ для подтверждения согласия абонента.

Проблема есть

Как показывает практика, проблема звонков коллекторов гражданам, не имеющим отношения к просроченным кредитам, действительно существует. Судя по данным ФССП, подобные жалобы, поступающие от россиян, входят в тройку лидеров. Таким образом, не бравшие кредитов граждане становятся жертвами недобросовестных заемщиков, указавших их телефон в своей анкете.

Кроме того, нередко граждане подвергаются телефонным атакам из-за собственной неосмотрительности: нередко пострадавшие покупают sim-карты с рук и в погоне за красивым номером получают уйму звонков от кредиторов. Глава проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева отметила, что это происходит из-за того, что ранее данные номера принадлежали недобросовестным заемщикам. При этом зачастую при проведении проверок выясняется, что прежним владельцем номера было юрлицо.

Президент НАПКА Эльман Мехтиев пояснил, что на сегодняшний день около 25 процентов жалоб приходится на лиц, которые не являются должниками, но получают звонки от коллекторов с требованиями погасить просроченную задолженность. Разумеется, при контакте с коллекторами люди справедливо высказывают свое возмущение, однако мало кто понимает, что сотрудники агентств вынуждены работать с предоставленной им информацией, так как не имеют возможности проверять эти данные.

По теме

По словам Мехтиева, проблема заключается не только в необходимости сократить поток жалоб на такие звонки, но и в экономии – на совершение «пустых» звонков также требуются средства, тогда как они не приносят никакой выгоды.

Издание, ссылаясь на слова юриста юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Иоанну Щербакову, сообщает, что возможность «пробить» номера через ЕАИС необходима для идентификации настоящего номера заемщика либо при поступлении в будущем жалоб от третьих лиц на звонки от коллекторов. Вместе с этим она обратила внимание на возможность появления дополнительных рисков в вопросе защиты персональных данных. По ее мнению, проводить процедуру идентификации лучше на уровне кредитных организаций при выдаче займа.

Как отметила Лазарева, даже если коллекторы получат возможность подключиться к ЕСИА, это вряд ли защитит третьих лиц от звонков в связи с тем, что на сегодняшний день полной базой заверенных номеров не обладают даже операторы связи. Кроме того, использование россиянами сайта Госуслуг не предполагает обязательное введение телефонного номера, так как авторизоваться можно с помощью электронной почты и номера СНИЛС. Глав проекта ОНФ напомнила, что многие профили на портале заводятся родственниками их владельцев. По различным причинам россияне не всегда могут самостоятельно завести учетную запись, поэтому этим занимаются их родственники, указывая свой номер телефона.

Виноват, пока не доказано обратное

До тех пор, пока в России не разработан действенный механизм защиты третьих лиц от звонков коллекторов, эксперты рекомендуют гражданам принять меры, чтобы не оказаться в подобной ситуации. Противостоять взыскателям своими силами довольно трудно, так как они не прекратят звонить, если по телефону сообщить им о смене владельца номера.

Гражданам, которые получают подобные звонки, рекомендуется уточнить название кредитной организации и коллекторского агентства – в соответствии с российскими законами, звонящие обязаны сообщить эти сведения. В дальнейшем следует обратиться в кредитную организацию с просьбой исключить номер из базы должников. Свою просьбу лучше подкрепить договором на оказание услуг связи.

Кроме прочего, у банка надлежит взять справку об отсутствии задолженности перед ним. Следующим шагом должно стать предоставление полученных от банка документов в коллекторское агентство. Как правило, этих действий достаточно, чтобы звонки прекратились. Если принятые меры не привели к исключению номера из базы, и звонки продолжаются, можно направить жалобу в ФССП. Согласно данным службы, в 2018 году зафиксировано 21 980 жалоб, что на треть больше, чем в 2017 году. 67 процентов из этих обращений касаются нелегальных коллекторов. Эти организации не включены с специальный реестр и не могут заниматься данной деятельностью.

Из всего комплекса рассмотренных обращений обоснованными признаны 1623 заявления – в 2 раза больше, чем в 2017 году. 851 обращение из этого количества касается юрлиц, внесенных в реестр коллекторских организаций и 772 в отношении не числящихся в нем юрлиц.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.05.2019 11:55
Комментарии 0
Наверх