Версия // Культура // Роман режиссёра с Анной Карениной длится уже 25 лет

Роман режиссёра с Анной Карениной длится уже 25 лет

2069

Фантасмагория Соловьёва

В разделе

В первом павильоне «Мосфильма» с начала сентября идут съёмки «Анны Карениной». Режиссёр Сергей Соловьёв — персона сама по себе культовая. Актёрский состав — звёздный. Так что нам остаётся только ждать, какой получится новая киноверсия знаменитого романа Толстого. Мы полагаем, что весьма и весьма небезынтересной.

Снимать свою «Каренину» режиссёр начал ещё 10 лет назад, но затем из-за нехватки средств работа была приостановлена. Режиссёр успел лишь провести фотопробы и отснять небольшую часть материала, когда финансирование ленты застопорилось. И вот съёмки возобновлены. Вся группа, делавшая фильм 10 лет назад, перешла в новый проект — от гримёра и костюмеров до оператора.

Первая, трёхчасовая версия картины делается под показ в кинотеатрах. А затем на Первом канале запустят 5-серийный телевизионный фильм, о чём уже есть договорённость с руководством. Так что съёмки и монтаж ленты сразу делаются и для телефильма, и для широкого экрана. Актёрский состав настолько именитый, что впору подсчитывать количество звёзд на квадратный метр съёмочной площадки. Анну играет Татьяна Друбич, Каренина — Олег Янковский, Стиву Облонского — Александр Абдулов, Левина — Сергей Гармаш, Лидию Ивановну (женщину, которая мечтает заменить в жизни Каренина Анну) — Людмила Максакова. «С одной стороны, немыслимо звёздный состав, а с другой — все мои старые друзья. Вот так всё приятно совпало», — радуется Соловьёв.

При входе на съёмочную площадку сразу становится понятно, кто в доме хозяин — Сергей Александрович. В декорациях даже мебель его собственная. Диванчики и креслица с точёными ножками — всё это вынесли для фильма из его дома. Разорили гнездо, можно сказать!

И вообще, здесь всё делается по указке Соловьёва. Даже всё видавшие члены группы говорят, что сразу заметно, когда кино продюсерское, а когда — режиссёрское... Сергей Александрович знает, что хочет увидеть в конечном итоге, и тщательно объясняет, как тот или иной актёр должен играть, куда и с каким выражением смотреть. У режиссёра в голове уже готовый фильм. На площадке он работает, даже когда меняют свет и перезаряжают плёнку. В один из таких относительно свободных моментов корреспонденту «Версии» и удалось поговорить с Сергеем Соловьёвым.

— Сергей Александрович, с чего для вас началась «Анна Каренина»?

— Это такая старая история. В школе я, конечно, проходил это произведение по программе, но оно на меня никакого впечатления не произвело. Но я писал сочинение на тему «Как светское общество погубило душу Анны Карениной». Хотя даже не помню, читал ли тогда этот роман или нет... А всерьёз я заинтересовался «Анной Карениной», когда был студентом второго курса. Приехал как-то к приятелю на дачу, нашёл среди хлама какую-то книжку без первой страницы. Дача была садово-ягодным участком соток в шесть, и делать там было особо нечего. Я присел на раскладушку позагорать и начал читать эту самую книжку. Оказалось «Анна Каренина» Льва Толстого. В общем, я её прочитал, не заметив, что уже покрылся огромными алыми пузырями, обожжённый палящим солнцем. Это было самое увлекательное чтение, которое только может быть в жизни. Что меня очень удивило. Вот я и решил (правда, на принятие этого решения ушло 25 лет) разобраться, что же меня в этом повествовании так увлекает. Надеюсь, и зритель поймёт, посмотрев наш фильм, что меня заинтересовало.

По теме

— С музыкой вопрос решили?

— Ещё не определился и не спешу. Потому что это одна из самых сложных задач, которые сейчас стоят передо мной. Имитировать классическую музыку, во-первых, скучно композитору, а во-вторых, неправильно.

Я попытался поставить классику под черновой монтаж, и получилась какая-то величественная ерунда, многозначительное общее место. А вот под маленькие кусочки импровизаций Сергея Курёхина всё получилось замечательно. Поэтому с музыкой — очень тонко, очень сложно и очень важно. Но не решено.

— Вы отходите от книги или держитесь ближе к тексту?

— Какой смысл отходить? Книга настолько многомерна, умна, грандиозна, что как-то глупо от неё отходить. Если бы было куда... Если бы было что-то умнее, серьёзнее, интереснее, а так — и некуда и не нужно. История Анны — история человеческой совести. Может быть, Россия сегодня переживает самые бессовестные времена в своей жизни. Главным условием человеческого успеха сегодня является именно потеря совести. Поэтому не придумаешь ничего современнее и нужнее людям, чем написано у Толстого. Расплата за потерю совести всегда страшна и невероятна.

— Почему вы решили взяться за этот фильм, ведь столько уже снято об Анне Карениной?

— Это как в музыке. Кубелик уже дирижировал весь симфонический цикл Малера. Зачем тогда Аббадо решил сделать своего Малера? Потому что очень важна живая музыка. Несмотря на то что Кубелик гениально дирижировал... Жизнь музыки продолжается: и в ушах, и в сознании. И новое поколение обязательно должно её сыграть само, а не слушать чьи-то записи. Вот и всё, больше у меня нет никаких честолюбивых желаний.

После съёмок у Друбич красные от слёз глаза

На площадке Соловьёв репетирует с Татьяной Друбич её проход по коридору, перед тем как она попадёт в комнату к сыну. Мальчика играет 8-летний Тимур Глазков. В кино он не впервые. В столь юном возрасте он уже снимался и в рекламе, и для журналов, и в фильме «Охота на изюбря». При этом мальчик не то что не мечтает о карьере актёра, он даже с телевизором знаком только понаслышке. Мама, хотя и привела его в кино, оберегает ребёнка от далеко шагнувшего прогресса человечества, объясняя это тем, что иначе у Тимура не останется времени для занятий музыкой. В нём сохранилась какая-то давно потерянная нами ангельская чистота. Может быть, благодаря этому Тимуру удаётся так искренне играть. Да и внешность у него поистине ангельская: русые кудряшки, очаровательная улыбка... Кстати, волосы попросили отрастить специально для картины, из-за чего сверстники Тимура иногда дразнят его девочкой. Зато на вопрос, боится ли он Сергея Александровича Соловьёва, мальчик смело и без колебаний отвечает: «Нет!»

С Татьяной Друбич (своей киномамой) Тимур тоже легко находит общий язык. Или она с ним? Перед съёмками они, повторяя текст, долго сидели, общались. Помните в романе момент, когда Анна Каренина встречается с Серёженькой (своим сыном), целует его в голову, по лицу катятся слёзы? Мальчик спрашивает: «Мамочка, почему ты плачешь?» — и просит не уходить. Они это сыграли так сильно, что даже на площадке, где внимание рассеивается, у многих перехватило дыхание. Друбич полностью растворяется в своей героине, несмотря на то что спешит на самолёт. В кадре она — Анна Каренина и никуда не улетает. Но после съёмок у неё красные от слёз глаза.

— Это роль, которую стоило сыграть. Но тяжела ли она? И да и нет. Физически тяжело: костюмы, наряды — непривычно. Зато всё очень понятно, что происходит с этими людьми.

— С мальчиком не тяжело?

— Я сама начинала ребёнком. С детьми очень хорошо играть.

— А как с Соловьёвым работается?

— Замечательно!

— Спорите часто?

— А мы спорим? Это форма, содержание совсем другое.

— На ваш взгляд, что несёт в себе картина?

— Это прекрасно, если дело дойдёт до конца, а это очень важно. Потому что на сегодняшний день семья отошла на второе место, главное — всякие успехи и свершения. Но хочется, чтобы поскорее было бы как у зрелых людей, когда приоритеты расставлены, и семья — приоритет номер «раз».

По теме

— И для вас?

— И для меня тоже, я ведь зрелый человек.

Через секунду Друбич уже заходит в костюмерную, мелькнув необыкновенно красивым платьем и чёрной шляпкой с вуалью. Кстати, во время съёмок шляпка постоянно слетала, и, когда в очередной раз это случилось, Соловьёв не удержался и попросил костюмеров прибить её наконец гвоздями или приклеить в крайнем случае... В шутку, разумеется. А насчёт споров... Они всегда заканчиваются фразой Соловьёва: «Я знаю все твои желания! Слушай меня и будет так, как тебе лучше!» Ну разве с ним поспоришь?!

Оператор картины входит в десятку лучших операторов мира

Сложно не обратить внимания ещё на одного человека. Это оператор-постановщик «Анны Карениной», один из самых известных операторов отечественного кинематографа — Юрий Викторович Клименко. В числе снятых им картин «Человек уходит за птицами» (1975) Али Хамраева, которая получила премию за изобразительное решение на фестивале в Дели; «Познавая белый свет» (1978) Киры Муратовой, «Чужая белая и рябой» (1985) и «Три сестры» (1994) Сергея Соловьёва, «Му-Му» (1998) Юрия Грымова, «Прогулка» (2003) и «Космос как предчувствие» (2005) Алексея Учителя. Клименко входит в десятку лучших операторов мира. Некоторые актёры его сначала побаиваются, потому что не знают, как встать в кадре, чтобы получилось именно то, что он просит. А он просто жёсткий человек по отношению как к себе, так и ко всем окружающим. Соловьёв же всё время шутит: «Не слушайте Клименко! Я окончил ВГИК с красным дипломом, а он на «тройки»! А в это время Юрий Викторович мастерски играл светом в кадре. И появлялись такие невообразимые светотени и блики, что, кажется, зритель вряд ли догадается, шли ли съёмки при свете утреннего солнышка или под прицелом целой гвардии осветительных приборов. Диву даёшься, откуда в его голове взялась вся эта творческая «световая химия».

Олег Янковский — в халате, с шалью и трубкой

Появляются Янковский и Абдулов. Они уже потратили часа два с половиной на грим и костюмы. Олег Иванович в халате, с шалью и, конечно, с трубкой. Сказал, что ещё морально не готов говорить о фильме: прошло слишком мало времени и он ещё не освоился. Это ещё раз подтверждает тот факт, что только плохие актёры не волнуются перед съёмками. Мэтры осторожны.

Александр Гаврилович был с аккуратно уложенной шевелюрой (которая появилась благодаря смешным бигудям за два часа до этого), с накладными усами и баками.

— Эту роль всегда играли очень замечательные большие артисты. Хочется быть на уровне.

С этим сложно спорить. Облонского действительно играли великие актёры: Станицын, Кванин... Кажется, Абдулов вписывается.

Тут в костюме и гриме заглянула на площадку Людмила Васильевна Максакова, только чтобы показаться режиссёру, несмотря на то что первый съёмочный день у неё ещё впереди. Шикарно выглядела.

У Сергея Гармаша же первые съёмки прошли не где-нибудь, а прямо в Ясной Поляне. Было дано разрешение все сцены с персонажем Гармаша — Левиным снимать именно здесь. Левин, как известно, близок по взглядам самому Льву Николаевичу. И вот сцену, где Левин плачет оттого, что он отвергнут Китти, снимали прямо в той самой комнате, где была написана Анна Каренина.

Сергей Александрович поражается:

— Эта комната помнит времена, когда никто ещё и не слышал этих имён, никто и не знал, кто такая Анна Каренина. Фантасмагория кино!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.11.2016 15:16
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх