// // Режиссёры лепят из исторических персонажей алкоголиков и дураков

Режиссёры лепят из исторических персонажей алкоголиков и дураков

1044

Не узнаю вас в гриме

Режиссёры лепят из исторических персонажей алкоголиков и дураков
В разделе

В Твери по заказу Первого канала пройдут съёмки многосерийного фильма «Трепалов и Кошелёк», посвящённого жизни и судьбе первого начальника МУРа. Дата начала съёмок, как и сюжет будущего фильма, пока неизвестны, но уже понятно, что это будет очередной биографический фильм, которыми был так богат эфир «Первого» последние годы. И которые, по мнению критиков, часто представляют собой что угодно, только не реальный рассказ о реальных исторических персонажах.

Главным героем фильма станет легендарный начальник московского УГРО Александр Трепалов, а его основным противником, как сообщается в новостях, не менее легендарный бандит Кошельков, известный тем, что в 1919 году отобрал служебный автомобиль у самого Владимира Ленина. Для картин-байопиков историческая точность априори является одним из критериев жанра. Однако в борьбе за зрителя на первое место для продюсеров и режиссёров выходит зрелищность. Но в этом случае возникает вопрос: где лежат границы между фантазией и реальностью? И зачем вообще снимать биографические фильмы, если они не точны ни исторически, ни биографически?

Поводы для таких опасений есть. В октябре 2012 года состоялась премьера художественного фильма «Чкалов / Крылья». Рассказывая в интервью о причинах, побудивших его снять этот фильм, режиссёр Игорь Зайцев говорил о молодых зрителях, которые не знают имени прославленного советского авиатора. И действительно, образ Валерия Чкалова благодаря картине был успешно сформирован в умах молодого поколения. В отличие от других героев. Так, многие близкие к авиации люди жаловались, что главный конструктор Особого конструкторского бюро Павел Гроховский изображён в киноленте человеком, которого никто не принимает всерьёз. Ещё один спорный факт, который также нашёл отражение в умах молодёжи, – гибель лётчика Анисимова. Причиной его смерти в фильме показано его лихачество перед французской киносъёмочной группой. Хотя из других источников известно, что Анисимов намеренно пожертвовал собой, увидев, что его самолёт летит прямо в толпу стоящих на земле курсантов. Да и сам Чкалов, что бы ни утверждал режиссёр, по словам его дочери, выглядит «глуповатым, хамоватым, вечно пьющим человеком».

Или возьмём сериал о Брежневе. В одноимённом фильме, посвящённом знаменитому генсеку, как утверждал его внук, «единственное, что соответствует действительности, – то, что в 1978 году Леонид Ильич в самом деле хотел уйти со своих постов. Но он не был настолько больным в это время. И вообще, по фильму, Леонид Ильич только спит и лекарства пьёт». А близко знавший генсека член Политбюро Григорий Романов отметил ещё более категорично: «В фильме много карикатурного, надуманного. Считаю, такие фильмы не нужны, потому что далеки от исторической правды».

Далёкими от оригинала получаются не только политики. Почти одновременно с «Брежневым» вышел сериал «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли (судя по всему, на Безрукова и была рассчитана окупаемость проекта). Основную часть фильма экранный поэт пьёт, скандалит, ходит по бабам и ругает большевиков, в то время как творчество его показано как случайные последствия его разгульной жизни. То ли создатели фильма именно таким образом представляли себе Есенина, то ли решили, что «жарящий с бандюгами спирт» «московский озорной гуляка» выглядеть по-другому на экране просто не может – зритель не поймёт.

Не меньшей критики подвергались и сериалы о Георгии Жукове, Екатерине Фурцевой, Галине Брежневой, объединяет которые, если присмотреться внимательнее, только одно: все они сняты так, как когда-то американские режиссёры пытались представить советскую реальность. У тех в наборе обязательных стереотипов были медведи, балалайки, ушанки и водка, у нынешних наших – «Рассея, которую потеряли», «Ах, как хорошо в стране советской жить» и «Загадочная русская душа». Водка, впрочем, тоже осталась.

Кстати, возвращаясь к сериалу о начальнике МУРа. По одной из версий, именно Александр Трепалов был взят братьями Вайнерами в качестве прообраза Глеба Жеглова для романа «Эра милосердия». Позже по мотивам произведения был, как известно, снят культовый фильм «Место встречи изменить нельзя». Так что один образ первого начальника МУРа у народа уже есть, для сравнения ждём второй. А разрушит или поддержит сложившийся у зрителя образ его любимого героя новый сериал, узнаем только после того, как «Трепалов и Кошелёк» будет представлен на суд зрителей. Главное, чтобы суд этот не оказался таким же беспощадным.

Опубликовано:
Отредактировано: 18.08.2014 15:36
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх