Версия // Общество // Ретейлеров обязали умерить свои аппетиты

Ретейлеров обязали умерить свои аппетиты

2002

Сторговались

Темур Козаев
В разделе

Госдума приняла поправки в закон о торговле. Ключевые изменения касаются взаимоотношений ретейлеров и поставщиков. Первым отныне придётся умерить свои аппетиты: согласно внесённым изменениям, совокупный размер выплат, взимаемых ретейлерами с поставщиков, может составить не более 5% от цены закупленного товара.

Представители ретейла уже поспешили начать запугивать потребителей тем, что принятие нового закона может привести к перебоям с поставками продовольствия. На самом же деле, успокаивают эксперты, новые ужесточения могут оказаться потребителям только на руку.

На прошлой неделе уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой дать торговым сетям дополнительное время, чтобы они успели привести договоры с поставщиками в соответствие с новым законом. В нынешней редакции документ даёт участникам рынка 10 дней на переход к новым правилам и полгода (до 1 января 2017 года) на приведение действующих договоров в соответствие с законодательством.

«На самом деле ретейлер, если захочет, может работать вообще без договоров. Факт сделки подтверждают товарно-транспортная накладная и счёт-фактура, а договор создаёт некую правовую канву. Если две стороны считают, что договор им не нужен, то они могут работать без него. Никто из поставщиков не будет прерывать цикл поставок», – считает независимый консультант потребительского рынка Сергей Лищук.

Впрочем, у ретейлеров есть свои причины нагнетать обстановку. С принятием новой редакции закона фактически уходит в прошлое эпоха безграничных ретробонусов, которых в таком количестве, как у нас, не существует больше ни на одном рынке – будь то страны ЕС или США. «Помню, когда в Россию только зашло «Метро», они сначала даже не знали, что здесь можно требовать с поставщиков ретробонусы по 30%. Во всём мире уже тогда вознаграждение для ретейла было 2–4%, и за каждые полпроцента шла огромная борьба», – рассказал «Нашей Версии» на условиях анонимности один из поставщиков.

Нынешняя редакция законопроекта ограничивает ретробонус 10%. Однако по факту, как отмечают участники рынка, поставщики всё равно приплачивают ретейлерам сверх положенного. «У ретейла сегодня достаточно инструментов, чтобы вытащить себе все желаемые бонусы. Если кто-то из поставщиков скажет, что вот по закону они не должны, то очень скоро найдутся причины, почему этот поставщик больше не будет продавать в данной сети», – поясняет собеседник «Нашей Версии». Исключение составляют только большие транснациональные корпорации – у них изначально с ретейлерами были немного другие отношения. Но таких компаний на рынке – всего около 50, остальные вынуждены работать по условиям сетей.

Такое положение дел приводит к тому, что поставщики в итоге вынуждены перекладывать свои расходы на потребителей. Но бесконечно повышать цены нельзя. Вот и оказывается на прилавках молоко из пальмового масла, хлеб из фуражного зерна и колбаса из соевого мяса.

Сергей ЛИЩУК, независимый консультант потребительского рынка:

– Я думаю, что пройдёт ещё лет пять с момента принятия закона, прежде чем истинный размер ретробонусов будет составлять те самые 5%.

Сегодня по большей части неуёмные аппетиты ретейлеров оплачивает бизнес-сообщество, лишаясь возможности инвестировать в новые технологии производства, осваивать новые рынки, повышать качество продукции.

До настоящего момента у нас был растущий рынок, который никто особенно не регулировал, и сети пользовались своим сильным положением. Ещё несколько лет назад 30–45% ретробонусов – это была норма, а ведь ещё у сетей была и своя доходность. Сейчас мы видим окончание географической экспансии сетей. Но для кардинальных изменений правил игры ещё потребуется время.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.07.2016 08:29
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх