Марс - известный в татуировке человек. Запись к нему на татуирование ведётся за несколько недель вперёд. Причина проста – качество исполняемых тату! В том числе по авторским эскизам (флешам) и уникальному стилю, наработанному им за более чем 20-летнее время работы.
Мы встретились с мастером в его уютной тату-студии, где стены украшены фотографиями тату, картинами и статуэтками, как в настоящей галерее, а жужжанием татуировочных машин пропитан сам воздух помещения, и пообщались. Выяснилось, что он занимается тату с 1994 года. В те времена использовались струны и тушь «Rotring». Рассказывает, что «работал в домашних условиях, приближённых к «боевым», на подушках и матрасах». Серьёзный подход начался с сентября 1996 года, когда у него появились первые профессиональные тату-машинки марки «Apollо» и «Micky Sharpz». Сегодня у него более 20 тату-машин, приспособленных для разных техник и видов тату.
В детстве он был к татуировке равнодушен. Но рисовать любил всегда, много и с удовольствием. Учился в изостудии, посещал художественную школу, где ему никогда не нравилось, «потому что заставляли делать стандартные вещи». Уже тогда он полюбил рисовать эскизы, рисунки в стиле нью-арт, близкие по духу к митьковским, своеобразный гротеск. «Мультяшных» персонажей привечал, комиксы хорошо удавались, как цветные, так и чёрно-белые. Акварель использовал, масло, тушь, акрил, гуашь. Рисовал в основном ради забавы. Переменив по жизни ряд профессий, также освоил ремесло мастера-краснодеревщика.
Марс считает, что именно с начала 1990-х в России стал прививаться цивилизованный подход к теме. У людей, съездивших за рубеж, стали появляться профессионально сделанные тату.
«Сегодня они ничего особенного из себя не представляют. Обычный трайбал, выполненный в цвете или однотонный. Но тогда, на фоне доминирующей уголовно-армейской тематики трайбалические тату выглядели шикарно. Привлекали внимание. И я решил заняться тату более серьёзно».
Ему пришлось по душе этническое направление тату. «Приколол» ориентальный восточный стиль, японское направление – извивающиеся драконы, неулыбчивые самураи и хотэи, чешуйчатые карпы, раскидистые лотосы, женщины, обмахивающие себя веерами, морские волны, воздушные протуберанцы. На то время это было что-то новое. Рисунки делались в цвете.
«Тогда не было почти никакой информации. Интернет был не развит. Энтузиасты приторговывали на Горбушке краской и западными тату-журналами. Постепенно создавалось сообщество тату-мастеров и любителей тату».
В середине и конце 1990-х случился большой всплеск интереса к теме тату, не затухающий до сих пор. Стены домов были увешаны объявлениями. Складывалось впечатление, что почти в каждом московском доме работал тату-мастер или салон. Настолько велик был интерес к теме. Процесс становления тату оптимистично развивался до августа 1998 года, когда случился дефолт. Финансовый кризис подкосил ряды поклонников, опустошив их кошельки. По тату-движению был также нанесён сильный удар. «Качественные краски и инструменты сразу подскочили в цене - стало трудно и неуютно работать. В итоге выжили сильнейшие».
С 2000 года он поработал в одном из московских тату-салонов в течение пяти лет. От рутины и однообразия его спасал постоянно обновляющийся поток клиентов, общение с интересными людьми. По его мнению, людские предпочтения в тату с 1990-х годов изменились. Его собственный стиль также складывался поэтапно.
В городе Прокопьевске Кемеровской области ученик второго класса ушёл из дома после того, как посетил занятие «Разговоры о важном». На уроке детям рассказали о традиционных ценностях.
«Изначально хорошо получались изображения карпов. Журналы подкупал, смотрел работы, опыт копил. Со временем стал понимать, что для того, чтобы развиваться, надо разработать собственный стиль. Стиль возник не сразу. Я шёл к нему сознательно, набивал руку. Обозначил бы его как синтез направления новой школы с элементами фэнтази и психоделии по-русски. В нём нет жёсткой привязки к тому или иному стилю, учитываются, в очередь, пожелания клиента. Делаю тату в любом стиле, но есть у меня особое пристрастие к оттачиванию оттенков и проработке большого количества деталей в узоре тату. Стараюсь всё обозначать ярко, необычно, вводить скрытый смысл, может быть не один».
По его мнению, проблема основной массы людей в том, что почти никто не знает, что хочет себе нанести. «Сначала тату - почти всегда каприз. А когда поговоришь с клиентом, он подумает, переварит и может быть, к некоторым советам прислушается. Есть и такие, кто прямо спрашивает совета мастера. Иногда что-то подсказываю».
Из коллег по цеху ему нравятся работы Айтчисона, Кука, Эрнандеса. Он отмечает появление большого количества молодых талантливых тату-мастеров в России и других странах, таких как: Олег Турянский, Стефан Чудесник, Тим-Тим, Volka, Симона и другие.
В «Нашей Версии» мы также публиковали ряд статей на темы тату («Крутая наколка», «Современная тату: ставим на совесть!» и др.), где отмечали многих интересных российских и зарубежных мастеров. Марсу любопытен современный стиль блэкворк, но он бы отнес его больше к необходимости, чем к искусству.
«Его применяют, когда, допустим, надо при перекрытии закрасить большой объем старого рисунка, а выхода другого нет. Также любопытны дотс, трэш-полька и другие стили».
Проблема современной тату также в том, что все хотят сделать тату быстро и дешево!
«Люди мало интересуются темой. Информации в интернете огромное количество. Но им иногда лень даже почитать – что делать, зачем, какой узор и куда правильно нанести, чтобы он красиво смотрелся, как ухаживать за тату».
Мастер считает, что в тату большую роль играет саморегуляция. Есть потребность - появляются салоны. Нет – исчезают. В системе присутствуют как спады, так и подъёмы. Но упростить регистрацию салонов с учётом всех требований СЭС, не помешало бы. С точки зрения тату-мастера, который сидит дома, тату заниматься выгодно. Проблемы с развитием легального бизнеса тату связаны со сложностями с оформлением и ведением бизнеса, стоимостью аренды помещения. Откуда, в свою очередь, формируются цены на тату в целом.
Сеанс татуирования занимает в основном 3-4 часа. Оплата идет по часам. Много клиентов приходит по рекомендациям от старых знакомых, которым он когда-то делал тату. Инструменты, расходные материалы стоят недешево. Нормальная тату-машинка стоит от 300 у.е.
«В тату для меня большую роль играет взаимная симпатия. Можно в каждом случае по-разному договориться о цене за работу. Каждая тату - чудо! Ничего не было на теле и вдруг, бах – появилось! Причём на всю жизнь».
С течением временем появляются более качественные тату-машины, расходные материалы, краски. Например, «Star Bright», «Intenze». У них богатая палитра, они легче забиваются. Новые художники рисуют обалденные работы, на основе которых впоследствии могут появиться целые направления и новые стили, как случилось с Биомеханикой или Фентази. Где благодаря художникам Гигеру или Валеджио (и их «тараканам» в голове) появились целые фантастические миры.
Сегодня придуманы автоматы, которые могут быстро делать тату (почти как в одном из рассказов Кафки – авт.). Машины, напоминающие многоцелевые станки. Они уже стоят на улицах в Германии, Швеции, Дании. Делают такие машины не художественные, а скорее трафаретные стандартные небольшие рисунки. На них может появиться со временем спрос. Как на недорогое моментальное фото в автоматах, которые стоят на улицах городов.
Про влияние рисунка тату на человека Андарьянов говорит так, что «в случае с тату любое влияние происходит на уровне самовнушения. В воздействие рисунка на теле на современного человека не верю! Если делать тату с плохим настроением, то и узор получится не очень хороший. Его придётся доделывать. Но чтобы кто-то стал умнее, глупее, хитрее или добрее от тату - о таких случаях я не знаю. Это из разряда мифов! Человек сам себе что-то доказывает, самоутверждается».
Марс определил источник образов тату, как найденный во внешнем мире и пераработанный во внутреннем. «Допустим, сегодня что-то увидел, а через месяц в голове родился образ или узор. Книгу, тату-журнал полистал, работы других художников или мастеров посмотрел на фестивале – готово! Есть в тату рок-н-рольный запал, который способствует творческому процессу! Но, опять же, всё приходит, когда надо. Для восприятия и осознания определённых вещей человек должен быть готов. В моём случае совпали вектора творчества и прагматики».