Версия // Общество // Рапторы и Грачата - основа безопасности военно-морских баз

Рапторы и Грачата - основа безопасности военно-морских баз

20912

Боевые катера России. Часть 2

В разделе

Как уже упоминалось в первой части статьи, основой катеров проекта 03160 являются катера CombatBoat 90 разработки шведской компании Dockstavarvet. Они закуплены и стоят на вооружении флотов 7-ми стран мира, включая ВМФ США и Великобритании. В отличие от БК-16, «Рапторы» очень похожи на своих «прародителей».

Сюжет: Армия

Проект разработан в КБ АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»» по заданию ВМФ России. Строительство катеров ведётся на верфи «Пелла» в городе Отрадном Ленинградской области. Длина катера составляет 17 метров, водоизмещение 23 тонны. «Рапторы» очень быстроходны, они развивают скорость до 48 узлов. Это почти 90 км/ч. Даже для катеров это очень высокая скорость. Основным вооружением «Раптора» является боевой модуль «Управа-Корд», состоящий из пулемёта КПВТ калибра 14,5 мм. Модуль гиростабилизирован, что позволяет вести прицельную стрельбу при волнении на море. Дополнительно на катер устанавливаются два пулемета «Печенег» калибра 7,62 мм по бортам. Эти катера используются противодиверсионными силами и средствами флота (ПДСС). Отряды ПДСС – их на каждом флоте и флотилии несколько – прикрывают все военно-морские базы и важнейшие торговые порты страны. При необходимости на катере могут находиться спецназовцы или боевые пловцы. Все «Рапторы» несут военный трехцветный камуфляж, кроме одного. Катер П-344, формально приписанный к Балтийскому флоту, покрашен в белую краску, палуба сделана из тика, на месте боевого модуля с пулеметом находится большой обтекатель с антенной. На его борту номер – 001. Это катер для высшего руководства страны, его постоянное место базирования – военный дебаркадер у здания министерства обороны на Москве-реке. В день военно-морского флота катер переходит в Санкт-Петербург и на нем принимают парад флота.

«Рапторы»
«Рапторы»

По состоянию на середину 2019 года в составе ВМФ России находятся по разным данным от 14 до 16 катеров проекта 03160. Они входят в состав Балтийского и Черноморского флотов и Каспийской флотилии.

Противодиверсионный катер проекта 21980 шифр «Грачонок»

В настоящий период настолько велика угроза диверсий и других недружественный действий в отношении России, что для эффективной защиты баз и портов ПДСС нужны катера различных типов. Проект катера 21980 шифр «Грачонок» разработан по заказу ВМФ на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел». Они имеют водоизмещение 138 тонн, длину 31 метр, скорость хода 23 узла. Корабль оснащен всем необходимым для борьбы с вражескими боевыми пловцами. Для их обнаружения имеется специальная гидроакустическая станция. Катер вооружен 4-мя переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) «Игла» (9К38 с ЗУР 9М39). Вооружение дополняет одна 14,5-мм крупнокалиберная морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) и 55-мм десятиствольным (в составе комплекса ДП-65А) и 45-мм (ДП-64) противодиверсионными гранатометами. Может нести на борту боевых пловцов.

«Грачонок»
«Грачонок»

По теме

«Грачата» строятся в Зеленодольске на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького», в Рыбинске, на судостроительном заводе «Вымпел», во Владивостоке, на «Восточной верфи». По решению Главкома ВМФ, все «Грачата» стали именными кораблями, т.е. кроме тактического номера каждый катер имеет свое название. Катера проекта 21980 являются основой отрядов ПДСС на всех флотах и флотилиях. Как правило, они работают в паре с катером типа «Раптор» К концу 2018 года в строю и постройке находились 20 «Грачат».

Для защиты Крымского моста Росгвардия заказала 4 катера проекта 21980. Первый катер уже находится на стадии строительства.

Десантно-штурмовая лодка проекта 02800

Все перечисленные катера, решающие разные задачи, имеют легкие, алюминиевые корпуса. Однако есть задачи, когда боевой катер должен действовать под огнем противника. Чтобы защитить экипаж и десантников он должен нести броню. К таким бронированным катерам, своеобразным БМП и относятся десантно-штурмовые лодки (ДШЛ) проекта 02800. Для Черноморского флота сейчас строится серия из шести патрульных кораблей проекта 21160. Головной, «Василий Быков» уже числится в составе ЧФ, «Дмитрий Рогачев» проходит испытания. Остальные четыре находятся в разных стадиях строительства.

Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков»
Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков»

Эти корабли предназначены для охраны экономической 200-мильной зоны и решения других задач, в том числе для действий против современных пиратов. В состав штатного вооружения корабля и входит ДШЛ. Она разработана по заказу Министерства обороны предприятиями TRIDENT Aluminium boats и ООО «Феррумленд» из Санкт-Петербурга. Десантно-штурмовая лодка проекта 02800 предназначена для выполнения патрульных, диверсионных и противодиверсионных функций; скоростной доставки десантно-штурмовых групп на берег и досмотровых групп на задержанный корабль; огневой поддержки действий подразделений специального назначения и морской пехоты. Длина ДШЛ 10 метров, скорость хода 35 узлов. Лодка может быть вооружена пулеметом КПВТ калибра 14,5 мм или 12,7-мм «Корд».

Пока этими лодками комплектуются патрульные корабли проекта 21160, но перспективы у ДШЛ большие. Во-первых, лодка, единственная из всех боевых катеров, бронирована. Во-вторых, конструкторы, разрабатывают вариант ДШЛ с дистанционным управлением, т.е. высадив десант, ДШЛ может отойти от берега, поддерживая огнем десант, а потом забрать его в нужном месте. Управлять лодкой будут с борта патрульного корабля. Уже известно, что 6 ДШЛ будут стоять на патрульных кораблях Черноморского флота, другие сферы применения прорабатываются.

Катера типа 1C16MII

Это самые закрытые из современных российских боевых катеров. Они построены в Швеции. Используются Федеральной службой для охраны первых лиц на воде. По понятным причинам, технические характеристики не афишируются. Известно только, что катера имеют большую скорость. Базируются там, где располагаются правительственные резиденции. Такими катерами укомплектован также и один из отрядов ПДСС на Черном море. Отличаются катера ФСО и ПДСС окраской. Катера ФСО имеют темно-синий корпус с наклонной красной полосой и серую надстройку. Катера ПДСС – белые.

Безэкипажные катера для тральщиков

По теме

Мы уже упоминали в части 1 о новом оружии тральщиков. Теперь расскажем о нем чуть подробнее. Для противоминных сил флотов переломными стали 80-е годы ХХ века. До этого времени единственным оружием против мин были тралы. Они были различные – контактные, акустические, магнитные, комбинированные и т.д. Но все имели одну обязательную особенность. Для обнаружения и обезвреживания мины тральщик должен был войти в зону поражения мины.

В 80-х годах концепция противоминной борьбы изменилась. Тральщики стали оснащаться подводными телеуправляемыми аппаратами, которые шли впереди судна и под водой обнаруживать мины, которые потом уничтожались водолазами-минерами. Тральщики же стали называться «тральщики-искатели мин». Со временем телеуправляемые аппараты стали штатным вооружением тральщиков и название «искатели мин» перестали употреблять.

В XXI веке, с развитием технологий появились новые возможности. К подводным телеуправляемым аппаратам добавились безэкипажные (БЭК) катера. Аппаратура таких катеров позволяет более эффективно решать задачу обнаружения и обезвреживания мин. Первыми кораблями в ВМФ России, имеющими такие катера в качестве штатного вооружения, стали корабли противоминной обороны проекта 12700 шифр «Александрит».

Тральщики строятся серийно. Их общее количество планируется в 30-40 единиц. Первые два корабля оснащены французским комплексом БЭК "Inspektor Mk2". Но из-за санкций французы отказались поставлять катера для всей серии. Поэтому, начиная с третьего корабля на «Александритах» будет базироваться российский комплекс БЭК «Тайфун». Количество таких катеров в ВМФ России будет определяться количеством тральщиков, на которых они будут базироваться.

Морской тральщик проекта 12700 «Александр Обухов»
Морской тральщик проекта 12700 «Александр Обухов»

БЭК «Тайфун»
БЭК «Тайфун»

С чего все началось. Катер проекта А-77 шифр «Гарпун»

Завершая рассказ о современных боевых катерах России, надо рассказать о катере, который был построен в единственном экземпляре, но который дал толчок к развитию всего класса боевых катеров в стране. 2003 год. Оборонная промышленность только восстанавливается. Но грамотные специалисты - судостроители понимают ценность боевых катеров для силовых структур и перспективность данного направления. Так на Выборгском ССЗ, в инициативном порядке, без заказа Министерства обороны, появился экспериментальный проект А-77 шифр «Гарпун». К проектированию было привлечено авиационное КБ Сухого. В этом катере были совмещены технологии судо- и авиастроения.

По ряду характеристик "Гарпун" превосходит принятые на вооружение спустя десятилетие патрульные катера проекта "Раптор". В частности, он способен развивать максимальную скорость на 10 узлов выше аналогичных показателей "Рапторов". Его скорость достигала 60 узлов! Это более 100 км/ч. Кроме того, проект А-77 подразумевал вооружение в виде 30-мм арт. установки АК-306. Однако, по количеству принимаемого на борт десанта "Гарпун" уступал появившемуся позднее «Раптору», что могло повлиять на выбор военного ведомства. В общем, при всей своей новизне, прогрессивности и инновационности, новый катер «Гарпун» не заинтересовал силовые ведомства и в серию не пошел. Он до сих пор находится в Выборге на хранении. Но «Гарпун» сделал главное – привлек внимание представителей силовых ведомств к теме нужности и полезности боевых катеров. У пограничников появились «Миражи», «Мангусты» и «Соболи», а у флота «Рапторы» и «Грачата», у ССО - БК-16/БК-18.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.06.2019 16:50
Комментарии 0
Наверх