// // Прямые выборы глав крупных городов отменят

Прямые выборы глав крупных городов отменят

382

Власть приказала заМЭРеть

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
В разделе

В Госдуму внесён законопроект, ликвидирующий выборы глав тех городов, которые делятся на районы. В результате вертикаль власти распространяется всё дальше вниз, а местное самоуправление останется только на районном уровне. Новации заведомо уготован «зелёный свет», так как её автор – созданная по поручению президента РФ рабочая группа по реформе системы местного самоуправления во главе с членом профильного Комитета Госдумы Вячеславом Тимченко. Чем же помешали мэры?

О том, что выборы мэров стоит сделать таким же пережитком прошлого, как и губернаторские, федеральная власть впервые заговорила ещё в 2007 году. Тогда члены думской фракции ЕР во главе с занимавшим пост председателя думского Комитета по вопросам местного самоуправления (МСУ) Владимиром Мокрым внесли законопроект, согласно которому руководители субъектов РФ получали право сами определять порядок избрания глав городов и районов, то есть заменять прямые выборы фактическим назначением «сверху». Однако неожиданно кнут, занесённый над головами мэров, сменился пряником. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о необходимости «сильного, мощного самоуправления, которое должно лежать на плечах граждан», после чего предложенный законопроект, естественно, не прошёл.

Однако прошло немного лет – и вертикаль власти решила вновь обрушиться на отечественную систему МСУ. Причина вполне очевидна. Экономический кризис тому виной либо просто замучившие горожан коррупция и бездействие местной власти, но всё чаще на выборах мэров стали побеждать представители оппозиции, и в первую очередь КПРФ. В результате и появилась инициатива попросту отменить прямые выборы мэров, перепоручив их местному парламенту. С 2011 года новая норма была принята в более чем трети всех муниципальных образований России, например в Ульяновске, Пензе, Саратове, Великом Новгороде, Челябинске, Дербенте, Благовещенске, Нижнем Новгороде, Калининграде, Курске, Казани и т.д.

«Двуглавая» система позволит обхитрить Европу

Теперь по замыслу федерального центра пришла пора узаконить эти точечные перемены на уровне всей страны в целом. Согласно внесённому в Госдуму членами фракций «Единая Россия» (ЕР) и ЛДПР законопроекту .

На первый взгляд зачем такой сложный огород городить – не проще ли перейти к назначению мэров «сверху»? Нет, нельзя. Во-первых, этого не позволяет сделать Конституция РФ, согласно которой главы органов МСУ не входят в систему органов государственной власти. Разумеется, федеральная власть, обладая конституционным большинством в Госдуме, могла бы легко исправить эту норму, поправив Основной закон РФ. Но есть и ещё одно, более весомое препятствие.

Дело в том, что Россия подписала Европейскую хартию местного самоуправления, которая считает вышеупомянутое положение обязательным элементом развития гражданского общества. А предлагаемая «двуглавая» система позволяет соблюсти все нормы дипломатического приличия. Ведь формальным главой города будет являться председатель горсовета – один из депутатов, которые избираются непосредственно народом. Получается, что и принцип демократии удастся соблюсти, и областная власть окажется застрахована от непредсказуемости народного выбора. Как выразился однажды нижегородский губернатор Валерий Шанцев, «обидно, что народ очень часто выбирает не тех, кого надо». Зато волеизъявление депутатского корпуса направить в нужную сторону гораздо легче.

По теме

Число местных депутатов вырастет в пять–семь раз

Ещё одной новацией законопроекта является то, что в парламентах крупных городов будет равное число депутатов от каждого района вне зависимости от размера и численности его населения. Таким образом, при реализации реформы число депутатов в каждом городе должно увеличиться в пять-семь раз.

Однако немало экспертов выступают против законопроекта, видя в нём ущемление прав горожан. Исполнительный директор Общероссийского конгресса муниципальных образований Виктор Панкращенко ещё в конце февраля, когда только обсуждалась возможность реформы МСУ, отметил, что более 60% местных советов высказывались против неё и лишь 10% считали, что такая реформа необходима.

В свою очередь, бывший член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Дмитрий Орешкин констатирует: «Основной экономический продукт производят города. Городские элиты и население, естественно, заинтересованы в том, чтобы часть регионального продукта, которую муниципалитет производит, в значительной степени оставалась в городе: на строительство дорог, поликлиник и так далее. Федеральная же власть заинтересована, чтобы большую часть налогов из города изъять в казну и потратить на какие-то государственные проекты. Поэтому есть объективная основа для конфликта интересов. Логика новации проста – при управленцах-ставленниках с городов можно получить больше финансов в федеральную казну».

Градоначальники против

Но дело не только в деньгах. Известный политолог Владимир Слатинов подчёркивает: «Организация выборов в крупных городах в политическом смысле представляет для федеральной власти крупную проблему. Искусственно понижается явка избирателей, раскалывается протестный электорат между разными оппозиционерами, мобилизуется провластный. При этом возникает проблема легитимности, усиливается недоверие народа к власти. Сити-менеджеры удобны для власти – ими можно управлять в отличие от избранных мэров. С неугодным сити-менеджером можно без лишних проблем разорвать контракт».

Так же считают и многие мэры тех самых крупных городов. Например, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, победивший на прямых выборах кандидата от ЕР, уверен, что законопроект ещё крепче выстраивает вертикаль власти: «То, что хотят сделать, это увеличить бюрократическую прослойку в разы. Теперь на принятие решения будут напрямую влиять губернаторы». По словам главы дальневосточного Уссурийска Сергея Рудицы, «сити-менеджер вряд ли сможет осознать тот груз ответственности, который несёт сегодня глава округа». В результате складывается ситуация, когда интересы градоначальников идут напрямую вразрез с интересами федеральных властей. Ведь самостоятельность глав органов местного самоуправления порой служит хорошей страховкой для нечистоплотных мэров, которые знают, что снять их принудительно не удастся. Позиция же наёмного сити-менеджера заставит глав городов быть более внимательными в своих поступках. Однако как в одном, так и в другом случае интересы самих горожан оказываются здесь далеко не на первом месте.

Опубликовано:
Отредактировано: 10.04.2014 13:26
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх