На прошлой неделе в Москве учителей поздравляли с профессиональным праздником. Почётные звания и награды лучшим столичным педагогам вручал мэр Москвы Сергей Собянин. Праздновать московским школам и правда есть что: за последние пять лет ситуация в столичном образовании изменилась кардинально.
«В школах Москвы работают отличные, высокопрофессиональные учителя, которые вместе со своими учениками добиваются удивительных успехов. Я поздравляю московских педагогов с Днём учителя и желаю им новых успехов в их прекрасном и нужном труде», – заявил столичный градоначальник в своём поздравлении во время праздничных мероприятий, проходивших в школе с углублённым изучением иностранных языков № 1259, расположенной в Замоскворечье.
Елена КАРТИНА, завкафедрой словесности гимназии № 1517
– Учителям жить стало намного лучше. Теперь учителю уже не нужно иметь дополнительный заработок в формате репетиторства, потому что средств, которые выплачивают правительство Москвы и государство, в целом вполне достаточно, чтобы вести достойный образ жизни. Изменения в школе произошли во всех сферах. Например, в оснащённости кабинетов. У нас в гимназии теперь есть возможность проводить уроки не только с тряпкой и мелом. В каждом кабинете имеются огромные панели, интерактивные доски, которые помогают нам разнообразить формы проведения урока.
Кстати, школа, в которой московский мэр решил поздравить учителей, – одно из старых и знаменитых учебных заведений города. Школа была построена ещё до войны, в 1936 году. В рамках городской программы по реконструкции школ довоенной постройки ещё в 2005 году было построено новое здание школы. Ну а сегодня, после масштабной реформы системы столичного образования и создания многофункциональных образовательных комплексов, в структуру школы № 1259 вошли детский сад, начальная школа, средняя школа и старшая школа – всего в образовательном центре сегодня обучаются и воспитываются 1547 детей.
В старших классах школы есть несколько специализаций, так что дети могут уже выбрать себе будущую профессию. Это медицинский, экономический, социально-гуманитарный или физико-математический профили.
Школа № 1259 знаменита и своими выпускниками. Среди них много известных деятелей культуры и науки и даже известные политики. Например, именно эту школу окончили второй московский мэр Юрий Лужков, главный режиссёр Большого театра Александр Ведерников, писатель Павел Санаев, легенда советской и российской журналистики Егор Яковлев.
Впрочем, судя по всему, и нынешние воспитанники этой школы ещё себя покажут. По крайней мере по результатам ЕГЭ этого года из 80 её выпускников 49 набрали более 220 баллов, из них 30 получили больше 280 баллов.
В школу и детсад без очереди
Важно отметить, однако, что школа № 1259 далеко не единственное образовательное учреждение города, где обучение ведётся по самым высоким стандартам. Московские школы сегодня объективно являются лучшими в стране. Так, в 2014 году в рейтинг 500 лучших школ России были включены 126 московских школ. А в рейтинге лучших 25 школ страны 13 мест заняты опять же столичными школами. «Но мы должны стремиться к большему. Следующая задача – добиться качества школьного образования не хуже, а лучше, чем в ведущих мегаполисах мира», – отметил Сергей Собянин.
В селе Софьино Раменского района Московской области учительница увидела свастику на аватарке своего бывшего ученика в соцсетях и обратилась в полицию.
И надо сказать, что сегодня у Москвы есть всё, для того чтобы достичь поставленных мэром целей. Профессия учителя вновь стала не только престижной, но и высокооплачиваемой. Так, средняя зарплата учителей выросла с 39,2 тыс. рублей в 2010 году, до 71 тыс. в текущем году. В этой связи неудивительно, что сегодня всё больше молодёжи стремится прийти работать в школы.
Выросло и бюджетное финансирование самих образовательных учреждений, основанное на принципе «деньги следуют за учеником». Теперь в городе действуют единые нормативы – 123 тыс. рублей на каждого старшеклассника в год. Напомним, что раньше такие суммы выделялись только для гимназий и школ «повышенного» уровня. В итоге бюджет обычной средней школы увеличился в 1,5–2 раза.
Показательно, что в наступившем учебном году более 77% родителей первоклассников выбрали школу в своём микрорайоне. То есть беготня в поисках хорошей школы по всему городу, ночные дежурства под окнами для записи в первый класс наконец-то отошли в прошлое. Кстати, чтобы записать своё чадо в первоклассники, сегодня вообще не надо выходить из дома: в Москве введена система электронной записи.
В 2015/16 учебном году число первоклассников в городе составило рекордные 99 тысяч.
Полностью решена проблема очередей в детские сады, которая ещё в 2010 году была страшным сном всех родителей дошколят. За последние годы общее число дошкольников выросло в 1,5 раза – с 280 до 400 тысяч. Причиной тому рост рождаемости и как следствие увеличение мест в детских садах. Так что пристроить своё чадо в детское дошкольное учреждение сегодня не составляет труда.
По последнему слову техники
Информационные технологии сегодня используются не только для записи детей в образовательные учреждения, но сопровождают буквально все стадии учебного процесса. В перечне электронных услуг в системе образования также электронный дневник, запись на программы дополнительного образования, отдых и оздоровительные программы, оплата питания. Кроме того, в режиме онлайн родители могут также проверить посещаемость своих отпрысков.
Увеличение финансирования образовательных учреждений сказалось и на их материальной базе. Так, за последние пять лет в городе было капитально отремонтировано 1,2 тыс. зданий, а ещё на 3 тыс. объектов проведён текущий ремонт. Всего за 2011–2015 годы в городе было построено 63 новых школы и пристройки к существующим школам, а также 187 детских садов. Изменилось и техническое оснащение столичных образовательных учреждений. В общей сложности во всех столичных школах сегодня установлено 160 тыс. стационарных компьютеров и ноутбуков, 28 тыс. мультимедийных проекторов и 17 тыс. интерактивных досок.
В целом бюджетное финансирование системы образования города с 2010 года было увеличено более чем в 1,5 раза.
Олимпиаду – в каждую школу
Реформа системы образования, увеличение количества бюджетного финансирования, возвращение престижа учительской профессии не могли не сказаться на результатах.
Объективными данными качества образования вполне можно считать результаты ЕГЭ. И если в 2011 году доля учеников, набравших 220 баллов и более, составляла всего 14,3%, то в 2015 году этот показатель увеличился до 30%.
Ученики московских школ отныне не спускаются с пьедестала Всероссийской олимпиады школьников. Например, только в этом году более 600 школ подготовили победителей и призёров городского этапа Олимпиады – это 90% всех городских школ, в 2010 году таких школ было всего 25%.
Эти результаты – следствие изменения и самого подхода к образовательному процессу. Если раньше выявлять и развивать различные таланты у учеников старались только в узком кругу «спецшкол» и школ, в которые ко всему прочему далеко не всегда можно было попасть с «передних дверей», то теперь подобная работа ведётся в каждой московской школе. Например, дополнительными образовательными программами сегодня охвачено более 600 тыс. детей, 56% школ предоставляют учащимся старших классов возможность выбора трёх и более профилей обучения. Сравните: в 2010 году таких школ был всего 1%. Кстати, с 2012 года школьный этап Всероссийской олимпиады школьников проходит в каждой (!) московской школе.
Учимся вместе
На прошлой неделе в столице открылся первый Московский съезд родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Его участники пытались выстроить конструктивный диалог между столичными властями и общественностью, выявить потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов. «В Москве сегодня проживают 1,2 млн инвалидов, из них 35 тыс. – это дети-инвалиды. Мы должны найти корень зла, откуда у нас идёт рост числа детей-инвалидов, – заявил руководитель Департамента труда и соцзащиты населения Владимир Петросян. – Каждый год их число прибавляется. Это комплексная межведомственная задача, чтобы мы все вместе решали задачу профилактики инвалидности в Москве, проблему ранней диагностики инвалидности».
До конца декабря в Москве заработают 10 отделений службы ранней помощи для детей с нарушением развития. Они будут открыты на базе Городского психолого-педагогического центра. По словам его директора Любови Олтаржевской, сегодня в городе уже работает 10 таких отделений, которые принимают 200 детей. Там дети могут общаться, развиваться и получать поддержку педагогов.
Кстати, в столичных школах применяется и практика инклюзивного образования: обучение детей с ограниченными возможностями в обычных школах вместе с обычными детьми. Сегодня по программам инклюзивного образования в обычных школах учатся более 8 тыс. детей.