Версия // Власть // Проект создания авто для президента РФ падёт жертвой распила?

Проект создания авто для президента РФ падёт жертвой распила?

2289

Кортеж: размытая картина

фото: РИА Новости
В разделе

В начале февраля российские разработчики обнародовали изображения автомобилей проекта «Кортеж», в рамках которого создаётся лимузин для главы Российской Федерации. Обещано, что на инаугурации президента в 2018 году машина уже будет задействована в полной мере. Вот только некоторые известные о проекте детали заставляют усомниться в том, что он когда-либо будет доведён до ума.

Как недавно стало известно, разработчик «Кортежа» – Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» – скорее всего будет включён в список федеральных государственных предприятий, которым разрешено заключать контракты без проведения открытых конкурсов. Об этом Минпромторг попросил правительство РФ. Если кабинет удовлетворит просьбу, «Кортеж», по сути, уйдёт в финансовую тень и общий объём затрат на проект скорее всего останется неизвестным.

Пока же чиновники утверждают, что из бюджета на него будет израсходовано 12 млрд рублей (для справки: в ноябре 2014 года программа оценивалась в 8 млрд рублей). Ещё столько же составят поступления из негосударственных источников. Вот только насколько целесообразны такие траты?

Мировое авто

В настоящее время Владимир Путин, похоже, предпочитает передвигаться на лимузинах марки Mercedes-Benz S-класса. В конце прошлого года один из аналогичных президентскому Mercedes S600 Pullman Guard был выставлен на продажу на немецкой интернет-площадке за 1,3 млн евро.

В рублёвом эквиваленте это несколько меньше, чем цена автомобилей президентов США Барака Обамы и Дональда Трампа Cadillac One, стоимость которых составляет 1,5 млн долларов. И значительно уступает в стоимости средству передвижения британской королевы Елизаветы II – эксклюзивной модели Bentley State Limousine за 15 млн долларов. Однако идея пересадить российского лидера на авто отечественного происхождения объясняется вовсе не финансовыми соображениями. Так поступают главы многих ведущих государств: генеральный секретарь Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин ездит на лимузине Hong Qi HQE концерна FAW (примерная стоимость 1,2 млн долларов), канцлер Германии Ангела Меркель – на Audi A8L, президент Франции Франсуа Олланд – на Citroen DS5, японский премьер-министр Синдзо Абэ – на Toyota Century, итальянский президент Серджо Маттарелла – на Lancia Thema, президент Чехии Милош Земан – на Skoda Superb. А вот лидеры развивающихся стран, равно как и Путин, по- видимому, питают страсть к продукции немецкого автопрома. В частности, премьер-министр Индии Нарендра Моди катается на Mercedes-Benz S600, премьер Малайзии Наджиб Тун Разак – на Maybach 62. Та же склонность замечена и у папы римского – специально разработанный для него «папамобиль» построен на базе Mercedes-Benz M-класса и стоит более полумиллиона долларов. В принципе почему бы и нет, однако невольно возникает сомнение: что же это за великая страна, если даже для государственного лидера в ней не могут построить автомобиль. Несолидно как-то.

Иностранные партнёры

Общий бюджет проекта «Кортеж» составляет 12 млрд рублей – это чуть менее 21 млн долларов по курсу на первый день весны. За аналогичную сумму можно купить 150 подержанных бронированных пуллманов или 138 президентских кадиллаков. Если же остановить свой выбор на бронированных серийных моделях типа чешской Skoda Superb, то количество потенциально закупленных авто перевалит за три сотни.

По теме

«С точки зрения финансовых затрат, разумеется, проще закупать готовые лимузины и автомобили сопровождения в Европе или США. Разница в цене будет колоссальной. Но здесь сугубо вопрос престижа», – констатирует автомобильный эксперт Кай Яворский.

Так что вряд ли чиновники откажутся от многомиллиардного проекта. Тем более разработчики собираются установить сразу насколько рекордов: лимузин для президента РФ обещают сделать самым мощным седаном в мире (816 лошадиных сил), одним из самых скоростных (250 километров в час) и в то же время самых тяжёлых (6 тыс. килограммов).

Но, похоже, конкретно отечественный производитель гордиться здесь может только тем, что имеет честь сотрудничать с ведущими автомобильными компаниями мира. Известно, что в работе над «Кортежем» принимают участие 70 российских предприятий и 50 иностранных. Наши занимаются в основном вопросами безопасности – бронёй, средствами химической и бактериологической защиты, а зарубежные – двигателем, электроникой, тормозами и прочими основополагающими элементами. То есть всем, из чего, собственно, и делается автомобиль.

В частности, над мотором трудятся инженеры Porsche. Также ранее сообщалось, что к «Кортежу» приложили руку как специалисты КамАЗа, ГАЗа, так и делегаты от иностранных компаний – в частности, называли Volkswagen, Merсеdes-Benz, Toyota, Haldex, Valeo, Brembo, известного производителя автокомплектующих Magna. Сходить же лимузины будут с конвейера совместного предприятия Ford Sollers в Елабуге. Это будет новацией – ранее транспорт для генеральных секретарей ЦК КПСС выпускался на столичном ЗИЛе. Ничем не напоминает провальный проект «Сухой СУПЕРДЖЕТ-100» – самолёт также собирался из иностранных комплектующих, получился неконкурентоспособным и «впаривать» его приходится чуть ли не силой.

Вопросы остаются

Многие эксперты уже отметили, что дизайн лимузинов от «Кортежа» сильно напоминает Bentley. В свою очередь, отдельные наблюдатели нашли сходство и с Rolls-Royce.

По словам Кая Яворского, «дизайн, прямо скажем, напоминает принцип «с миру по нитке»: что-то от японцев, что-то от «Бентли» и «Роллс-Ройса», они явно были ориентирами номер один». Однако проблема вторичности дизайна – далеко не самый серьёзный вопрос к разработчикам и курирующим проект госслужащим.

На сегодня «Кортеж» представляет собой довольно размытую картину – даже заявленные технические характеристики преподносятся как ориентировочные. Ещё большего тумана нагоняет упомянутое предложение засекретить проводимые НАМИ торги. Да и с выбором подрядчика и производственной площадки довольно продолжительное время была неясность: в начале десятилетия тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев поручил подумать о лимузине для главы государства руководителям ЗИЛа. В 2012-м завод представил модель ЗИЛ-4112Р стоимостью 1,2 млн долларов. В том же году и стартовал «Кортеж». В нём, что интересно, также нашлось применение мастерству зиловских инженеров. Вопрос: зачем тогда нужно было начинать с нуля то, что уже есть перед глазами в металле и коже? Тем не менее проект в разгаре, а глава Минпромторга Денис Мантуров успел пообещать поступление в середине 2018 года в свободную продажу мелкосерийной партии лимузинов, седанов, внедорожников и мини-вэнов под брендом Aurus.

Как отмечает Яворский: «Когда проект стартовал, было похоже, что случится нечто вроде «Ё-мобиля» или «Маруси». Но уровень в данном случае другой, и, думаю, «Кортеж» доведут до конца». В то же время эксперт подчёркивает: «Другой вопрос – какая будет начинка у этих автомобилей? Если Россия готова запустить свой автомобильный премиум-бренд, это одно дело. И совсем другое, если эти машины так и останутся, как ЗИЛы, на базе «американцев». Тогда смысла нет никакого». Впрочем, даже если президентский лимузин не выедет из гаража, без выгоды участники проекта не останутся – деньги будут освоены в полной мере.

КОНКРЕТНО

По большому счёту, если «Кортеж» потерпит крушение, это вряд ли станет сенсацией. Новейшая история отечественного автопрома знает не одно фиаско проектов, начинавшихся громко, а закончившихся пшиком.

Пожалуй, наиболее показательный пример неудачи – «Ё-мобиль», тесно связанный с олигархом Михаилом Прохоровым. Этот проект стартовал в 2010 году. Его основной акционер, инвестгруппа ОНЕКСИМ, заявлял о готовности создать серийный гибридный автомобиль, который можно было бы приобрести по доступной цене. В 2012-м и 2013-м прозвучало несколько обещаний о скором, через два года, выходе «Ё-мобиля» в серийное производство, однако в 2014-м проект «скоропостижно скончался». Есть и другой пример фиаско – компания «Маруся Моторс», основанная в 2007 году шоуменом Николаем Фоменко. Фирма объявила о планах создания серийного суперкара – «мощного спортивного автомобиля». На практике всё ограничилось использованием бренда Marussia в гонках «Формула-1», освоением кредитов на сумму в 100 млн евро и закрытием компании в апреле 2014 года. Также можно вспомнить почившие проекты автомобилей «Князь Владимир» на АЗЛК, «Волга САЙБЕР» на ГАЗе, «АКВИЛА» на ТагАЗе и т.д. «Кортеж» станет очередным?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.03.2017 14:09
Комментарии 0
Наверх