Версия // Власть // Проблемы в ракетно-космической отрасли отражаются на боеготовности Российской армии

Проблемы в ракетно-космической отрасли отражаются на боеготовности Российской армии

3640

Фальстарты

фото: РИА Новости
В разделе

16 мая 2015 года в российской космической отрасли произошло очередное ЧП. Спустя несколько минут после запуска с космодрома Байконур ракеты-носителя «Протон-М» неожиданно исчезла телеметрия, в результате чего космический аппарат не отделился от третьей ступени и был признан утраченным. Эта авария стала уже второй по счёту, произошедшей с «Протонами» всего за один месяц.

Сюжет: Армия

И проблема здесь в том, что нештатные ситуации с основной отечественной ракетой-носителем не только бьют по имиджу России, но и ставят под угрозу обороноспособность страны.

Всё, что связано с военным ведомством и космосом, по понятным причинам является секретом. Тем не менее даже открытых данных достаточно, чтобы прийти к весьма неутешительным выводам.

Ядерный щит может треснуть?

Как связаны «Протон-М» и Минобороны? На самом деле довольно тесно – именно эти ракеты активно использовались военными для своих нужд. И ЧП, происходившие с ними, уже дважды ставили под угрозу обороноспособность России.

Так, в декабре 2010-го произошёл запуск ракеты «Протон-М», которая должна была вывести на орбиту три спутника навигационной системы ГЛОНАСС, имеющей большую важность для армии. Планировалось, что с вводом в эксплуатацию этих спутников российская навигационная группировка ГЛОНАСС покрыла бы весь земной шар. Однако пуск оказался неудачным – ракета упала в Тихий океан. Эксперты уверены, что падение ракеты-носителя «Протон-М» стало весьма негативным событием для системы ГЛОНАСС, на несколько лет затормозив её развитие. В июле 2013 года ситуация повторилась. «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС стартовала с космодрома Байконур, но через несколько секунд после взлёта ракета резко изменила траекторию полёта, затем начала разваливаться и в конце концов взорвалась в воздухе.

В итоге череда неудачных пусков ракеты-носителя «Протон-М» уже подвигла некоторых экспертов к заявлениям о том, что это может отразиться в том числе и на боеготовности РВСН. Ведь не секрет, что при производстве военных и гражданских ракет используются одинаковые блоки. К примеру, тот же «Протон» – это гражданский проект ракеты УР-500 конструктора Владимира Челомея, которая с самого начала создавалась не столько под мирные грузы, сколько под военную нагрузку – от сверхмощных боеголовок до боевых ракетопланов, – в перспективе должна была доставлять к цели боеголовку мощностью 150 мегатонн.

Потому сам собой рождается вопрос: а межконтинентальные баллистические ракеты, которые составляют ядерный щит страны, были собраны так же, как упавшие «Протоны», или всё-таки более качественно?

Коммерческую эксплуатацию «Сатаны» приостановили

Уже объявлено, что из-за череды аварий будет отложен очередной старт «Протон-М» с британским спутником связи Inmarsat-3-5Ф, намечавшийся на начало июня. Теперь, чтобы реабилитировать «Протоны», придётся провести демонстрационные пуски – до этих пор иностранные партнёры не рискнут своими космическими аппаратами. Скорее всего для таких пусков будет выбран либо российский спутник связи «Экспресс-АМ8», либо военный аппарат.

Ракетно-космическая отрасль и военное ведомство действительно тесно связаны и сильно зависимы друг от друга. Характерный пример: запущенный в своё время проект «Днепр» предусматривал переоборудование снятых с вооружения межконтинентальных баллистических ракет РС-20 (SS-18 «Сатана») в трёхступенчатую ракету-носитель.

По теме

В 1997 году для создания и коммерческой эксплуатации космического ракетного комплекса «Днепр» была учреждена международная российско-украинско-казахстанская компания «Космотрас». Именно под управлением этой организации проводилась модернизация разработанной КБ «Южное» (Днепропетровск, Украина) и построенной на заводе «Южмаш» (Днепропетровск) межконтинентальной баллистической ракеты РС-20 в конверсионную ракету-носитель. Её запуски выполняются с космодрома Байконур и из позиционного района Ясненского соединения РВСН в Оренбургской области.

За время существования проекта было произведено более 160 пусков, среди последних успехов – запуск «Днепра» с японским спутником дистанционного зондирования Земли ASNARO, а также с четырьмя мини-спутниками, состоявшийся в ноябре 2014 года. Пуск был осуществлён совместными пусковыми расчётами РВСН. А немногим раньше, в июне 2014 года, «Днепр» вывел в космос 33 аппарата различного назначения. Однако теперь в Роскосмосе заявляют, что проект приостановлен, идёт оценка перспектив программы.

В свою очередь, представитель Ракетных войск стратегического назначения отметил, что военные не планируют осуществлять в 2015 году пусков конверсионной ракеты «Днепр». Причина очевидна: надеяться на то, что в Днепропетровске будут и дальше проводить модернизацию ракет, в нынешних условиях не приходится.

Минобороны судится с производителем «Протона»

В России считается дурным тоном говорить о неудачах в ракетостроении, особенно в военном секторе. Тем не менее в последнее время становится очевидно: отрасль находится в кризисе. Так, с большими задержками и неувязками шли испытания новой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты для наземных ядерных сил – развитие проектов «Тополь-М» и «Ярс». В прессу неоднократно просачивалась информация о проблемах во время испытаний. Ракетчики сетуют, что число отказов современного вооружения в несколько раз превышает количество, которое было у ракет предыдущих поколений. Не станем также забывать о критичных проблемах твердотопливной баллистической ракеты комплекса Д-30 для размещения на подводных лодках проекта 955 «Борей». За 10 лет только

11 пусков из произведённых 20 были признаны успешными. Однако при столь сомнительных результатах ракета всё же была принята на вооружение в 2012 году, после чего последовали её доработка и новые испытания, которые скорее всего продолжаются и сегодня.

Мнение

Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований, эксперт в области стратегических вооружений:

– Нужно сразу оговориться, что наиболее проблемными на сегодняшний день являются жидкотопливные ракеты, которые используются как ракеты-носители и с помощью которых на орбиту выводят спутники. Даже более современный космический ракетный комплекс «Ангара» использует этот же вид топлива. Современные межконтинентальные баллистические ракеты, которые стоят на вооружении РВСН, – это твёрдотопливные ракеты, в этом их главное принципиальное отличие. Россия сейчас активно перевооружается на ракетные комплексы РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и PC-24 «Ярс», которые являются твёрдотопливными. Но нельзя забывать, что на вооружении российского РВСН до сих пор находятся Р-36М2 «Воевода» с тяжёлой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой, которые постепенно снимаются с боевого дежурства. Нужно заметить, что эти комплексы производились на украинском «Южмаше», продукция которого вызывает множество вопросов, в том числе и в связи с проектами «Днепр» и ракеты-носителя «Зенит».

СПРАВКА

Ровно год назад случился аналогичный инцидент: стартовавшая «Протон-М» со спутником связи «Экспресс-АМ4Р» на борту сгорела в плотных слоях атмосферы. В этом году 28 апреля произошла ещё более резонансная авария: грузовой корабль «Прогресс М-27М» вышел на нештатную орбиту и не смог доставить горючее, воздух, продовольствие и запчасти на МКС. Это второй случай в истории запусков аппаратов этого типа, когда они не смогли выполнить свою миссию. Причины её до конца не понятны, известно, что на 526,716 секунды полёта произошло нештатное разделение ракеты-носителя «Союз-2.1а» и грузовика, в результате чего корабль оказался на орбите с апогеем на 40 километров выше, а третья ступень – на 20 километров ниже расчётной траектории выведения. «Прогресс» начал беспорядочное вращение, установить связь и привести его орбиту к расчётной не удалось, и 8 мая он вошёл в плотные слои атмосферы, а его остатки затонули в Тихом океане.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.05.2015 11:01
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх