Политтехнологи, подвизавшиеся в бизнесе партстроительства, не любят внимания общественности. Найти человека, не стесняющегося рассказать о своей «кухне», непросто. Тем не менее нам удалось разговорить одного из известных партстроителей Андрея БОГДАНОВА:
—Я приложил руку к созданию не одной российской партии. На моём счету работа с Демократической партией России, Объединённой российской партией «Русь», «Единой Россией», Российской партией пенсионеров... Последнюю я не довёл до конца, переключился с моими друзьями и коллегами на Союз акционеров АО «МММ» и Партию народного капитала Сергея Мавроди.
За год до прошлых выборов в Думу я создавал партию «Сильная Россия». В воздухе витало, что народ хочет сильной руки. Кстати, лозунг «Единая Россия — это сильная Россия» принадлежит мне. Но «Сильная Россия» осталась невостребованной, так нередко бывает. Вот, к примеру, делал перед прошлыми выборами в Госдуму Народно-патриотическое движение — не пошло, теперь документы на него дома валяются...
Кроме того, были у меня региональные партии, Коммунистическая партия за социальную справедливость, сокращённо КПСС, московское движение «Коммунисты за социализм». Их я делал как «пятую колонну», пощипать на выборах КПРФ.
Мне всё равно, какую партию делать, ориентация зависит от заказчика, если он сам, конечно, знает, чего хочет. А то ведь бывает, что человек просто говорит: «Мне нужна партия, которая может чего-то взять на выборах — в Госдуму, президентских, местных». Я сам тогда предлагаю спектр — левый, правый, центристский.
Создание партии лучше всего начинать с какого-нибудь фонда или института с филиалами в 50 регионах России. На базе этих филиалов уже создаются отделения партии. Это делается для того, чтобы легализовать всю финансовую деятельность.
В этот фонд или институт заказчик переводит деньги по нормальной схеме на поддержку программ развития демократии. А уже оттуда финансируется оргкомитет партии.
Работа идёт всегда на предоплате. Обычно на проект берётся 100% плюс часть гонорара, а по завершении — остальная часть. Бывает, что гонорар платится сразу, а сам проект финансируется по некоему графику. Вначале — на конференции в регионах, а через месяц — на съезд.
Гонорар зависит от того, кто заказчик, есть административный ресурс или нет и за или против власти создающаяся партия. Обычно создание партии занимает от 3 до 6 месяцев, а гонорар варьируется от $200 тыс. до $1 миллиона. Но его делит между собой творческая группа — 10—20 человек.
До 1999 года можно было сделать партию за $100 тыс. без проблем. Прикиньте сами: для регистрации нужны 45 регионов. В каждом из них 3 человека, которые обходятся максимум в $300. В сумме получается $15 тысяч. Плюс всякие орграсходы, съезд. Я бы сказал, что себестоимость была $50 тысяч. За $100 тыс. люди брались это делать.
Это была золотая пора, заказчики и спонсоры даже не понимали механизма выборов. Например, были 2 человека, которые проплачивали львиную долю выборного фонда моего первого детища, Демократической партии. Партия перевалила за 5-процентный барьер, и эти два толстосума пришли качать права, почему они не попали в депутаты. Оказалось, они даже не понимали, что при 5% проходят 12—13 человек, а их поставили дальше и уверяли, что всё нормально.
Дипломат указала не только на смену позиции Запада относительно случившегося теракта, но и назвала причину, по которой они вдруг поменяли свое отношение к трагедии.
Сейчас совершенно другое время. Во-первых, увеличилась численность — 50 тысяч членов по новому закону. Единственная поблажка: раньше нужно было не меньше чем в половине субъектов Федерации иметь отделения, а сейчас эту норму убрали. Можно иметь одно московское, набрав в него 50 тысяч человек. Но 50 тысяч записать в какую угодно партию, хоть в патриотическую, хоть в либеральную, очень трудно.
Разумеется, если у заказчика куча заводов в разных регионах, он может записать всех рабочих в партию. А вот чтобы не прибегая к административному ресурсу...
Сейчас меньше чем за $1 млн. за создание партий никто не берётся.
Другой вопрос — содержание. Чтобы партия просто существовала — я имею в виду устав, печать — и чтобы Минюст до неё «не докапывался», годовой бюджет должен составлять от $200 тысяч. А чтобы партия хотя бы раз в месяц звучала и в ней была какая-то внутренняя жизнь, командировки, акции — уже $1—3 млн. в год.
Самой затратной из партий моего производства была Партия народного капитала. Мавроди не скупились в критической ситуации. Я могу оценочно сказать, что она стоила $2—3 миллиона. Для тех времён — огромная сумма.
Самой дешёвой была Демократическая партия России, которая строилась на одном энтузиазме. Был, конечно, большой центральный аппарат, где платили зарплату, но это было в 90-м году, когда люди были ещё полны энтузиазма, многие приезжали за свой счёт, на пикетах никому ничего не платили, все шли по зову сердца.
ПАРТИЯ — ДОРОГАЯ ИГРУШКА, КУПИТЬ ЕЁ МАЛО — ЕЁ НАДО СОДЕРЖАТЬ. МЫ СВЕЛИ В ТАБЛИЦУ РАЗРОЗНЕННЫЕ МНЕНИЯ ПО ПОВОДУ ТОГО, ВО ЧТО ОБХОДИТСЯ ПАРТИЯ СВОЕМУ ВЛАДЕЛЬЦУ
Статьи расходов
Мелкая партия без гарантии преодоления 5-процентного барьера
Проходная партия(с гарантией преодоления 5-процентного барьера)
Крупная партия
Расходы на партаппарат
$100 тыс./мес.
$300—500 тыс./мес.
$1—3 млн./мес.
Содержание региональных организаций
$30 тыс./мес.
$200—400 тыс./мес.
$1—2 млн./мес.
Расходы на партмероприятия
$50—100 тыс./мес.
$100—200 тыс./мес.
$0,5—2 млн./мес.
Стоимость избирательной кампании
$2 млн.
$25 млн.
$20—200 млн.
Цена места в списке
Спросом не пользуется
$0,5—2 млн.
$1—3 млн.
Цена места в первой тройке
Равна расходам на всю партию. Покупатель и возглавляет тройку
Продаётся в исключительных случаях. Может достигать
десятков миллионов долларов
Не продаётся