Какой злой рок преследует российское военное ведомство? В начале сентября произошли сразу три авиакатастрофы. Вслед за штурмовиком Су-25УБ, разбившимся в Ставропольском крае, в аварию попал военный вертолёт Ми-8. Затем под Липецком во время тренировочного полёта столкнулись два самолёта Су-34. В одном случае человеческих жертв, увы, избежать не удалось – погибли два пилота штурмовика.
Погибшие выполняли учебно-тренировочный полёт на «Граче» – так на сленге военных называют этот старый, выпускающийся с 1978 года самолёт, находившийся в составе 368-го штурмового авиационного полка. Сначала прошло сообщение, что пилоты катапультировались. Это выглядело правдиво – оба лётчика имели большой опыт, они не раз выполняли задачи в Сирии. Во время учений они тренировали фигуры высшего пилотажа, при выполнении одной из них, «мёртвой петли», самолёт врезался в землю.
Поначалу рассматривалось две версии причины аварии – ошибка пилота и техническая неисправность самолёта. По информации источника «Нашей Версии», сейчас остаётся одна – заводской брак крыла штурмовика.
Самолёты устали
В последние годы в Российской армии участились ЧП в воздухе, причиной которых становятся именно технические проблемы летательных аппаратов. Обращает на себя внимание, что в аварии попадают преимущественно старые машины. Назначенным ресурсом техники в авиации считаются 25 лет, потом он продлевается за счёт ремонтов, доработок и замены агрегатов. Однако при больших нагрузках в самолётах и вертолётах может появляться так называемая усталость металла, когда под воздействием вибраций механические свойства материалов меняются, что приводит к отказам и поломкам. При этом следует учитывать тот факт, что сейчас боевая подготовка в войсках стала более интенсивной, что, безусловно, является заслугой руководства Минобороны. Однако при этом во многих случаях для обучения пилотов используются старые самолёты. Дело в том, что производство новых машин возобновилось только сейчас, потому многие находящиеся в эксплуатации самолёты были выпущены ещё во времена СССР и могли прийти к своему назначенному ресурсу.
В связи с этим несколько иначе видятся причины катастрофы, произошедшей 5 сентября в районе посёлка Соколовый Саратовской области. Во время разгона по взлётно-посадочной полосе опрокинулся и загорелся вертолёт Ми-8. По предварительной версии, причиной аварии было разрушение одной из стоек шасси. После опрокидывания экипаж в количестве трёх человек сумел экстренно покинуть горящую машину. Сказалась «усталость металла»?
Также сложно сказать, насколько качественно работают ремонтные предприятия. Долгое время весь комплекс авиационно-ремонтных заводов находился в руках печально известного «Оборонсервиса», в связи с чем возникают предположения, насколько коррупция могла поразить и ремонтные предприятия. Кстати, статистика показывает, что количество аварий значительно возрастает в период с июля по сентябрь. Судя по всему, высокие температуры тяжело сказываются как на людях, обслуживающих авиационную технику на земле, так и на самой технике.
Некому чинить
Кроме вызывающего тревогу состояния техники есть и другая проблема – подготовка лётного состава. Здесь впору вспомнить реформы бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. При нём в стране было резко сокращено количество авиаучилищ, в том числе тех, где готовили авиационных техников. Так, Военно-инженерная академия имени Жуковского оказалась присоединена к Военно-воздушной академии имени Гагарина, после чего оба учебных заведения были выведены в Воронеж, а к новому комплексу присоединили в качестве филиалов оставшиеся училища в Краснодаре, Сызрани и Челябинске. Это, по мнению экспертов, сильно сказалось на качестве подготовки личного состава авиачастей.
Специалисты МТС зафиксировали существенный рост многоэтапных телефонных атак, при которых мошенники совершают несколько последовательных звонков одному абоненту.
Потому причина авиакатастроф может быть связана как раз с сокращением набора инженеров в предыдущее десятилетие и снижением престижа профессии авиационных техников. Сейчас они числятся в частях на сержантских должностях, хотя прежде многие из них занимали офицерские должности. Это приводит к оттоку квалифицированных специалистов. Также эксперты считают, что в частях ВВС утрачена чёткая процедура инженерного обслуживания техники, существовавшая в советское время.
Сказывается и подготовка лётчиков. По предварительным данным, именно недисциплинированность пилотов могла стать причиной столкновения двух самолётов Су-34, произошедшего 6 сентября над Липецкой областью. Во время полёта пилоты сначала потеряли друг друга из виду, затем ведущий ударил ведомого концом крыла по кабине, а при попытке совершить манёвр самолёты столкнулись ещё раз, отчего в двигатель одного из бомбардировщиков попали обломки. К счастью, оба самолёта в конце концов удалось посадить, однако специалисты назвали это настоящим чудом. Сами самолёты получили значительные повреждения – у одной машины в результате происшествия повреждены кабина, двигатель и фюзеляж, у второй оторвалась законцовка крыла с аппаратурой комплекса радиоэлектронного противодействия. По всей видимости, оказался уничтожен комплекс с аппаратурой радиоэлектронной борьбы «Хибины-У». В итоге вину за случившееся столкновение в воздухе возложили на лётчиков – теперь им предстоит возместить стоимость ремонта боевых самолётов, исчисляющуюся миллионами рублей.
Анатолий ЦЫГАНОК, руководитель Центра военного прогнозирования:
– Авиапроисшествия – это комплексная проблема. В большинстве авиационных частей самолёты старые и изношенные. На это накладывается недостаток финансирования боевой подготовки лётчиков. Например, очевидно, что различные парады с привлечением военной авиации ломают систему подготовки. Также в авиационных частях наблюдаются проблемы с мотивировкой пилотов к службе, отчего они бегут из военной авиации в гражданскую.
КСТАТИ
ЧП с военными самолётами в 2018–2019 годах
•2018
18 октября учебный самолёт Л-39 разбился во время учебно-тренировочного полёта. Воздушное судно упало в Азовское море неподалёку от населённого пункта Должанская Краснодарского края. Оба пилота погибли.
5 октября истребитель МиГ-29, принадлежащий Лётно-исследовательскому институту имени М.М. Громова, разбился при выполнении учебно-тренировочного полёта, самолёт упал в Подмосковье. Оба лётчика катапультировались.
19 сентября в Нижегородской области истребитель МиГ-31 потерпел крушение во время планово-тренировочного полёта. Оба лётчика катапультировались.
18 мая на аэродроме в Пермской области при движении по взлётно-посадочной полосе произошло возгорание правого двигателя у самолёта МиГ-31. Экипаж выполнил экстренное торможение, двигатель был потушен силами штатного пожарного расчёта. Никто не пострадал.
12 апреля в Воронежской области потерпел аварию самолёт Як-130 учебной авиабазы Краснодарского высшего авиационного училища лётчиков в городе Борисоглебске. В ходе планового учебно-тренировочного полёта у воздушного судна возникла техническая неисправность одного из агрегатов, препятствующая продолжению полёта. Оба пилота – лётчик-инструктор и курсант –катапультировались.
•2019
22 января в Мурманской области совершил жёсткую посадку стратегический бомбардировщик ТУ-22М3. Авария произошла при попадании самолёта в снежный заряд при выполнении планового полёта. Погибли два члена экипажа, ещё двое пострадали.
18 января на Дальнем Востоке при выполнении планового учебно-тренировочного полёта над акваторией Японского моря в 35 километрах от берега произошла авария двух бомбардировщиков Су-34. При отработке маневрирования в воздухе они коснулись друг друга. Экипажи бомбардировщиков катапультировались. Один из лётчиков был спасён, двое погибли.



