Как конкуренты не могут удержать «падающий» бизнес и пытаются влиять через СМИ на результаты госконтрактов.
3 февраля 2025 года в СМИ «Правда УРФО» была опубликована статья «Медиаактив мэрии Пуровского района отдал бюджет «друзьям из Москвы». ФАС просят препарировать закупку». В статье шла речь о сделке «Национального телевизионного синдиката» и муниципального учреждения «Пуровская медиагруппа» из Тарко-Сале. В процессе написания статьи никто из представителей данного средства массовой информации не обратился за комментариями в компанию «Национальный телевизионный синдикат», да, впрочем, похоже, никуда не обратился. По крайней мере ссылок никаких в статье не приведено, фактов и документов тоже.
О чём речь была в статье? Что сумма госконтракта слишком «большая» и, наверное, это не просто так. Видимо, кого-то эта сумма сильно расстроила.
В статье некие «специалисты» рассуждают, что «закупка вполне может вызвать предметный интерес антимонопольного ведомства. Не исключаю, что обращение в УФАС по ЯНАО последует в ближайшее время». Журналисты «Правды УРФО» не проверили: обращение в ФАС поступило. И было отклонено, как не имеющее оснований, Управлением ФАС по Ямало-Ненецкому округу 22 января 2025 года № ЕГ/241/25 (жалоба была подана конкурентом: поставщиком контента компанией «Мастер решений» после завершившихся торгов).
В статье также говорится о том, что цена контракта превышает среднюю цену в 6 раз. Неназванные «собеседники» издания иронично замечают: «Сумма крайне удивляет. Например, по окружному каналу «Ямал» она составляет 1,8 млн (рублей в год. – Ред.) или 150 тыс. рублей в месяц». Эти данные не соответствуют действительности. Поясняем: контракт с «Ямалом» выложен официально на госплощадке, как и официальная информация о торгах телеканала «Луч». По данным, находящимся в открытом доступе, телеканал «Ямал» закупает в месяц 93 часа, в то же время телеканал «Луч» закупил 375 часов, что в 4 раза больше. Это как один человек купил 1 килограмм картошки, а другой – 10 килограммов. И цена у второго в 10 раз больше. Но почему-то эти цифры сравниваются.
Почему маленькому телеканалу понадобилось так много закупных часов? Потому что МАУ «Пуровская медиагруппа» приобрела премиальный контент (это самый рейтинговый и дорогой контент) с правом делать замены и выбирать именно то, что хочет программный директор телеканала (индивидуальное программирование). Но дело даже не в этом: «Ямал» много снимает своих программ (что на миллионы рублей затратнее), а небольшой телеканал «Луч» стремится увеличить рейтинги за счёт качественного закупного контента (это в разы дешевле). В соответствии с последними рейтингами, опубликованными в открытых источниках, самую большую долю после новостей даёт именно индивидуальное программирование, которое возможно только с закупным контентом.
Ещё одна цитата: «Особое внимание обращает на себя прилагаемый к закупке обширный список материалов, которые должны выходить в эфир в течение 2025 года. Если обычно заказчик обозначает основные параметры будущего контента, в случае «Пурмедиа» детально расписаны конкретные фильмы, сериалы и программы, включая зарубежные (что способно вызвать вопросы с наличием лицензионных прав), вплоть до дат и хронометража… закупка, возможно, заточена под конкретного партнёра».
В Минпромторге РФ выступили за легализацию продажи алкогольной продукции на стационарных рынках. Причём речь идёт о разрешении продавать спиртное как в бутылках, так и в розлив в общепите.
На самом деле практика прилагаемого к закупке списка является нормой. Она объясняется профессионализмом руководства телеканала, ответственно относящегося к составлению эфира и желающего заранее сформировать программную сетку, чтобы их не подвели недобросовестные компании-поставщики (бывали случаи, когда заявленный премиальный контент потом не предоставлялся). И сформировать эфир из того контента, который открыто представлен на рынке (и который могут купить все участники рынка). Данная практика и её законность неоднократно подтверждена ФАС соответствующими решениями госоргана. Так играют тендеры все компании-поставщики на рынке дистрибуции. Например, торги с конкретными списками в конце 2024 года провёл в регионах ряд губернаторских телеканалов. Котировки проводились открыто и выложены на официальных площадках. Средняя цена контента составила 5–100 тыс. рублей за час. В то время как на данных торгах цена составляет 1067 рублей за час.
В статье прозвучали даже намёки на то, что на контент у «НТС» нет лицензионных прав. То есть компания с уставным капиталом 21 млн рублей занимается «пиратством». «Национальный телевизионный синдикат» существует с 2006 года, и за всё это время не было ещё ни одного судебного решения в отношении нашей компании за неправомерное или незаконное использование контента. Вся информация о принятых судебных актах находится в открытом доступе. На основании чего возникают подозрения у журналиста?
Автор статьи смело использует формулировку «осваивать бюджеты», что сразу наводит читателей на мысль о противоправных действиях и нечистоплотности сторон заключённого договора. Ну, «акула пера» умеет играть словами. При этом такая «игра слов» является ничем иным как обвинением, не имеющим под собой никаких оснований. В данном случае речь идёт о выполнении госзаказа, что требует высокой квалификации подрядчика и тщательного исполнения условия ТЗ, с чем не все поставщики могут справиться.
Хронология проста: 21 января были завершены торги (официально выложенные на площадке). Запрошенный заказчиком контент смог предоставить только «Национальный телевизионный синдикат» (его могут приобрести у правообладателей все участники рынка). После чего была подана жалоба в ФАС от синдиката «Мастер решений», который даже не вышел на торги. Жалоба была отклонена. И ещё через несколько дней вышла статья, где голословно обвинялись директор телеканала и компания-поставщик.
В статье используется формулировка «нетипичная щедрость заказчика». Непонятно, почему нетипичная. Компании – поставщики контента, такие как «СТП» и «Мастер решений», имеют контракты от 600 тыс. до 1 млн рублей в месяц с государственными каналами. А вот история с телеканалом МАУ «Информационный центр «Норильские новости», принадлежащим Управлению имущества Администрации г. Норильска, выглядит более подозрительно: 25 декабря 2024 года СМИ выставили на торги контракт по закупке контента. «Национальный телевизионный синдикат» предложил сумму 990 600 рублей. После чего телеканал отменил закупку и через пару дней провёл такую же, но на сумму 2 299 200 рублей (информация выложена на госплощадке). Объективно странно, когда телеканал выбирает более высокую сумму из предложенных. В отличие от злополучного телеканала «Луч» из Тарко-Сале, где никто больше на торги не вышел.
Похоже, что статья Богдана Будника, размещённая в «Правде УРФО», носит явно заказной характер и имеет своей целью очернить упомянутые в этой статье компанию «НТС» и телеканал «Луч», а также их руководителей и учредителей. Чуть ли не единственный достоверный факт – возраст директора компании: 78 лет. Из чего автор делает вывод, что он «номинал». Данный вывод вообще находится за гранью дозволенного. «Затронута деловая репутация моей компании, – комментирует Евгений Шапин, генеральный директор ООО «Национальный телевизионный синдикат», – я буду защищать её в суде. Никаких документов, очерняющих наш бизнес, нет и быть не может. Параллельно мы являемся партнёрами федерального творческого конкурса «Национальная премия СТРАНА» при поддержке Администрации президента РФ, Совета Федерации и Госдумы. Публикация вышла 3 февраля, в день церемонии награждения, что лично я рассматриваю как информационную диверсию, порочащую не только компанию «Национальный телевизионный синдикат», МАУ «Пуровская медиагруппа», но и органы государственной власти. С этим мы ещё будем разбираться. Это недобросовестная конкуренция и попытка давления на руководство телеканала «Луч» и его учредителей. Информация в ней не соответствует действительности».