Версия // Культура // Послесловие к награждению Боба Дилана Нобелевской премией 2016

Послесловие к награждению Боба Дилана Нобелевской премией 2016

3866

Глыба Тарантула


(фото: commons.wikimedia.org/Jean-Luc)
В разделе

Недавняя новость о награждении знаменитого рок-музыканта Нобелевской премией по литературе стала сенсацией! Никто не ожидал подобного «выверта» от уважаемых академиков, ведающих ее присуждением. Случайность ли это событие или тенденция?

По прошествии времени, можно прокомментировать случившееся, сделав некоторые выводы. Для начала приведу строки Сергея Есенина: «Рудою Солнца посеян свет, для вечной правды названия нет. Считает время песок мечты, но новых зерен прибавил ты…».

Не сомневаюсь, что каждый читатель «Нашей Версии» слышал хотя бы одну из песен Боба Дилана. Они регулярно звучат по радио, в саундтреках к кинофильмам, заставкам телепередач и пр. Им покорны люди разного возраста и общественного положения. До России с гастролями Дилан пока так и не доехал (и вряд ли такое случится, все-таки 75 лет – не шутки (((. Хотя, по слухам, Боб был бы не против своего выступления здесь.

Многие из его песен, начиная от эпохальных «Blowin’ The Wind», «Mr.Tambourine Man» или «Like A Rolling Stone», представляются самостоятельными поэмами, вместившими в себя целые эпохи 1960-х и 1970-х. Слушая композиции Боба, можно, по словам не менее знаменитого музыканта Фрэнка Заппы, реально «станцевать про архитектуру»!

Стихи Дилана, обернутые в песенную «упаковку», элегантны, обманчиво просты. Они ошарашивают вас своей мелодичностью с первого аккорда. При всей их акустическо-фолковой подаче, аранжированной губной гармошечкой и негромкой перкуссией, в них заложен мощный энергетический словесный и звуковой посыл. Что особенно слышно, когда на них играются «каверы» (как это сделали Guns’N’Roses в своем знаменитом выступлении в Рио, исполнив знаменитую «Knockin’ On Heaven’s Door» или Ministry, необычно интерпретировав «Lay Lady Lay») в них открываются новые смыслы и интонации.

Было бы совершенно превратно или завистливо, толковать о недостойности или не заслуженности награды Бобом Диланом. Он никогда не собирался что-то кому-то доказывать, не нуждаясь в чьей-то защите. Его песни – импровизации на звуковые и поэтические темы, точно попавшие (и определившие) звук и настроения своего времени. Но (здесь кто-то может увидеть большой парадокс) они шагнули за его рамки и нобелевские академики это почувствовали. Послушайте песни Дилана! Они вновь актуальны в 2016 году!

Его стихи (как и любая поэзия) развивают фантазии и образы. Но за их образностью скрыты вне-образные, коренные вещи и темы – рабство и несвобода в «Gotta Serve Somebody», война и мир в «Everything Is Broken» или «Shelter From The Storm», любовь в «Just Like A Woman», философия в «The Times They Are Changing», литературные поиски в оригинальном романе «Тарантул».

Дилан наследует в этом великолепным американским поэтам, вроде Лонгфелло, с глубоко запрятанными народными (фолк) корнями, или Уитмену с его феноменальной наблюдательностью, но и не только им. Слышны в его поэзии также отголоски поэтического серебряного века начала ХХ столетия, когда Андрей Белый писал в «Глоссолалии»: «Глубокие тайны лежат в языке: в громе говоров – смыслы огромного слова; но громы говоров и мгновенные молнии смыслов укрыты метафорным облаком, проливающим из себя в волны времени линии неизливных понятий; и как несхожи нам ливень, грома, облака, так несхожи и смыслы звучаний, и образы слова; отличен от них сухой, плоский понятийный смысл».

По теме

О влиянии стихов Дилана мы узнаем также опосредованно, через постижение смыслов, подчас неслышных нам и расслышиваемых лишь со временем. Было бы лишь, как говорится, желание услышать…Образ его стихов, мысль, заложенная в них – есть единство! И уже благодаря искусству рок-музыки преодолевается раздвоение словесности. То есть, преодолевается трагедия выражения мысли без слова. Здесь человек имеет шанс вспомнить, что есть память памяти. А вместе с ее обретением он получает возможность обрести себя настоящего, вне потребительских и прочих искусно созданных современных «матриц»!

Боба Дилана не стоит ни с кем сравнивать. Но если все-таки сделать такое сравнение в применении к российским поэтам и рок-музыкантам, то по моему субъективному мнению, ближе всего к его поэзии и музыке стоит творчество Бориса Гребенщикова*. Такой вывод напрашивается не только по содержанию многих песен БГ (выберите их для сравнения сами) и его манере исполнения песен под акустическую или электрическую гитару, но и по старой фотографии 1970-х годов, где стоят в обнимку БГ и Майк Науменко. БГ держит в руках книгу с надписью «Bob Dylan» (стихи, проза или биография), а Майк – бутылку вина, что символично…

Напоследок скажу так, что Дилан – настоящая «глыба», гениальный поэт и музыкант! В его лице (впервые в истории) рок-музыкант получил Нобелевскую премию по литературе. И это совсем не случайность, а тенденция!..А сам рок теперь точно стал классическим, как ни крути!

*
Борис Гребенщиков внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.05.2020 12:01
Комментарии 0
Наверх