Версия // Общество // Покупать продукты становится всё опаснее

Покупать продукты становится всё опаснее

4602

Случилось еда

В правительстве выступают против использования пальмового масла при производстве продуктов. фото: РИА Новости
В разделе

В конце мая появилась статистика, ярко характеризующая ситуацию на продовольственном рынке России. Как оказалось, за первые три месяца этого года РФ на треть увеличила закупки пальмового масла на внешних рынках. И хотя в правительстве выступают против использования пальмового масла при производстве продуктов, по факту отказаться от него не получается – качественные ингредиенты стоят столько, что многие россияне просто не смогут позволить себе покупать еду.

Согласно данным Росстата, с января по март в РФ было ввезено 267 тыс. тонн пальмового масла, что почти на 36% больше показателей за тот же период прошлого года. Справедливости ради стоит отметить, что наша страна – не самый крупный покупатель пальмового масла, тот же ЕС потребляет его в разы больше. Однако если в Старом Свете «пальма» идёт в основном на биотопливо и в парфюмерную промышленность, то у нас основным её потребителем является пищевая промышленность.

Уже стало своеобразной традицией, что властные структуры периодически выказывают озабоченность происходящим. То Минсельхоз выступит с идеей запретить использование пальмового сырья в молочной продукции, то Роспотребнадзор заявит об «усилении контроля» за качеством сыров, то «Роскачество» обнаружит использование непрофильных жиров в сливочном масле и твороге. Однако дальше громких выступлений дело обычно не идёт. И не без причины.

Масло масляное

Так, против каких-либо ограничений на его ввоз в страну выступил отраслевой Масложировой союз. Аргумент – у граждан есть устойчивый спрос на так называемую молокосодержащую продукцию, в которой растительные жиры могут заменять до половины молочных жиров. Слова в поддержку резонансного импорта высказал и исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков, подчеркнувший, что «во многих странах растительные жиры считаются более полезными, чем животные».

Впрочем, эти слова, судя по всему, являются всего лишь ширмой, скрывающей объективную правду: использование пальмового масла позволяет производителям и ретейлерам сдерживать цены на основные продукты. Те же молочники кулуарно не раз признавались, что стоимость их продукции без использования пальмового масла стала бы недоступной для очень широкого круга потребителей.

Подорожание продовольствия в РФ в текущем году происходит в 3 раза быстрее, чем в Евросоюзе. А значит, скоро будут обновлены печальные данные конца прошлого года, когда социологи зафиксировали: трети многодетных семей не хватает денег на еду

Ну а пока обыватель суёт себе в рот что ему предлагают, чиновники продолжают соревноваться в имитации бурной деятельности. 1 июня в России стартовал проект «Светофор», придуманный Роспотребнадзором. Суть его заключается в нанесении зелёной, жёлтой или красной метки на упаковку продукта в зависимости от содержания в нём соли, сахара и жира. Так власти намерены выработать у граждан и производителей «ответственное отношение» к пище.

Не в людей корм

Вот только возникают вопросы: можно ли вообще добиться этого обычными наклейками? Остановит ли красный цвет покупателя, обращающего внимание только на ценник? Станет ли обыватель ответственно приобретать фермерскую говядину за 750 рублей вместо накачанного стероидами бройлера за 80?

Можно предположить, что определяющими факторами здесь всё-таки являются цена продукта и способность населения платить за более или менее качественную еду. Реальное положение дел подсказывает, что и с тем и с другим в РФ есть определённые проблемы.

По теме

К примеру, что подтверждает даже официальная статистика, подорожание продовольствия в РФ в текущем году происходит в 3 раза быстрее, чем в Евросоюзе. А значит, скоро будут обновлены печальные данные конца прошлого года, когда социологи зафиксировали: трети многодетных семей не хватает денег на еду, и то же свойственно 44% обитателей сельской местности. То есть очевиден прогноз: пища станет ещё более недоступной для ещё большего количества граждан. В этой связи по-другому видится борьба лоббистов ввоза пальмового масла в РФ с чиновниками. Ведь его применение способно немного удешевить еду и дать возможность людям купить если не сыр, то сырный продукт, если не сливочное масло, то спред, если не шоколадку, то печенье.

Вот только долго ли продлится это потребительское счастье бедной части наших сограждан? Видимо, нет.

Вкуснее не будет

Как предполагается, уже с 1 июля начнётся «эксперимент» по маркировке готовой молочной продукции. Оператором процедуры призван стать некий Центр развития перспективных технологий, в соучредителях которого значатся структуры Алишера Усманова, «Ростеха» и Александра Галицкого. Их намерения, разумеется, самые благие: отслеживать путь товара от изготовителя до потребителя, чтобы избежать сбоев поставок, фальсификатов и потери качества. Однако эксперты предупреждают: в результате очередных чиновничьих опытов цены на молочку могут вырасти от 15 до 40%.

Но это ещё ладно. В Минпромторге не так давно объявили о желании распространить маркировку заодно на мясо, пиво и рыбу. Не исключено, со временем список продовольствия, обречённого на наклеивание на него различных бумажек, будет расширяться всё сильнее с понятными последствиями для кошельков населения. Более того, появилось даже предложение создать в РФ целое министерство продовольственной безопасности и на федеральном уровне «утвердить перечень продуктов, обязательных к сертификации – это могут быть мясо, рыба, молоко и детское питание».

То есть логика налицо: последовательно пометить маркой или сертификатом весь не самый богатый ассортимент российских магазинов. Для особо приближённых к чиновникам предпринимателей это станет хорошим бизнесом с многомиллионными оборотами. Для всех остальных – необходимостью тратить последнее, причём уже невзирая на то, к какой категории отнесён условный соевый батончик, к красной или уже фиолетовой.

Однако во власти мыслят, к сожалению, не только отдельными товарными категориями, но и экономикой в целом. Можно вспомнить другую зародившуюся в правительстве идею: повышение НДС, которое также приведёт к увеличению цены на еду. Проверить верность последнего заключения окажется очень просто – достаточно будет после каждого похода в магазин отмечать, сколько из затраченной суммы пришлось на «в том числе НДС». И сколько можно было купить на эти деньги молока, мяса или рыбы.

КСТАТИ

На фоне подорожания продуктов весьма любопытные сюжеты начали встречаться на федеральных ТВ-каналах. Вот темы некоторых из них: «Минтай и треска – эти рыбы популярнее лосося». «Манго, бананы, виноград – от них вам точно лучше воздержаться, зато яблоко в день заменяет доктора». «Йогурты, оливковое масло, красная рыба – еда, которая притворяется полезной». «Перловка – звезда диетологии». «Перловка – рекорд­смен по содержанию грубых волокон, которые полезны для пищеварения, также перловая крупа содержит селен, необходимый для нормальной работы сердца и щитовидной железы». «Готовим солдатскую кашу из перловки!». Похоже, сейчас одной из задач официальной пропаганды стала реклама дешёвых продуктов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.06.2018 12:02
Комментарии 0
Наверх