Последствия введения санкций и отказа от импорта продуктов из Европы и США в масштабах страны до сих пор не поддаются чётким подсчётам. Тем более что каждый российский регион имеет свою специфику. Провести успешную политику импортозамещения так, чтобы жители не заметили перемен – а если заметили, то только перемены к лучшему, – вот задача региональных властей. «Наша Версия» узнала, чем готова ответить на вызовы времени Московская область.
Для начала посмотрим, как на сегодняшний день складывается ассортимент подмосковных торговых сетей. Доля в нём чистого импорта – ввезённой в Россию продукции зарубежного производства – составляет не более 20%. Но есть и так называемый российский импорт – товары, произведённые на территории региона под иностранными брендами. В основном это корма для животных, чипсы, жевательная резинка, кондитерские изделия и так далее. «Российский импорт» составляет не менее 50%. И, наконец, 20–25% ассортимента розничных сетей – локальные поставки, продукция, произведённая подмосковными предприятиями, фермами и сельхозпроизводителями.
Но при этом Московская область на 70% обеспечивает розницу мясом птицы, на 60% – свининой, на 50% – молоком и куриным яйцом. Ещё выше показатели по картофелю и овощам – 80 и 87% в год хорошей урожайности. Голод Подмосковью не грозит. А как насчёт сокращения ассортимента, роста цен, потерь бизнеса?
Крымская рыба, турецкое молоко
Правительство Московской области регулярно совещается с руководителями розничных сетей. Главная цель этих встреч – обеспечить бесперебойные поставки продовольствия. Розничные сети уже начали переговоры с новыми поставщиками из Латинской Америки, ЮАР, Белоруссии, Казахстана, Вьетнама, Турции. В частности, турецкая кисломолочная продукция и сыры вот-вот хлынут в Московскую область – как только Анкара получит соответствующее разрешение на ввоз. В результате чиновники и участники рынка пришли к выводу: в течение двух-трёх месяцев подмосковная розничная торговля сможет перейти на работу с новыми поставщиками, а до тех пор хватит и своей сельхозпродукции. Так что паниковать и скупать еду впрок жителям Подмосковья не стоит.
Серьёзную роль в замещении импортных товаров сыграет Республика Крым. И тут важной вехой стало соглашение между правительством Московской области и авиакомпанией «Аэрофлот» об открытии авиакоридора для производителей Крыма. В ближайшее время будет согласован специальный льготный тариф, по которому полетят в Москву крымские морепродукты, рыба и другие товары. Не секрет, что именно вопрос логистики был до сих пор камнем преткновения в деле насыщения российского рынка крымскими товарами. Особенно скоропортящимися. Но «Аэрофлот» обещает решить эту проблему. «Ежедневная грузовая ёмкость ОАО «Аэрофлот» составляет до 40 тонн, рейсы выполняются воздушными судами А-320, А-321, а также широкофюзеляжными самолётами А-330-300 и Б-777-300, которые могут удовлетворить все потребности грузового рынка. Грузовые терминалы (аэропорты) оборудованы современными холодильными камерами для хранения и обработки скоропортящихся и требующих температурного режима грузов, – говорит директор департамента грузовых перевозок ОАО «Аэрофлот» Олег Королёв. – Потенциал авиационных грузоперевозок ОАО «Аэрофлот» по направлению Симферополь – Шереметьево – 10 регулярных авиарейсов с провозной ёмкостью для грузов от 20 до 40 тонн ежедневно».
Польский премьер Дональд Туск выступил со стратегическим заявлением, обратив внимание на единство трансатлантического союза, основанного на наличии общего врага.
Торговые сети подсели на иглу
Возникает закономерный вопрос: если мы можем решить продовольственный вопрос без Европы и Америки, развивая своё сельское хозяйство, почему они вообще заняли такое прочное место на нашем рынке? Министр потребительского рынка и услуг Московской области Владимир Посаженников даёт объяснение: «Торговые сети привыкли работать с крупными поставщиками. У них хорошо отработана логистика, есть деньги на продвижение своих товаров. Сейчас, чтобы новый бренд попал на полку супермаркета, надо за всё платить – за выкладку, за рекламу. Это так называемая система бонусов, сети подсели на неё, как на иглу, и сколько бы мы ни уговаривали их дать шанс нашим отечественным производителям, они всё равно будут находить причины, почему им это невыгодно. При этом наблюдается, мягко говоря, халатное отношение к нашим поставщикам. Например, скоропортящиеся хлебобулочные изделия заказывают с большим запасом. В итоге весь нереализованный – а для производителя это уже испорченный – товар возвращается обратно на комбинат».
Отдельной строкой министр критикует зарубежные торговые сети, работающие на нашем рынке, за отказ поддержать товары крымских производителей. «Они отдают предпочтение импортным поставщикам и дешёвым зарубежным аналогам – всё для того, чтобы выставить товар с максимальной торговой наценкой», – говорит Посаженников.
Цены под колпаком
Цель мониторинга – не допустить спекуляций на рынке продовольствия. В ближайшее время будет запущена специальная «горячая линия», а также министерство потребрынка открыло страницы в социальных сетях: «В контакте», Facebook* и Twitter, а также завело себе аккаунт в «Инстаграме». Чиновники просят население проявлять активность – фотографировать завышенные ценники и присылать им вместе с названием магазина. Министерство обещает отреагировать на сигнал.
Кроме того, появился колл-центр для связи представителей розничной торговли и поставщиков. Как только у продавца возникнет проблема с наполнением прилавков, его заявка будет принята в колл-центр и разослана поставщикам. В правительстве региона считают, что Подмосковье готово встретить новые продуктовые реалии лицом к лицу. Чиновники надеются, что импортозамещение не заставит жителей испытать чувство потери.
- *
- 21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.





