Версия // Бизнес // Почему в России не будет своей «Зары»

Почему в России не будет своей «Зары»

1476

Голо-босо

Почему в России не будет своей «Зары» (фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС)
В разделе

Расцвета российской одёжной промышленности, несмотря на уход зарубежных брендов, так и не произошло. Более того, некоторые крупные игроки fashion-ретейла сокращают количество розничных магазинов и даже заявляют о закрытии фабрик.

Финансовые показатели одёжного ретейла уже не первый год бьют рекорды. Так, в 2023 году выручка российских производителей одежды подскочила на 37%, составив 326 млрд рублей, подсчитали в консалтинговой компании Nikoliers. Тем временем доля свободных площадей в торговых центрах в конце прошлого года составила всего 5%.

Не парадоксально ли – магазины есть, отечественные бренды тоже имеются, а качественную и недорогую одежду массового сегмента купить всё равно сложно. Увы, за 10 лет активного импортозамещения отечественная лёгкая промышленность так и не сумела завоевать сердца российского потребителя. Зато отсутствие конкуренции со стороны глобальных игроков активно бьёт по кошелькам покупателей: по данным Союзлегпрома, с 2021 по 2024 год отпускные цены российских производителей выросли на 50–80%.

При этом назвать производителей одежды по-настоящему отечественными можно лишь с большой натяжкой: они на 70% зависят от импортных поставок. Столь значительной доли импорта сегодня, кажется, нет даже в сфере высоких технологий.

Незаменимый запад

А ведь ещё в марте 2022 года в Минпромторге оптимистично заявляли: мол, пришло время, чтобы «начали подрастать российские производства и бренды». Однако по факту заметного рывка так и не случилось. В этом смысле показательна история компании «Глория Джинс». В начале 90-х «Глория» стала одним из первых в стране кооперативов, начавших шить собственную джинсовую одежду на российских производствах. С уходом крупных западных игроков компания получила мощный толчок для развития. Один из флагманских магазинов сети теперь располагается на Тверской улице на месте бывшего главного магазина уехавшего шведского H & M. Финансовые показатели компании также выглядят достаточно оптимистично – «Глория Джинс» демонстрировала стабильный прирост выручки в районе 10% в год. Однако недавно она объявила о закрытии своих фабрик в Ростовской области. В качестве основных причин были названы убыточность производства и нехватка кадров. Отказавшись от пошива одежды в России, «Глория Джинс» собирается развиваться в Азии. «Компании, которые содержат производство в России, столкнулись с действительно объективным дефицитом кадров, – констатирует эксперт по управлению фешен-ассортиментом Галина Кравченко. – Это реалии рынка, они никаким образом не связаны с финансовыми показателями компании. Ретейл-компании всегда отдают производство на аутсорсы. Наличие собственного производства – это скорее исключение из правил». Одним словом, не шили сами – не будем и начинать.

Кустарные производства вместо фабрик

Между тем статистика Союзлегпрома выглядит достаточно оптимистично. Как следует из неё, после 2022 года отечественные производители одежды увеличили свою долю рынка до 45%. В результате производство трикотажных изделий и курток выросло на 60%, костюмов и комплектов из текстильных материалов – на 35%, платьев, пальто и чулочно-носочных изделий – почти на 20%.

По теме

Но дьявол, как и всегда, скрылся в деталях. Приведённые цифры, хотя и выглядят комплиментарно для отечественного легпрома, слабо отражают реальную картину, отмечают эксперты. Рост производства во многом может быть связан с увеличением количества мелких ИП, продукцию которых легко найти на многочисленных маркетплейсах и в онлайн-магазинах. То есть речь о создании российского аналога «Зары» или «Юникло» не идёт. Это подтверждают и данные «Контур.Фокус», согласно которым в 2024 году прирост одёжных производств составил 7,6%, достигнув 35,2 тысячи. При этом по состоянию на начало текущего года 72% зарегистрированных бизнесов в сфере пошива одежды пришлось на долю индивидуальных предпринимателей. При этом означенные многочисленные одёжные ИП заняты в основном производством детской одежды, тренировочных костюмов, купальников, перчаток, шейных платков, галстуков и прочих мелких аксессуаров. В общем, шьют то, что можно быстро и недорого продать на маркетплейсах.

Показательна ситуация и с производством обуви. Казалось бы, данные Росстата заставляют испытать гордость за отечественных производителей: в 2023 году они выпустили 128 млн пар обуви, что на 14% больше, чем даже в 2019-м. А итогам первых девяти месяцев прошлого года производство обуви выросло ещё на 17%. Но и здесь радоваться, как выясняется, особо нечему. Отечественные фабрики в основном заняты изготовлением спортивной и специальной обуви. А что касается детской, а также модельной кожаной обуви, то тут страна по-прежнему сильно зависит от импортных поставок. «Основной поставщик кожаной обуви и обуви из кожзама – Китай. Объёмы импорта растут. Бренды из КНР заполняют на нашем рынке вакуум, образовавшийся после ухода европейских компаний», – констатирует аналитик Центра экономики рынков Ирина Светлова. Кстати, как и в случае с одеждой, обувщики очень сильно зависят от импортных поставок материалов. Как отмечают сами участники рынка, в их сегменте импортозамещения пока так и не произошло.

Некому шить

Но даже если представить, что у российских производителей вдруг появятся и ткани, и кожа, и необходимая фурнитура, шить одежду и обувь будет просто некому. В большинстве регионов дефицит кадров для швейной отрасли находится на критическом уровне, констатировали ещё в прошлом году в Союзе производителей изделий лёгкой промышленности. Поводов для исправления ситуации не просматривается: по данным Минпромторга, средняя зарплата в сегменте производства одежды составляет немногим больше 30 тыс. рублей. Тогда как потенциальные соискатели рассчитывают на 120–130 тыс. рублей в месяц.

Впрочем, отсутствие денег – это только часть проблемы. Высококлассных специалистов в отрасли, как выясняется, почти не осталось. По словам участников рынка, многие швеи сегодня заточены на выполнение только какого-то одного вида работ. Как правило, это так называемые специалисты с ограниченным функционалом, которых обучают прямо на производстве. «Найти сейчас профильную классную швею, которая хорошо собирает (работает по полному циклу. – Ред.), очень тяжело», – признаёт основатель бренда Capparel 21est Оксана Сутягина.

Надежды не сбылись

«Новые [российские] бренды, которые пришли на замену ушедшим, всё-таки не так популярны среди потребителей», – констатирует исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. Большинство попыток копировать продукцию глобальных игроков провалилось. Так, компания «Трейд менеджмент» была вынуждена закрыть большинство своих магазинов, работавших под брендом Just Clothes – новая марка пробовала было занять освободившуюся нишу ушедшего японского Uniqlo. «Даже когда открывались первые магазины, было скептическое отношение, потому что и качество товара было на другом уровне, и дизайн магазинов был попроще», – констатирует вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. В результате сегодня в Москве осталось только пять из ранее работавших семи магазинов нового бренда, а в Петербурге монобрендовые точки и вовсе все закрылись, им на смену пришли небольшие отделы.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.03.2025 12:00
Комментарии 0
Наверх