Российские кинотеатры установили антирекорд по количеству зрителей – хуже было разве что в пандемию. На первый взгляд ситуация не выглядит угрожающе – сборы по-прежнему составляют миллиарды рублей. Однако при детальном рассмотрении будущее кинопрокатного бизнеса выглядит таким же темным, как зал во время сеанса.
По итогам февраля российские кинотеатры продали всего 8,9 млн билетов, заработав 3,7 млрд. рублей. Годом ранее февраль принёс им 4,8 млрд, тогда кинозалы посетили 13,3 млн зрителей. Таким образом, за год падение посещаемости составило 34%. А миллиардное сокращение выручки усугубляется ещё и тем, что с 2024 года билеты подорожали на 18%.
В результате будущее кинопрокатного бизнеса выглядит крайне тревожно, отмечают эксперты. Главная проблема – россияне больше не хотят ходить в кино, предпочитая дома смотреть фильмы в онлайн-кинотеатрах. Хотя, казалось бы, очевидно, что даже самый лучший телевизор не заменит огромного экрана и качественного звука, которые гарантирует кинозал. Такое голосование ногами, комментируют представители отрасли, вызвано единственным фактором: прокатчикам нечего предложить зрителям. Традиционно самыми кассовыми фильмами считались голливудские блокбастеры, однако после весны 2022 года американские мейджоры перестали поставлять свою продукцию в РФ. Потому полагаться приходится на «серый импорт» зарубежных фильмов и продукцию отечественных студий. Но импортные картины часто поступают с задержкой, и многие успевают посмотреть их в онлайне – так, к примеру, произошло с «Барби» и «Оппенгеймером». Что касается отечественных студий, то они периодически выдают фильмы, способные собрать кассу. Тот же «Холоп-2» смог обогнать даже знаменитый «Аватар», собрав 3,5 млрд рублей, а «Чебурашка» и вовсе установил рекорд, принеся 6,7 миллиарда. Однако проблема в том, говорят владельцы кинотеатров, что российское кино стало однообразным. Упор делается на сказки – считается, что они сейчас наиболее востребованы у зрителей, желающих отрешиться от суровой реальности, а кроме того, гарантированно привлекают семьи с детьми. В итоге получается, что любителям драм, триллеров и других жанров смотреть в кинотеатрах нечего. Исключением стал «Мастер и Маргарита», но ожидать появления аналогичного фильма вряд ли стоит. Учитывая, что средняя стоимость билета сегодня составляет 600 рублей, многие решают найти этим деньгам лучшее применение.
Как результат – кинотеатры закрываются. Только в 2023 году в стране прекратили работу 135 кинотеатров. При этом формально проблем не то чтобы нет – наоборот, отрасль стремительно развивается. Согласно статистике Минкульта, в августе 2024 года в РФ работало 2284 кинотеатра – на 18% больше, чем пять лет назад. Но это жонглирование цифрами, объясняет член Совета Ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев. «Да, открываются новые кинотеатры по программе Фонда кино в малых городах. У этих кинотеатров нет эсэмэмщиков, таргетологов, которые привлекают зрителя на новинки. Это, по сути, переоборудованные советские Дома культуры. При этом закрываются хорошие коммерческие кинотеатры с большой посещаемостью, у которых профессиональные команды, продвигающие кино. С точки зрения статистики всё выглядит хорошо, но если посмотреть на качество этих открытых площадок, то они проигрывают», – отмечает Исаев, поясняя, что открытые фондом кинотеатры дают всего 3% кассовых сборов.
Тем временем
Киностудия «Ленфильм» может перейти в ведение города – с просьбой спасти старейшую в стране студию к президенту в очередной раз обратился Александр Сокуров. За два десятилетия «Ленфильм» растерял почти все свои мощности, дважды пережил угрозу банкротства и погряз в судебных исках. В 2020 году правительство даже выделило 1,5 млрд рублей на погашение задолженности, но это не помогло. В итоге руководство студии продало 10 гектаров земли под жилую застройку. А в 2023 году бывший директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин взыскал со студии 114 млн рублей за предоставленное оборудование, отчего та снова оказалась в долгах.