Версия // Общество // Почему лишился поста главком ВМФ Николай Евменов

Почему лишился поста главком ВМФ Николай Евменов

13438

Сошёл на берег

Почему лишился поста главком ВМФ Николай Евменов (фото: Сергей Карпухин/РИА Новости)
В разделе

Пост врио главкома занял адмирал Александр Моисеев, заслуживший звезду Героя России, командуя атомной подводной лодкой. В последние годы Моисеев руководил Черноморским и Северным флотами, что тоже о многом говорит. Впрочем, и Евменов считался опытным флотоводцем.

Сюжет: Армия

Те, кому доводилось служить под непосредственным руководством Евменова, характеризуют его как знающего и опытного командира, порядочность и компетентность которого не вызывали ни малейших сомнений. И всё бы ничего, когда бы не СВО и не проблемы у Черноморского флота, когда бы не «запертый» в Финском заливе Балтфлот и упущенный из виду в принципе Каспий, где активизируются Тегеран с Анкарой (разумеется, при поддержке Баку).

А ещё, говорят, имелись два других, казалось бы, незначительных нюанса. Которые, похоже, и повлияли в конечном итоге на принятое кадровое решение.

Странности выбора

Оснащённые «Булавами» стратегические атомные подводные лодки проекта «Борей» на флоте – это, образно говоря, то же самое, что «Белые лебеди» Ту-160 в авиации. Техника – выше некуда, потолок человеческих возможностей. Эксперты вообще считают «Бореи» единственным типом российских подводных ракетоносцев, способных продержаться на вооружении как минимум до середины XXI века. Пока их всего семь, но в планах построить ещё пять таких подлодок (одна почти готова, ещё две заложены и вроде бы строятся, а две – в планах). Казалось бы, где этим «Бореям» служить, как не на Северном флоте в первую очередь? Ведь Северный флот – это не только щит транзитного Северного морского пути, это ещё и атлантический щит страны. Однако из семи «Бореев» на Северный флот отправились лишь два – «Князь Владимир» и «Юрий Долгорукий». А где же тогда ещё пять «стратегов»? Как выясняется, на Тихоокеанском флоте (ТОФ).

Как правило, молодые флотские офицеры стремятся попасть служить либо на Балтику, либо на Северный флот, либо на Черноморский. А ТОФ и Каспий всегда считались у флотских местами для неудачников, что ли. Мутными водами. Во время Великой Отечественной войны ТОФ даже расформировали, разделив надвое, и одну его часть перебросили на Северный флот. Чтобы не бездельничали почём зря. И новыми кораблями ТОФ всегда комплектовался по остаточному принципу. Оно и понятно: с кем там воевать-то, с китайцами? Но именно ТОФ заполучил аж пять «Бореев», причём последние три – «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» – персональными стараниями главкома ВМФ Евменова. Вопрос как бы напрашивается сам собой: а чего ради?

Достаточно бегло пролистать новостные ленты, чтобы в глаза бросилось множество сообщений о совместных российско-китайских манёврах с участием ТОФ. «Совместные патрулирования» в Японском, Охотском и Беринговом морях и на Тихом океане (их было три с 2021 года, в ближайших планах четвёртое), учения с участием боевой авиации, ракетные стрельбы, регулярные смотры – такой активности нет даже на Северном флоте, не говоря о других флотах. При этом бросается в глаза и то, что Евменов на этих совместных с китайцами мероприятиях вёл себя как самостоятельная фигура – «мы с китайскими товарищами договорились», «мы с руководством НОАК решили» и т.п. Создавалось ощущение, что именно ТОФ по каким-то причинам становится приоритетным направлением у российского ВМФ, при этом никто внятно не объяснял причины, и потому приходилось строить догадки. Уж не придётся ли российским морякам принять участие в возвращении Тайваня в родную гавань? К боеготовности китайского флота у множества экспертов имеются непраздные вопросы, и, таким образом, роль ТОФ в готовящемся Пекином военном сюжете как бы обозначалась сама собой. При этом те же эксперты кивали на Евменова: мол, всё, что касается ТОФ, – якобы его личная инициатива, Москва тут не при делах.

Странности приоритетов

По теме

Вообще-то Борей – это северный ветер, а не тихоокеанский. А Евменов начинал службу именно на ТОФ – в подплаве. Дослужился до ранга командующего подводными силами ТОФ. Вилючинск для него – второй дом, а может, и первый. Назначение на Северный флот в 2012 году адмирал, если верить слухам, воспринял без особых восторгов, но служба есть служба. А когда в 2019-м Евменову вручили штандарт главкома ВМФ, ТОФ тут же стал превращаться в приоритетное направление. Тогда же у Евменова появились особые отношения с китайскими товарищами и начались бесконечные совместные учения.

Это первый нюанс. А вот и второй. Средний возраст кораблей ВМС США – 21 год. Российских – 23 года. А китайских – 12,5 года. Пару лет назад боевые корабли стал строить Иран (фрегат «Дена» и ракетный катамаран «Шахид Абу Махди» уже в строю). Как бы подразумевается, что стоит бы интенсифицировать строительство современных боевых кораблей, но вот эксперт Владислав Шурыгин приводит данные: с 2004 года Россия построила два больших десантных корабля и три фрегата (проект 22350). И с десяток корветов (проект 20380-85) при потребностях флота в 30–40 единиц. Не слишком много. И кому, как не главкому ВМФ, поторопить события, проследить за тем, чтобы «Пожарского», предназначенного для Северного флота, не достраивали на плаву, впопыхах. Непростая ситуация и с производством дизелей – и нет ни малейшей ясности, как с нею быть. И с модернизацией строительных верфей и заводов. Для ЧФ построили три фрегата проекта 11356. Да, это здорово, но должны были шесть, а не три! А кому, как не флотскому командованию, поторапливать судостроителей?

Раз уж вспомнили про «Бореи» и ТОФ: говорят, что изначально подразумевалось, ради сохранения баланса, передать другие строящиеся для ТОФ подлодки на другие флоты. Но в итоге и многоцелевая атомная подлодка «Красноярск» (проект «Ясень-М»), и дизель-электрический «Можайск» (проект «Варшавянка») отправились на ТОФ. А этих «Варшавянок» на ТОФ уже целых пять штук, и шестую туда же собираются отправить. Таким образом, вопросы к Евменову определённо имелись. Отвечать на них, впрочем, уже не ему, а сменщику Моисееву.

Конкретно

Адмирал Моисеев тоже начинал службу на подплаве, только на Северном флоте – там, в общем-то, и прошла почти вся его служба. Командовал Черноморским флотом, и его недолгое пребывание в Севастополе многим запомнилось – прежде всего баталиями с тогдашним губернатором Дмитрием Овсянниковым, то и дело посягавшим на флотские наделы в попытках застроить их элитной недвижимостью у моря. Позиционные битвы длились чуть меньше года и завершились боевой ничьей. Моисеев отправился командовать Северным флотом, а Овсянников переместился в кресло замминистра торговли. Моисеев, помнится, безуспешно пытался вытеснить из Балаклавы яхтенный причал, не позволяющий использовать советское укрытие для подлодок в скале (выдерживающее попадание ракеты с ядерной боеголовкой). Сегодня это укрытие очень бы пригодилось военным – не пришлось бы отводить военные корабли к Новороссийску, чтобы они не стали целью для украинских дронов. Скорее всего Моисеев на новом посту главкома ВМФ в первую очередь решит именно этот насущный вопрос – к тоске-печали севастопольских властей.

Судачат, что якобы новый главком собирается скорректировать планы строительства новых кораблей, отдавая приоритет подводным лодкам. В свете происходящего на черноморском театре – объяснимо. А ещё Моисеев известен своим пунктиком касательно Николаевской верфи (в советское время там строили самые большие военные корабли) – доказывает, что без неё российским судостроителям – ну никак! В общем, флоту явно предстоят перемены.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.03.2024 19:40
Комментарии 4
Еще на сайте
Наверх