Версия // Общество // В 1987 году выпущенные с иракского самолета две ракеты попали USS «Stark» FFG-31

В 1987 году выпущенные с иракского самолета две ракеты попали USS «Stark» FFG-31

9229

Атака на фрегат

В 1987 году выпущенные с иракского самолета две ракеты попали USS «Stark» FFG-31
В разделе

Мы живем в тревожное время, когда основы старого мироустройства стремительно рушатся и «отменяются». Идет формирование нового миропорядка. Как всегда было в истории человечества, такие процессы проходят с применением оружия. На морях это правило работает так же, как на суше и в воздухе. Сегодня есть, как минимум, пять акваторий, в которых ведутся боевые действия, или маневры, которые могут закончится и смениться войной на море.

В этой связи вспоминаются аналогичные события, которые происходили на излете ХХ века. В этой статье мы расскажем о ракетной атаке на американский фрегат УРО USS «Stark» FFG-31, в который 17 мая 1987 года попали две противокорабельные ракеты, выпущенный с иракского военного самолета.

Фрегаты УРО типа «Oliver Hazard Perry»

Начиная с Первой Мировой войны ВМФ США стал флотом океанским. И как всякий океанский флот он должен был обеспечивать транспортные коммуникации. Перевозка стратегических грузов и переброска войск с континента на континент требовали надежной защиты. В те годы универсальными кораблями были эсминцы, но, как показал опыт Второй Мировой войны, их катастрофически не хватало. Появился класс эскортных кораблей (в различных флотах фрегаты, шлюпы, эскортные эсминцы), задачей которых стало прикрытие конвоев при переходах через океан. Это были более тихоходные и более дешевые – по сравнению с эскадренными миноносцами – корабли, которые строились в массовом количестве. Именно на них, наряду с эсминцами и вооруженными рыболовными траулерами, выпала тяжесть борьбы с немецкими подводными лодками и самолетами Люфтваффе. После 1945 года эта тенденция сохранилась. В состав ВМФ США входили фрегаты, которые по своей концепции повторяли корабли Второй Мировой, уже на более современном уровне. Но появилось ракетное оружие, в том числе зенитные ракетные комплексы и оружие противолодочное – ракето-торпеды. Под них нужны были новые корабли.

Главных требований к новым кораблям у американских адмиралов было два – они должны были быть относительно дешевыми, и их нужно было построить много. Конструкторы предложили тип небольшого ракетного фрегата, по классификации того времени фрегата УРО – управляемой ракетной обороны. Головным кораблем, давшим имя всей серии, стал фрегат УРО USS «Oliver H Perry» FFG-7. Это был корабль водоизмещением 4 200 тонн, длиной 136 метров и с двумя газовыми турбинами, которые обеспечивали максимальную скорость хода 29 узлов – 54 км/ч. Максимальная дальность плавания фрегата составляла 5 000 морских миль при скорости 18 узлов (9 300 км при скорости 33км/ч.). Артиллерийское вооружение фрегата состояло из 76-мм универсального орудия ОТО Мелара и шестиствольного 20-мм автомата «Вулкан-Фаланкс». Ракетное было представлено одинарной пусковой установкой Mk13 Mod 4, которая предназначалась для пуска противокорабельных ракет «Гарпун» и зенитных ракет СМ-1МР «Стандарт». С 2004 года на всех, оставшихся на то время, на вооружение кораблей, эта пусковая установка была заменена. Дополняли вооружение фрегата два трехтрубных торпедных аппарата Mk32 для пуска 324-мм противолодочных торпед Mark 46 и 4 пулемета калибром 12,7 мм. Корабль имел современные радиолокационные и гидроакустические станции.

По теме

Конечно, по сравнению с техническими характеристиками крейсеров и эсминцев УРО того времени, возможности фрегатов выглядели скромно, но их вполне хватало для охраны конвоев в Атлантике и Тихом океане. Американские адмиралы получили то, что хотели – массовый и дешевый корабль. Всего в состав американского флота вошёл 51 фрегат типа «Оливер Х Пери». Кроме этого, два фрегата этого типа построили по лицензии в Австралии, шесть – в Испании и восемь на Тайване. Двадцать третьим кораблем в серии, в 1982 году вошел в состав ВМФ США фрегат УРО USS «Stark» FFG-31. названный в честь адмирала Гарольда Старка. Фрегат дважды включался в состав американского флота на Ближнем Востоке – в 1984 и 1987 годах. Первая боевая служба на Ближнем Востоке закончилась без происшествий, а вторая сделала ничем не примечательный фрегат героем новостей всех СМИ.

Атака

В 80-х годах ХХ века в США разработали новую внешнеполитическую концепцию – «Управляемый хаос». Первыми жертвами этой концепции стали Иран и Ирак. Так называемые «танкерные войны» в Персидском заливе потребовали создание международной коалиции по обеспечению беспрепятственного судоходства. В состав международной эскадры входили и советские военные корабли.

17 мая 1987 года USS «Stark» FFG-31 патрулировал центральную часть Персидского залива. Фрегат находился в международных водах, вне зон, которые закрыли для мореплавания Иран и Ирак. Приблизительно, за час до атаки, самолет ДРЛО AWACS E-3 «Sentry», контролировавший зону боевых действий, обнаружил взлет иракского истребителя. Как потом выяснилось, это был иракский истребитель «Mirage F1» AWACS передал информацию на «Старк», и продолжал следить за курсом иракского самолета. Вскоре обзорная РЛС фрегата увидела цель. За 10 минут до попадания первой ракеты, системы радиоразведки фрегата зафиксировали работу РЛС «Cyrano IY», которая устанавливалась на истребители «Мираж» и предназначалась для наведения пущенных с него ракет. Боевой информационный пост – БИП – фрегата отслеживал перемещение самолета. «Мираж» маневрировал, а на дистанции в 30 морских миль – около 55 км – истребитель направился прямо на «Старк».

Через 5 минут в корабль попала первая ракета, еще через 30 секунд – вторая. Почему то на «Старке» были убеждены, что истребитель пролетит мимо фрегата на расстоянии 4-х морских миль – около 11 км. Вахтенный офицер даже не рассматривал возможности атаки на корабль, хотя знал, что на вооружении ВВС Ирака есть противокорабельные ракеты «Экзосет» воздушного базирования с дальностью пуска 38 морских миль – около 70 км. За несколько минут до атаки на корабле сыграли боевую тревогу, но было уже слишком поздно. Что интересно. Сигнальщик увидел и доложил, что наблюдает вспышку (это был работающий двигатель ракеты, идущей на активном участке траектории). Рабочие места двух ключевых членов экипажа для отражения атаки на момент пуска ракет были пустыми. Радар стрельбовой системы был в готовности к работе, но не включен. 76-мм орудие ОТО «Мелара» была не заряжено, а шестиствольный автомат «Вулкан-Фаланкс» был в дежурном режиме и не переведен в режим автоматической стрельбы. Шестиствольный 20-мм автомат «Вулкан-Фаланкс» – это оружие ближнего боя, «последнего рубежа», и он имеет автоматический режим, когда система без участия человека находит прорвавшиеся к борту корабля ракеты и уничтожает их. Повторимся, автоматический режим был выключен. Всё это можно объяснить только одним. Несмотря на то, что американский фрегат находился, если не в районе боевых действий, то рядом с ним, экипаж корабля, почему то считал, что он находится в безопасности, и ему и кораблю ничего не угрожает. Момент пуска ракет с иракского самолета был обнаружен обзорной РЛС корабля, но на стрельбовые системы эта информация передана не была. Командир фрегата был в курсе того, что в воздухе находится иракский истребитель – информацию с AWACS E-3 «Sentry» он получил. Что самое удивительное, командир находился на мостике, а о том, что БИП фрегата обнаружил самолет и даже зафиксировал пуск ракет, ему не было известно! USS «Stark» FFG-31 не применил никакого своего оружия для того, чтобы сбить пущенные ракеты, или сбить (по крайней мере, обстрелять) иракский «Мираж». При атаке и последующем пожаре погибло 36 членов экипажа фрегата.

По теме

Отдельно нужно рассказать об одном необычном нюансе этой атаки, который до сих пор не имеет официального подтверждения. В воздухе во время атаки находился еще один иракский самолет – гражданский бизнес-джет «Dassault Falcon 50». Это 7-ми местный самолет французского производства. Его роль вскрылась уже после атаки. Дело в том, что, как мы уже говорили, системы радиоразведки фрегата зафиксировали работу РЛС «Cyrano IY», наводящую ракету на цель. Но дело в том, что такая РЛС устанавливалась только на те «Миражи», которые несли одну ракету «Экзосет». В случае подвески двух ракет, использовалась другая РЛС, работу которой не зафиксировали. В американскую прессу просочилась информация, что вторую ракету наводил якобы гражданский бизнес-джет, причем американцы считают это доказанным. Прямых доказательств, естественно, нет, как и ответа на вопрос – кто наводил вторую ракету?

Эвакуация погибших

После попадания ракетами, пять моряков через большую пробоину в левом борту выпали в море. Одна из ракет попала в борт в районе кубрика, и вся пятерка, оказавшаяся за бортом, из него. Их впоследствии подобрали. Спасательная операция началась в 21-45 по местному времени, когда сигнал бедствия был получен на базе в Бахрейне. Выпавшую пятерку спасли вертолеты Сил обороны Бахрейна, они первые добрались до места атаки. Вертолеты сначала вышли на торговое судно, и только потом на фрегат. Не надо забывать, что была ночь. К утру пожар на борту был ликвидирован, и вертолеты начали эвакуацию раненных моряков. К утру же из Бахрейна подошел десантный корабль-док USS «La Salle» LPD-3 //AGF-3. С помощью его экипажа стали осматривать помещения фрегата на предмет поиска погибших моряков Если честно, это вызывает удивление. Это должен был сделать экипаж фрегата. 20 мая, все тела были перевезли на борт USS «La Salle», который их доставил в Бахрейн. Потом тела доставили в Германию.

Борьба за живучесть

Первая ракета, попавшая в фрегат, не взорвалась, а пробила его насквозь. Вторая взорвалась, войдя в корпус приблизительно на метр. Поскольку пуск ракет был произведен с дистанции, значительно меньшей максимально возможной, в момент попадания в фрегат в ракетах было около 135 кг неиспользованного топлива, которое, естественно, сразу спровоцировало пожар на борту. Удивительным было то, что неразорвавшаяся первая ракета причинила кораблю больше повреждений, чем взрыв второй ракеты. Экипаж приступил к тушению пожара. Помощь в этом оказал буксир-спасатель из Бахрейна, который подошел к борту «Старка» и из пожарных стволов стал охлаждать палубу и корпус в районе ракетного погреба. Ночью к «Старку» подошли два американских эсминца USS «Waddell» DDG-24 и USS «Conyngham» DDG-17, которые также стали оказывать необходимую помощь. После того, как пожар был потушен, эсминец«Conyngham» отбуксировал «Старк» в Бахрейн.

Международные разбирательства

Ирак заявил, что фрегат находился в запретном районе, а пилот истребителя принял его за танкер и атаковал. Может, это было и правда (то, что летчик принял фрегат за танкер), но это очень странно. Отметка на экране локатора от фрегата водоизмещением 4 000 тонн существенно меньше, чем от танкера под 100 000 тонн. Но, как бы то ни было, это была официальная позиция Ирака. Хотя, ради справедливости, сами американцы признали, что фрегат находился всего в двух морских милях – менее 4 км – от границы запретной зоны. Когда идет война, на такие мелочи иногда внимания не обращают. Садам Хусейн официально извинился, и заявил, что пилота расстреляли. Правда это, или нет – неизвестно. Французский писатель Жан-Луи Бемард написал об этой истории книгу «Герои Багдада», в которой утверждал, что летчик Abdul Rhaman жив. Кроме этого, автор книги утверждает, что иракцы переоборудовали несколько бизнес-джетов в ракетоносцы. Командира фрегата отправили в отставку, офицеры получили официальные предостережения.

Еще о фрегатах УРО типа «Oliver Hazard Perry»

USS «Stark» FFG-31 переправили в США, где его восстановили, и он благополучно прослужил до 1999 года, когда был выведен из состава флота. В США все фрегаты этого типа списаны. Часть как мишени потоплены на стрельбах, часть отремонтированы и переданы своим союзникам. Кроме США такие фрегаты входили и продолжают входить в состав ВМФ девяти стран. После списания всех фрегатов типа «Оливер Х Перри» американские адмиралы вдруг обнаружили, что в ВМФ США нет относительно дешевых кораблей, способных выполнять задачи, которые выполняли списанные фрегаты. Итогом дискуссий и споров стала разработка на базе итальянского варианта фрегата FREMM собственного проекта FFG 62 «Constellation». Головной корабль этого типа строится.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.03.2024 10:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх