Пивовары теряют деньги из-за требования властей обязательно маркировать кеги. Но при транспортировке маркировка зачастую повреждается, и товар нужно списывать, пожаловались в Союзе российских пивоваров.
Как пишет РБК, Союз российских пивоваров обратился в Федеральную службу по контролю за алкогольным и табачным рынками (Росалкогольтабакконтроль) с просьбой разрешить продажу пива и слабоалкогольных напитков, имеющих поврежденную маркировку. Данная инициатива возникла в связи с тем, что такие товары зачастую списываются, что приводит к значительным финансовым потерям для бизнеса. Об этом сообщает Forbes со ссылкой на письмо Союза, подписанное его председателем Даниилом Бриманом. В Росалкогольтабакконтроле подтвердили, что получили обращение и рассматривают данный вопрос.
В 2024 году в России был введен запрет на продажу немаркированного пива и слабоалкогольных напитков в кегах, а также введены обязательные нормы по поэкземплярному выводу из оборота товаров в бутылках и банках через кассовые аппараты. Кроме того, стала невозможной перемаркировка продукции, что создает дополнительные сложности для производителей и дистрибьюторов. Так, производители теряют деньги, если маркировка повреждается во время транспортировки продукции. В письме подчеркивается, что у малых предприятий объем продукции с испорченными кодами может достигать 10% от общего оборота, тогда как у более крупных производств этот показатель варьируется от 0,02 до 1,3%. Эти потери можно было бы избежать, так как поврежденная продукция по-прежнему сохраняет свои товарные качества и уже облагается акцизным налогом.
Игорь Хавский, председатель комиссии «Опоры России» по производству и обороту пивоваренной продукции, отметил, что даже у средних производителей, работающих через дистрибьюторов, возникают проблемы. Если кега с нечитаемым кодом поступает в продажу, то продавцы не принимают такой товар и оформляют его возврат. Вернуть товар обратно на завод часто нецелесообразно, поскольку срок годности пива обычно составляет до шести месяцев. Вместе с тем, требуется время для транспортировки, что может привести к его порче.
Проблемы с поврежденной маркировкой чаще всего затрагивают малые и средние предприятия, так как они часто маркируют свою продукцию вручную. В феврале издание сообщало, что российские пивоваренные компании сталкиваются с отказами со стороны некоторых розничных сетей от реализации разливного пива. Причинами таких отказов стали как условия транспортировки, так и физические повреждения кодов, вызванные трудностями в обращении с кегами. Согласно протоколу рабочей группы при Росалкогольтабакконтроле, коды маркировки могут выходить из строя из-за морозов или механических повреждений, когда грузчики не могут поднимать такие тяжелые упаковки и часто бросают их при разгрузке.
Между тем оператор системы «Честный знак» — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — опровергает данные о массовых проблемах с продажами разливного пива и утверждает, что на рынке все продолжается в привычном режиме. По их словам, если бы существовали серьезные сложности, об этом знала бы не только отрасль, но и широкая общественность. Однако они сообщили, что текущие продажи идут так же, как и прежде, что вызывает недоумение у пивоваров, сталкивающихся с нарастающими трудностями.
В системе маркировки уже 24 очень разные категории товаров - от молока, воды и лекарств, до шин и легкой промышленности. И в этих отраслях не заметна проблема "испорченной маркировки", о которой неожиданно заявил Союз российских пивоваров. В Союз в основном входят мелкие и средние компании, производящие пиво в кегах (разливное пиво в 20-50-литровых металлических или пластиковых емкостях). В Ассоциации производителей пива (АПП), объединяющей компании, занимающие 70% всего пивного рынка, назвали проблему, поднятую СРП, преувеличенной.
Таким образом, очередное заявление СРП, вероятно, на самом деле не про надуманные сложности с кодами маркировки (так как печатать код и клеить стикеры - элементарно простая задача), а про возможность продавать немаркированную продукцию, что может быть на руку недобросовестным участникам и неминуемо приведет к росту незаконного оборота. СРП ведь не предлагает разрешить продавать, например, пиво с поврежденной упаковкой в ущерб интересам покупателей. В данном случае поврежденный код - это то же самое.
Это не первое заявление СРП, где говорится о неких проблемах в системе маркировки, которые в итоге не подтверждаются. Не так давно союз заявил, что магазины сталкиваются с проблемой, когда покупатели якобы массово переклеивают коды с дешевого пива на дорогое, чтобы покупать его дешевле. Правда это заявление сразу же опровергли в АКОРТ, объединяющей все крупнейшие магазины в стране. Как выяснилось, магазины в реальности с этим не сталкивались. Поэтому может сложиться впечатление, что все подобные заявления СРП стоит воспринимать лишь как провокации против системы маркировки.
Попытки продавать что-то в обход требований маркировки, к чему призывает СРП, неминуемо приведут к увеличению нелегального рынка, который с началом маркировки впервые за долгое время снизился. Из тени вышло практически 600 производителей пива, а это 30% рынка. Легальное производство пива в кегах выросло на 40%, пивных напитков - на 13%, сидра, пуаре и медовухи - на 17%. То есть самый большой процент обеления именно в секторе, который представляет СРП. Эта продукция стала безопасней для людей. Уверены что такая динамика обеления и повышения качества пива в кегах продолжится.