Версия // Общество // Передаваемые Украине F-16 могут вести польские пилоты

Передаваемые Украине F-16 могут вести польские пилоты

5712

Полёт «сокола»

Передаваемые Украине F-16 могут вести польские пилоты
(фото: Zuma/ТАСС)
В разделе

По заявлениям западных политиков, подготовка украинских пилотов для полётов на американских многоцелевых истребителях F-16 уже началась. При этом на Украине заявляют, что самолёты поднимутся в небо уже осенью. «Наша Версия» выяснила, как поставки западных истребителей могут повлиять на ход боевых действий.

Из каких стран будут поставляться F-16, каких модификаций и в каком количестве, пока что не сообщается. Известно, что Украина хотела получить около 200 истребителей этого типа. Рассматривается вероятность, что США могут предоставить боевые машины из своих собственных запасов, также самолёты могут передать другие страны НАТО. Сейчас F-16 имеются у Норвегии, Нидерландов, Дании и Бельгии, причём эти страны в рамках программы перевооружения закупают более современные истребители F-35 и без угрозы своей безопасности могут передать от 40 до 60 устаревших истребителей Украине.

Ограниченные возможности

General Dynamics F-16 Fighting Falcon («Боевой сокол») – американский однодвигательный ближний многоцелевой истребитель, который стоит на вооружении многих стран. На данный момент насчитывается около 2200 активных истребителей данного типа. F-16 был разработан ещё в конце 70-х годов прошлого века и с тех пор много раз проходил модернизацию, которая включала замену двигателей и изменения в конструкции планера. Также F-16 совершенствовались по мере появления новых технологий, в связи с чем дорабатывались радары, электронные системы и авионика.

По оценкам экспертов, Украине будут переданы не самые современные самолёты. Последняя версия F-16 на данный момент – Block 70/72, однако вероятнее всего Украина получит F-16AM Block 20 MLU. Эта версия F-16 прошла глубокую внутреннюю модернизацию, но не получила современный радар. Также у этих типов самолётов остался старый планер, который в некоторых случаях может иметь большой налёт, что грозит негативно отразиться на продолжительности его службы. На радарах противника F-16 чуть менее заметен, чем самолёты МиГ-29, стоящие на вооружении украинской армии, но очевидно, что это не «самолёт-невидимка», отчего его способны обнаружить любые российские радары. Истребитель способен развивать скорость до 2500 километров в час и подниматься на высоту до 16–17 километров. При этом даже в последней модификации F-16 не превосходят по характеристикам современные российские истребители, например Су-35.

Главное преимущество F-16 заключается в том, что он способен нести огромное количество разных типов бое­припасов. Предполагается, что Украине передают эти самолёты, чтобы с помощью ракет «воздух – воздух» сбивать российские военные самолёты, а также уничтожать крылатые ракеты и дроны-камикадзе. Для этого могут использоваться американские управляемые ракеты AIM-9 Sidewinder и ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM, предназначенные для поражения воздушных целей за пределами прямой видимости на расстоянии до 150 километров. Однако проблема в том, что бортовые радары на старых модификациях F-16 не видят цель на таком большом расстоянии. Потому вопросы целеуказания придётся решать другими способами, например с помощью беспилотников, самолётов-разведчиков и спутников НАТО. В таком случае для выполнения поставленных задач F-16 смогут оставаться в украинском воздушном пространстве, не подвергая себя риску быть сбитыми системами ПВО или российскими истребителями.

По теме

Для НАТО передача Киеву F-16 может оказаться выгодной. У европейских стран имеются десятки тысяч ракет AIM-9 и AIM-120. Если они будут переданы Украине, то это избавит НАТО от необходимости снабжать Киев дорогостоящими системами ПВО типа Patriot. Также не исключено, что Киев попросит предоставить ему ракеты AGM-88 HARM, предназначенные для нейтрализации различных систем ПВО. А вот ракеты класса «воздух – земля» вряд ли потребуются на данном этапе. Использование F-16 против боевой техники и военных объектов в принципе возможно, однако в условиях плотного прикрытия российскими системами ПВО воздушного пространства остаётся недостижимой задачей. Потому некоторые эксперты ставят под сомнение эффективность применения американских истребителей в условиях конфликта на Украине. Американские аналитики полагают, что украинские пилоты не смогут использовать весь потенциал этих самолётов из-за активности российской авиации и средств ПВО. Очевидно, что у ВСУ и сейчас есть самолёты, но украинцы используют их не слишком часто – ситуация в воздухе не позволяет. Подняться в воздух в данных условиях крайне сложно. Сейчас они взлетают и летят на низкой высоте, а для сброса боеприпасов резко поднимаются.

Первым делом пилоты

Ещё одной проблемой является обучение пилотов и наземного персонала. Процесс подготовки военного лётчика – что в России, что на Западе – строго регламентированная, десятилетиями проверенная, длительная, дорогостоящая и крайне трудоёмкая процедура. А применение самолётов в боевых условиях требует более комплексной и долгой подготовки. Для того чтобы научиться эффективно применять широкий спектр ракет и наносить удары по различным целям на разных высотах и в условиях слабой видимости, требуется много времени. Потому обучение всем тонкостям ведения боя на данном истребителе может затянуться на годы.

Кроме подготовки лётчиков возникнут и другие проблемы. Образно говоря, истребители лишь наконечник копья, остриё масштабной инфраструктуры войны. Их невозможно просто держать где-нибудь на взлётной полосе под Киевом, время от времени выпуская на боевые задания. Чтобы десятки истребителей могли полноценно работать, их необходимо обслуживать: по нормативам один час полёта F-16 требует затем 16 часов обслуживания. Для этого необходим квалифицированный технический персонал. Но если пилотов теоретически возможно за три месяца обучить взлетать и садиться, то для обучения техников потребуется значительно больше времени. Обучение персонала F-16 проходит на английском языке и занимает до 133 дней, а для того, чтобы стать действительно квалифицированным специалистом, требуется как минимум год.

Кроме того, потребуются ремонт и полное обновление аэродромов, а также всей аэро­дромной инфраструктуры. Заодно потребуются новые системы снабжения запчастями и ГСМ, системы связи и управления. Также отмечается, что поднять F-16 в украинское небо будет довольно трудно, поскольку этот истребитель нуждается в длинной и гладкой взлётно-посадочной полосе, а на более грубых и неровных украинских полосах они могут столкнуться с проблемами. Потому Украине необходимо усовершенствовать и расширить несколько взлётно-посадочных полос. Скорее всего работа по созданию всей этой инфраструктуры уже началась или начнётся в самое ближайшее время. По всей видимости, обнаружение и уничтожение этой инфраструктуры и станет в ближайшее время одной из главных целей российских военных.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования

– В НАТО заявили, что подготовка лётчиков ВСУ создаёт предпосылки для поставок F-16. Несмотря на это заявление, рискну предположить, что украинские лётчики на F-16 в текущем конфликте участия принимать не будут. Их просто не успеют настоящим образом подготовить, даже если эти машины в конце концов Киеву предоставят. Хотя такой прогноз может не оправдаться по двум причинам. Во-первых, сообщалось, что украинские лётчики начали обучение на данном типе истребителя ещё года три назад, так что какое-то небольшое количество пилотов у Киева может быть. Во-вторых, лётчики могут оказаться украинскими только формально, а на самом деле за штурвал сядут, например, польские пилоты со срочно полученным украинским гражданством. Возможно, для таких добровольцев разработают программу по оперативному предоставлению украинского гражданства, чтобы снизить последствия политического риска. То же самое касается и технического персонала. Сообщалось, что рассматривается возможность привлечения специалистов из третьих стран для обслуживания переданных истребителей. Стоит также сказать о проблеме стоимости вооружения. Каждый истребитель стоит порядка 40–50 млн долларов, а цена одной ракеты AIM-120 составляет более миллиона долларов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.07.2023 13:14
Комментарии 0
Наверх