Версия // Конфликт // Минстрой и девелоперы придумали, как избавить себя от недовольных новосёлов

Минстрой и девелоперы придумали, как избавить себя от недовольных новосёлов

5867

Тяп-ляп в законе

Минстрой и девелоперы придумали, как избавить себя от недовольных новосёлов
(фото: Роман Пименов/ТАСС, Дмитрий Астахов/ТАСС)
В разделе

Покупателей квартир в новостройках, недовольных низким качеством жилья, в руководимом Иреком Файзуллиным Минстрое назвали потребителями-террористами. Защищать от них застройщиков-олигархов решено с помощью специального закона – работа над документом уже закончена.

«Мы находимся на пороге принятия сложнейшего в политическом и публичном плане решения – закона о регулировании отношений между застройщиком и будущим собственником квартиры в момент её получения. Здесь мы с коллегами из Минстроя выступили единым фронтом и процедуру передачи, минуя судебные иски, на законодательном уровне утвердим», – похвастался глава думского Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.

Нетрудно догадаться, против кого, вероятно, формируется этот «единый фронт» – против покупателей квартир. Замглавы Минстроя Никита Стасишин ещё в прошлом году заявлял, что все проблемы недостроев и «долгих просрочек» появляются из-за покупателей, балующихся «потребительским терроризмом», и юридических фирм, паразитирующих на этом «терроризме». Досталось гражданам и на этот раз. «Сдаёшь 2 тыс. квартир – и у тебя 195 исков на что угодно, хоть на текущий кран. Это огромный бизнес адвокатов. Это безумие, это надо регулировать на законодательной основе, иначе все застройщики только и будут делать, что судиться, а строить-то когда?» – негодовал президент Национального объединения застройщиков жилья, председатель профильной комиссии в РСПП Леонид Казинец. Как говорится, кто бы говорил. Вроде как элитный ЖК «Медовая долина», который строит принадлежащая Казинцу корпорация «Баркли», задерживает сдачу объектов уже на пять (!) лет. А качество выстроенных домов таково, что жители в шоке от «элитного качества» работ.

Жирные прибыли

Теперь приструнить потребителей предлагается с помощью законодательного ограничения на обращение в суд. Если законопроект будет принят (а это, судя по всему, уже дело решённое), то подать на застройщика иск из-за неустранения недоделок покупатель жилья сможет только после того, как направит девелоперу жалобу. Логично? На первый взгляд – да. Вот только застройщик сможет не торопиться устранять недоделки. Для этого ему позволят сперва получить экспертное заключение специалистов, состоящих в едином реестре, и уже только по его итогам приступить или не приступить к работе. Вряд ли стоит сомневаться в том, что получить выгодное для себя заключение застройщику не составит труда. Соответственно если нарушения не будут устранены, то в суд девелопер придёт уже подготовленным, имея на руках экспертное заключение.

Ломать копья есть из-за чего. Согласно оценкам, ежегодно застройщики теряют 4 млрд рублей из-за претензий потребителей. Уточним, что это лишь выплаты тем, кто решил бодаться с девелоперами, на что решаются далеко не все покупатели квартир. При этом указанные 4 млрд для застройщиков сущие копейки. По подсчётам аналитиков из ЦИАН, только за май застройщики Московского региона увеличили выручку на 89% (!) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, заработав 162,5 млрд рублей. И это при том, что весь нынешний год аналитики только и говорят о стагнации на рынке и нераспроданных квадратных метрах!

Развал-строй

По теме

Сравним это с суммами компенсаций потребителям-«террористам», для борьбы с которыми написали целый законопроект. В 2018 году житель Екатеринбурга судился с компанией ЛСР за недоделки в своей квартире, купленной в новостройке в посёлке Мичуринский. Случай вышел настолько громким, что попал на страницы местной прессы. Покупатель жилья жаловался на то, что в квартире протекал потолок и намокали стены, из-за чего пострадали окна, отвалилась штукатурка, вздулся ламинат и даже появилась плесень. В заключении экспертов указывалось, что причиной этого явились некачественно сделанные монтажные швы оконных проёмов, ошибки в монтаже вентиляционной шахты, а также неправильно выполненные ограждения балкона. При этом проживание в квартире эксперты сочли опасным для жизни и здоровья.

Результатом громкого судебного разбирательства стала компенсация в размере 241 тыс. рублей. Причём непосредственно на устранение недостатков суд отвёл 99,8 тыс. рублей. Остальная сумма – моральный вред, неустойка и компенсация расходов на экспертизу.

Впрочем, практика показывает, что это ещё щедрая компенсация.

Так, столичный суд постановил выплатить лишь 90 тыс. рублей недовольной покупательнице квартиры в ЖК «Грин Парк» от ГК ПИК. Сумму компенсации суд уменьшил в 16,5 раза (!) от экспертных расчётов, которые жительница предоставляла в ходе разбирательства. «Покупала квартиру с готовой отделкой. При принятии ужаснулась: 65 пунктов выявленных существенных недостатков, не считая изменённой площади по планировке, – рассказывает подробности дела Екатерина, если довериться сообщениям в интернете. – Подписала акт о выявленных недостатках, ПИК обещал исправить. Но в итоге через два месяца вместо устранения недостатков направил в мой адрес односторонний акт как на уклоняющуюся от приёма квартиры».

По факту получается, что судебное разбирательство сегодня остаётся единственным способом добиться от застройщика хотя бы частичного устранения строительных недоделок. Тех, кто до суда не доходит, а продолжает терпеливо требовать от застройщика устранения недостатков, как правило, вообще игнорируют.

Тем временем

Снижение качества строительства происходит не только в бюджетных, но и в премиальных сегментах. Так, в ЖК бизнес-класса Discovery Park от MR Group массово вываливаются окна. По информации из телеграм-каналов, они изначально были плохо смонтированы, кроме того, они не были оснащены специальными стопорными кольцами. Кстати, найти недостающую деталь оказывается не так-то просто: у каждого окна кольцо индивидуальное. Помощи от застройщика жители так и не дождались, потому ищут кольца сами или печатают их на 3D-принтере.

Например, жительница ЖК «Пригород Лесное» от компании «Самолёт» рассказывает о том, что по вине застройщика её квартиру залило. Причина оказалась в протекающей в стене ванной комнаты трубе. «Аварию управляющая компания устранила, а вот исправлять испорченный ремонт застройщик не торопится. Часть он сделал тяп-ляп, а часть жду уже почти 10 месяцев. Видимо, без суда не обойтись. Обрабатывать помещение от плесени мне пришлось за свой счёт, – рассказала женщина на одном из строительных форумов. – В первый год было написано много претензий по исправлению недочётов, часть до сих пор на том же месте. Дырявые окна, дует из всех щелей, испорченные строителями подоконники, некрашеные батареи, незакрытые дыры в потолке и полу».

Кстати, низкое качество строительства констатируют и некоторые парламентарии. «Наблюдается ухудшение качества квартир. Статистика по судебным делам от коллег, которые занимаются приёмкой: стоимость устранения дефектов квартиры на 50 квадратных метров при чистовой отделке в прошлом году составляла 423 тыс. рублей, в этом году – уже 500 тыс. руб­лей», – цитирует депутата Госдумы Николая Алексеенко телеграм-канал «Домострой».

Конкретно

Очевидно, что пролоббировать законодательные ужесточения для покупателей жилья не получилось бы без крупных игроков рынка – ЛСР, ПИК и «Самолёта». Средняя стоимость «квадрата» от ЛСР, по экспертным оценкам, сегодня составляет 231,1 тыс. рублей, ПИК – 220,3 тыс., «Самолёта» – 174,8 тыс. рублей. Суммы вполне сопоставимые с тем, что самым настойчивым жителям, чьё новое жильё экспертами признаётся непригодным для жизни, удаётся получить по суду после многолетних разбирательств. Ну и кто здесь страдает потребительским терроризмом?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.06.2023 08:00
Комментарии 0
Наверх