Курортный сезон в Крыму выходит на пик, и уже ясно, что никакие обстрелы не остановят потока отдыхающих. Не уедем назад по закрытому мосту, рассуждают туристы, доберёмся в объезд, по новой дороге! Энтузиазма, впрочем, к концу отдыха хватает уже не всем.
«Наша Версия» ранее уже не раз писала о сложном крымском трафике. О закрытом симферопольском аэропорте, о неоднозначной автомобильной дороге (там, где она платная, всё хорошо, а где плата за проезд не взимается, можно запросто разбить машину). Повторяться нет смысла. Потому напишем о том, о чём ещё не писали ни мы, ни другие СМИ.
Рай для «бомбил»
В последние пару лет работы аэропорта республиканскому руководству удалось небывалое – оно победило «таксистскую мафию». Проблема считалась не решаемой с советских времён. С приезжих драли три шкуры что частники, что таксисты «с шашечками». А уехать на чём-то другом было нереально – маршруток не имелось вовсе, а о том, что в полутора сотнях шагов от аэропорта есть троллейбусная остановка, знали только местные жители. В самом же аэропорту никаких указателей не было. Но решение отыскалось – в порту открыли пункты бронирования такси, а извозчиков, не пожелавших зарегистрироваться и работать по фиксированной цене (500–600 рублей до центра столицы региона и 1500–2000 – до городов-курортов), убедили не путаться под ногами. Извозчики проклинали упавшие заработки и тех, из-за кого они потеряли кормушку. Но им выпал шанс отыграться. Сегодня с железнодорожного вокзала доехать до центра города (15–20 минут неспешной ходьбы!) стоит от 600 рублей и примерно до тысячи. Уехать в Алушту – 7–10 тысяч. До Ялты – 15–20. При этом таксистов пускают буквально к вагонам безо всяких рамок металлоискателей, хотя вход на вокзал ограничен даже для провожающих. На перроне они стараются прихватить пассажиров, убеждая, что иначе никак не уехать – пока те не окажутся под аркой вокзала и не увидят автобусы и троллейбусы. Шулерство, таким образом, начинается для приезжих буквально с порога.
Но это ещё не всё. С недавних пор несколько частных фирм-перевозчиков неформально объединились в рамках общей диспетчерской службы. То есть вы звоните по телефонам разных фирм такси, а попадаете в одно и то же место. Монополизм? Нет, не слышали. Такси можно прождать от часа и дольше, расценки по городу – запредельные, причём таксисты предлагают «договориться» до посадки в машину. Вообще-то час езды по городу обходился порядка 600–700 рублей, но теперь цены выросли вдвое, если не втрое. Редкие фирмы, не пожелавшие поиграть в монополию, испытывают разного рода сложности. Ситуацию могло бы выправить появление федеральной сети вроде Яндекс.Такси или «Ситимобил», но таковые в Крым заходить не рискуют. Или их не пускают? Бизнес доходный, так к чему им с кем-то делиться? А Федеральная антимонопольная служба интереса не проявляет, хотя беспредел продолжается с прошлого года, точнее – с принятия в декабре с подачи минтранса Крыма нового местного закона о такси. Опустим детали, пусть в них разбираются те, кому по службе положено, просто процитируем «РИА Новости», что же в сухом остатке. «Говорить о нехватке транспорта вроде бы не приходится. Однако постоянные пользователи такси отмечают, что вызвать машину стало сложнее, ожидание существенно увеличилось, а цены выросли на порядок (!)».
Телушка – полушка, да рубль перевоз
К пяти годам лишения свободы в колонии строгого режима приговорил Московский гарнизонный военный суд бывшего начальника радиотехнических войск ВКС России Андрея Кобана. Также его лишили звания генерал-майора и конфисковали имущество на сумму 11,9 млн рублей.
Тем временем с мест сообщают, что-де отдых в Крыму обойдётся существенно дешевле, чем где-то ещё на побережье Чёрного моря, – вдвое как минимум. Отчасти это так, но и тут есть нюанс. Цены Гостинично-туристическая ассоциация замеряет примерно как среднюю температуру по больнице. А фокус в том, что стоимость номера в Алуште и тем более Ялте может оказаться существенно выше, чем в Сочи. Но общий по больнице ценник выравнивается за счёт труднодостижимого Симеиза и той части Южного берега, что от Ялты и дальше. Хотя до Алушты и Ялты из Симферополя (с «перевалочной базы», чтобы было понятней) можно добраться на общественном транспорте – на автобусе, троллейбусе или маршрутке. Движение регулярное и обильное. Но вот кончается Ялта, и начинаются сложности. Троллейбусная линия здесь обрывается. Автобусы ходят редко. Маршрутки вообще – как повезёт, можно и пару часов простоять на жаре. Потому гостиница в Симеизе значительно дешевле алуштинской из-за того, что до неё не добраться. В противоположную сторону от Алушты – та же история. Морское и Новый Свет пустуют. И так – до Судака. «За морем телушка – полушка, да рубль перевоз».
Особенности местного колорита дают обильную пищу для манипуляций. Министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко отмечает, что бронирование на лето составляет около 50%, а «по некоторым объектам – выше». Неплохо, казалось бы, а как там на самом деле? Раскуплены Алушта и Ялта, и не 50%, а на все 100, частично – Евпатория. Традиционно «провисает» Судак, до которого трассу «Таврида» так и не дотянули. Властям бы сказать как есть, чтобы отдыхающие, наслушавшись басен о полупустых гостиницах и пансионатах, не приняли воображаемое за действительное и не рванули в Алушту и Ялту, где и без них яблоку негде упасть. Отлаженная логистика помогла бы загрузить те же Новый Свет и Гаспру с Кореизом, но её нет, этой логистики. Ещё примечательный штришок: 50-процентную отчётность по бронированию сводят благодаря западному побережью. Это места, куда в прошлом году долетали украинские беспилотники – Песчаное, Угловое, Саки – до Евпатории. Разумеется, в этом году там никакого аншлага. Вот и фантастическое по красоте Угловое пустует – там до сих пор так и не появился внятный дорожный указатель, и водители (даже опытные симферопольские) то и дело сбиваются с пути, заезжая то в Учкуевку, то в Песчаное. Пустуют, таким образом, и дома отдыха в Угловом – не подъехать туда.
Конкретно
Согласно прогнозу Ассоциации туроператоров России (АТОР), в этом году в Крыму отдохнут не меньше 5 млн россиян. И лишь миллион приедет на поезде. Остальные – в основном своим ходом, на автомобилях. Автобусное сообщение имеется, но высидеть в тесном кресле почти двое суток – так себе перспектива. Так вот АТОР, публикуя статистику, как бы подспудно подразумевает, что если миллион человек сможет добраться на поезде (учитывая дефицит билетов), то и уедет на поезде тоже не больше миллиона. Выходит, присутствует риск застрять на отдыхе чуть дольше, чем позволяет отпуск. Стоит ли оно того, каждый решает, конечно, сам. «Я в туризме 34 года и уверяю: главное – это цена, – доказывает вице-президент Альянса турагентств России Алексан Мкртчян. – Снаряды, бомбы будут рваться, как это было в Египте, но как только отели делают хорошую цену, люди поедут».