Версия // Общество // Окончание «зерновой сделки» поставило крест на украинском морском судоходстве

Окончание «зерновой сделки» поставило крест на украинском морском судоходстве

5407

Вот и приплыли

Окончание «зерновой сделки» поставило крест на украинском морском судоходстве (фото: youtube.com/YonhapnewsTV, Commons/wikimedia.org/mramorn)
В разделе

Буквально на днях перед входом в устье Дуная был аншлаг – несколько десятков судов дожидались очереди на погрузку. Сегодня картина иная – суда отошли в румынские территориальные воды, чуть южнее украинского острова Новая Земля. Судовладельцы не хотят рисковать.

Удар украинских морских беспилотников по Крымскому мосту поставил в «зерновой сделке» если не точку, то многоточие. Многоточие в виде ответных ракетных ударов по трём украинским портам, Одессе, Южному и Ильичёвску, он же Черноморск в украинской редакции. Отгрузка зерна стала невозможна – ракеты уничтожили значительную часть портовой инфраструктуры, на её ремонт уйдёт немало времени. Но у Киева ещё оставались дунайские порты. И оставалась надежда, что балкеры, шедшие на погрузку к Одессе, можно будет направить, к примеру, в Ренийский морской торговый порт на Дунае. По всей видимости, никто и подумать не мог, что Россия решится атаковать Рени, рискуя невзначай угодить по румынской территории, до которой там какая-то сотня-другая метров. Но за Крымским мостом последовала новая украинская атака, и по Рени отработали ракеты. Румыны поспешили объявить, что они не в претензии. Теперь схема погрузки такая: иностранные балкеры дожидаются очереди, стоя в румынских водах у устья Дуная, а погрузка происходит в румынских дунайских портах. Украинские порты находятся, мягко говоря, в плачевном состоянии.

Пираты степей

В прошлый понедельник на заседании Совбеза обсуждалась угроза безопасности судоходства в Чёрном море. Предыдущий раз эта тема поднималась на Совбезе в конце зимы 2014-го. Итогом её обсуждения стало воссоединение России и Крыма. Неизвестно, что решили на Совбезе сейчас, но ощущается, что решение принято, и оно весьма неприятно для Киева. В четверг украинская сторона сообщила, что в одностороннем порядке (без участия России и Турции) открывает «временные маршруты для гражданских судов в Чёрном море». На них будут допускаться суда, «чьи владельцы официально подтвердят готовность к плаванию в текущей ситуации». То есть без международной страховки и с нулевой уверенностью, что в судно не угодит ракета. Расчёт Киева был прост – международные организации должны были в один голос заявить России своё «ай-ай-ай». Но не сработало, в ООН заявили, что не имеют ни малейшего отношения к открытию украинских морских коридоров и соответственно не могут выступать гарантами безопасности. В общем, сами разбирайтесь. Видимо, в ООН не оставили без внимания прозвучавшее 5 августа заявление Киева о «временной угрозе» шести российским портам в Чёрном море.

Тем временем украинские спецслужбы признали свою причастность к организации удара БПЛА по гражданскому танкеру «Сиг» южнее Керченского пролива. Это была совместная операция ВМС и СБУ, заявил глава контрразведки Василий Малюк. Расчёт, судя по всему, был на то, что «Сиг» будет полон нефтепродуктов и, таким образом, у Крымского моста произойдёт небольшая экологическая катастрофа. Но трюмы «Сига» оказались порожними. Судно получило пробоину, но осталось на плаву. В свою очередь, Россия анонсировала ответный удар. А Украина в ответ пообещала топить в Чёрном море российские торговые корабли. Видимо, это решение Киева и сказалось на позиции ООН. «Правила ведения войны, согласно Женевской конвенции, – разъяснил публицист Георгий Бовт, – запрещают атаку торговых судов. При этом не имеет значения, что эти суда перевозят. Если это торговое судно, его можно арестовать. Препроводить в свой порт до окончания военных действий. При этом пассажиры и экипаж должны быть освобождены немедленно». Атаковать гражданское судно – чистейшей воды пиратство.

Устье Дуная теперь румынское

По теме

Ещё 20 июля Минобороны России предупредило, что все суда, следующие в акватории Чёрного моря в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики военных грузов. Судя по неожиданно «бахнувшим» в Турции зерновым терминалам (якобы из-за детонации пыли от пшеницы), балкеры и в самом деле перевозили не только зерно. Кроме того, в Минобороны разъяснили, что страны флага таких судов будут считаться вовлечёнными в украинский конфликт на стороне Киева. Поначалу британский и два турецких судна решили, по всей видимости, проверить серьёзность намерений Минобороны РФ. Объявили о том, что идут в Одессу – и выдвинулись в путь. До Одессы они, правда, так и не дошли – не задалась провокация. Оно и понятно, ни один судовладелец не станет рисковать, не имея страховки. А какая страховка при таких обстоятельствах?!

Ещё раз посмотрим на карту судов в Чёрном море – по ситуации на утро 11 августа. От побережья Одесской области до восточного берега Крыма грузового судоходства фактически нет. Пусто. Зато у Керчи – настоящая пробка. Около сотни кораблей азово-черноморского транзита. Таким образом, украинская сторона, как видно, реализовать свои угрозы не смогла. А Россия, в свою очередь, их реализовала в полной мере. Теперь, если «зерновая сделка» возобновится, участие в ней украинских портов под большим вопросом – видимо, зерно в Турцию потечёт из России. «Украинское дунайское пароходство могло стать спасителем украинских аграриев, – сетует киевская тележурналистка Диана Панченко. – В ситуации, когда не на чем вывозить десятки миллионов тонн зерна, единственным каналом морского экспорта оставался Дунай». Но дунайское судоходство теперь, по сути, румынское. А те анонимы, близкие к офису президента Украины, кто буквально несколько месяцев назад за бесценок выкупил украинские порты на Дунае, похоже, «вылетели в трубу».

Конкретно

Судя по интонациям статьи в Financial Times, от действий Киева начинают уставать и на Западе. Издание пишет, что атака российского танкера у Керченского пролива «вызывает беспокойство», ибо «подобные действия могут привести к сокращению поставок российской нефти и росту мировых цен». А ещё угроза украинских ударов по российским танкерам и морским портам несёт угрозу для поставок из Казахстана, для которого поставки через новороссийский порт являются основным маршрутом экспорта нефти. Россия сможет перенаправить экспортные потоки нефти в другие порты, а Казахстан – нет.

Если Киев продолжит атаковать корабли в Чёрном море, издержки будут нести все участники черноморского транзита без исключения. В этой цепочке грузовых перевозок работает множество иностранных компаний, и, атаковав грузовое судно, Украина, таким образом, инициирует международный конфликт. А ещё возникают проблемы со страхованием грузов и судов. Часть судовладельцев может отказаться работать в акваториях Азовского и Чёрного морей, а оставшиеся поднимут ставки фрахта вдвое и даже выше. Владельцам грузов придётся закладывать увеличившуюся стоимость перевозки в стоимость груза – цены вырастут.

Насколько Россия заинтересована в азово-черноморском транзите? По данным издания «ПортНьюс», прирост перевалки грузов во втором квартале текущего года составил 21,2%. Чтобы вы понимали: прирост в арктическом и балтийском бассейнах составил 2% и 7% соответственно. По данным Ассоциации морских торговых портов, за первое полугодие через азово-черноморские порты отгружено 151,2 млн тонн грузов. Перевалка сухих грузов выросла на 33% – до 71,8 млн тонн, наливных – на 12%, до 79,4 млн тонн. Грузооборот Новороссийска вырос на 11%, Тамани – на 4,6%, Туапсе – на 38%, Ростова-на-Дону – на 35,7%. Весь этот грузопоток проходит под Крымским мостом и уходит в сторону Турции. Вот уж кто точно не внакладе от срыва «зерновой сделки»! Ну а Украина, помимо того что лишилась остатка портов, вряд ли сможет торговать зерном в том же объёме, что раньше. Сухопутный канал Польша с Румынией ограничили исключительно транзитными поставками, чтобы не ущемлять своих аграриев. Морской канал оказался свёрнут из-за ответных действий России.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.08.2023 08:00
Комментарии 0
Наверх