Версия // Культура // Обзор фильма «Вечный свет» Гаспара Ноэ и небольшая ретроспектива творчества талантливого артхаусного режиссера

Обзор фильма «Вечный свет» Гаспара Ноэ и небольшая ретроспектива творчества талантливого артхаусного режиссера

13725

Режиссерская ода Гаспара Ноэ

Кадр из трейлера к/ф «Вечный свет» (2020), реж. Гаспар Ноэ
В разделе

Эта неделя принесет несколько новых кинопремьер, но мы для обзора выбрали одну, наиболее привлекательную киноновинку – драму-триллер от культового Гаспара Ноэ «Вечный свет». Но предварительно быстро пробежимся по его фильмографии.

Вечный свет

(18+)

В ролях – Шарлотта Генсбур, Беатрис Даль, Мика Арганьярас, Янник Боно, Луп Бранкович, Стефания Кристиан, Клара Дезэй, Клод-Эммануэль Гаян-Молль, Карл Глусман

Производство – Франция

Французский драматический триллер, снятый по собственному сценарию скандальным режиссером Гаспаром Ноэ («Необратимость», «Один против всех», «Вход в пустоту», «Любовь», «Экстаз»).

«Шокируй» – этот глагол как нельзя лучше охарактеризует творческий путь Гаспара Ноэ – одного из ярчайших представителей субжанра артхаусного кино, именующегося как «французский экстрим». Данный подвид независимого кино характеризуется открытыми и максимально реалистическими сценами насилия, употребления алкоголя и наркотических веществ, а также эротическими сценами, зачастую пересекающими грань порнофильмов. При этом лучшие образцы подобного кино несли в себе мораль, а также имели интригующий сценарий и бесподобные актерские работы. Эти черты разительно отличали французский экстрим от трэша, придавали ему глубину и заслуженно возвысили в рамках независимого кинематографа. Хотя расцвет этого направления в кино уже давно сошел на нет (примерно в середине «нулевых»), многие его приверженцы остались верны своим традициям. Гаспар Ноэ не гонится за количеством (полнометражных работ в его фильмографии всего 5), но раз за разом ищет новые формы и предметы для собственного творчества. Каждый его фильм погружает зрителя в непередаваемую, зачастую неприятную, отталкивающую, или же томно-гипнотическую, почти что психоделическую атмосферу. Его фильмы рассказывают не самые банальные истории, в которых приоткрываются разные стороны вопросов любви, морали, смысла жизни, страсти, человеческой невоздержанности, крайней эмоциональности, одиночества и т.п. Излюбленной темой и смыслом его фильмов является любовь – та ее форма, которая преобладает в наше время в развитом обществе. Любовь молодых, безрассудная, отчаянная и до невозможности саморазрушающая. Картины Ноэ – как громкий лозунг, наполненный целой гаммой чувств – от самых светлых, до фантастически темных. Многие сцены в этих фильмах красочно демонстрируют зрителям, какими быть не надо, что нужно держать под контролем и к чему стоит стремиться в этой короткой, но яркой жизни.

Начав свою карьеру с короткометражного триллера «Падаль», Гаспар Ноэ нащупал необходимый для себя базис того самого французского экстрима, сделав свой фильм максимально неприятным, тяжелым, отталкивающим, но в то же время пробирающим и уж точно никого не оставляющим равнодушным. В «Один против всех» режиссер придерживается того же вектора, что и в «Падали», но уже начиная с «Необратимости» Ноэ не гнушался экспериментировать со способами подачи истории. Нелинейное повествование, начинающееся с конца и ведущее к началу истории (Кристофер Нолан в «Мементо» сделал это на несколько лет раньше), брутальная история, андеграундная атмосфера Парижа 90-х, откровенные сцены насилия, а также два секс-символа того времени – Моника Белуччи и Венсан Кассель на главных ролях, сделали «Необратимость» хитом независимого кинематографа.

«Вход в пустоту» вышел в 2009 году – спустя 7 лет после «Необратимости». Здесь автор попробовал усидеть на двух стульях сразу – изменить подход к работе, и в то же время, наделить детище собственным стилем. Этот фильм Ноэ снял без привлечения именитых актеров, а главные роли исполнили вовсе непрофессионалы. Обилие импровизации в диалогах и относительная свобода на съемочной площадке стали характерной чертой режиссера, сопровождая его в дальнейших работах. Этот фильм представляет собой двух с половиной часовой наркотический приход, который зритель ощущает через глаза и уши главного героя. Фильм неимоверно гипнотизирует зрителя, давит на него до той поры, пока смотрящий не станет частью этого фильма. Параллельно лента поднимает метафизические вопросы жизни, смерти и перерождения, при этом обладая связанным сюжетом. Неторопливое, на этот раз линейное, повествование плавно и необратимо погружает зрителя в непередаваемую неоново-кислотную атмосферу ночного Токио, в котором главный герой фильма начал последнее путешествие в своей жизни.

«Любовь» была представлена на фестивалях в 2015 году и вызвала более прохладную реакцию зрителей. Здесь автор сконцентрировал внимание на отношениях двух молодых людей – художницы француженки Электры и учащегося на режиссера американца по имени Мерфи. История из любви показана через эротическую призму, отчего фильм изобилует сценами эротического и порнографического характера (актеры не использовали дублеров, выполняя все сцены натурально и самостоятельно). При относительной сценарной простоте, повествование выстроено любопытно – параллельно зрителю показывают две временные линии – одна ведет главного героя вперед, вторая демонстрирует его отношения с Электрой в обратном порядке (так было в «Необратимости»). Несмотря на обилие негативной критики, мы считаем этот фильм Ноэ наиболее недооцененным, ведь настолько исчерпывающе тему любовных отношений молодых людей не освещал еще никто. Гаспар Ноэ в очередной раз показывает здесь, как нельзя себя вести и чего не стоит позволять себе делать, если это может поставить под угрозу отношения. Фильм открывает откровенная порнографическая сцена, что красноречиво говорит неподготовленному зрителю об уровне искренности этого фильма.

«Экстаз» 2018 года мы оценили и разобрали в соответствующем обзоре более подробно. Фильм полностью соответствует своему названию – полуторачасовой наркотически-танцевальный экстаз под звуки рейва в кислотных тонах. Выразительная, красивая работа, которая в очередной раз рассказывает о любви – ее формах и спасительном значении в жизни каждого. Наиболее динамичный, подвижный и зажигательный фильм Ноэ. В то же время, часть сцен отдает хоррором.

Что же рассказал нам «Вечный свет»? Это очередной шаг режиссера вперед или начало самоповторов и творческого кризиса?

Ни то, ни другое. «Вечный свет» трудно назвать полноценным фильмом, даже по меркам независимого кино. Это нечто среднее, ядрёная смесь и выжимка экспериментальной андеграундной короткометражки с бекстейджем со съемок, то ли рекламного ролика, то ли дешевого фильма с приглашенной звездой. Сюжет можно описать тройкой предложений – именитая актриса Беатрис (Беатрис Даль) решает снять свой первый фильм, для чего приглашает на главную роль еще более популярную актрису Шарлотту (Шарлотта Генсбур). Но продюсеры фильма и оператор не видят в Беатрис человека, способного снять этот фильм, поэтому вставляют ей палки в колеса в надежде на скорую смену. Обилие персонала на площадке лишь нагнетает и без того нервозную атмосферу, которая выходит из-под контроля, когда большие электронные фоновые экраны дают технический сбой…

Стартует фильм, как ни странно, с эпиграммы Достоевского, которая поведает, что наиболее счастливым моментом в жизни эпилептика является мгновение перед наступлением припадка. Достоевский писал это по своему опыту. Ноэ же последнюю треть фильма выкручивает цветные стробоскопы на максимум, сопровождая многоминутный цикл вспышек противным гудящим звуком. Эпилептикам на этот фильм вход строго воспрещен. Даже у не страдающих подобным недугом людей фильм легко вызовет слабое головокружение и приступы тошноты. Да, именно подобная атака на органы чувств ожидает всех в кульминационной части картины. Выдержит такое далеко не каждый.

Первая треть фильма знакомит зрителя с Беатрис и Шарлоттой – режиссером и ее главной актрисой. Раскрывает их личности, рассказывает о том, как в древности сжигали на кострах ведьм. Тема сожжения идет белой нитью сквозь всю картину до последней строчки финальных титров, где режиссер благодарит всех досмотревших его детище до конца. Смыслов фильм несет в себе великое множество, попутно выдавая ту или иную цитату культовых творцов от мира кино – Карла Теодора Дрейера, Жана-Люка Годара, Райнера Вернера Фассбиндера; режиссеров, определивших облик европейского киноискусства на десятилетия вперед. С их помощью и самостоятельно Гаспар Ноэ притрагивается, смахивает пыль, но не углубляется в актуальные и не очень темы о месте человека в искусстве, роли творца, судьбе и предназначении кино, вкусовых предпочтениях и популярности коммерческого кинематографа. Именно притрагивается, потому что не делает выводов, как обычно, оставляя рассуждения на долю своего зрителя. Здесь – больше чем обычно, в разы больше. Исчерпывающая недосказанность – именно такой парадоксальный эпитет можно подобрать к темам, косвенно поднимаемым в этом фильме. Каркасом и сакральным таинством здесь, как нам показалось, служит незримый контраст (который порой приводит к прямому конфликту, но не здесь) режиссера и его главной звезды на съемочной площадке. Каждый из них должен быть как минимум талантлив, дабы оставить частичку своей личности в произведении искусства. Гореть, но по-своему. И если «горение» режиссера рискует загубить проект, то без внутреннего огня продемонстрировать талант ведущей актрисы или актера – невозможно. Ключ к понимаю этого – постер фильма. Эмоции – Гаспар Ноэ вновь снял фильм об эмоциях. Но на сей раз их место на съемочной площадке.

Актеры носят свои имена, и, собственно, играют самих себя. Реалистичность? Куда уж больше! Обилием импровизации в диалогах здесь вряд ли кого-то удивишь, как и предельной самоотдачей. На пике эмоций, с надрывом.

Фильмы Гаспара Ноэ уже давно вышли за грань добра и зла, хорошего и плохого, черного и белого. Истинные киноманы пойдут на него и без наших рецензий. Но только для них мы настоятельно советуем смотреть «Вечный свет» непременно на большом экране – головокружение будет обеспечено.

А еще спонсором и продюсером фильма выступил парижский дом высокой моды Yves Saint Laurent – все актеры фильма одеты в одежду этого дома.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.11.2020 17:00
Комментарии 0
Наверх