Социологи отмечают, что россияне опять выбирают «осознанное потребление», «сокращают импульсивные покупки», «отказываются от спонтанных трат». Красивые формулировки. Но чем печальнее реальность, тем чаще прибегают к эвфемизмам для её описания.
Нынче в сознательность ударились 46% россиян, а 31% планируют вот-вот к ним присоединиться. Вот только «импульсивно» зубы вылечат в кредит, «спонтанно» детей в школу соберут и сразу примкнут к модному движению No Buy («Без покупок»). А чего бы и не примкнуть, когда цены на всё растут, а «гонка зарплат» – выдохлась? Почему бы и не вспомнить об осознанности, когда больше трети (35%) всех расходов семей приходится на еду, тогда как оптимальной считается доля не более 20–25%? Тут хочешь не хочешь вывернешься наизнанку. Будешь «осознанно» покупать продукты во всё меньшей таре, а то и философией фудшеринга (борьба за спасение продуктов с истекающим сроком годности) проникнешься.
Нет, социологи говорят как будто о вещах вполне безобидных. Об экономии на пресловутом кофе в стаканчиках, сокращении расходов на косметику и салоны красоты, отказе от такси. Но что за этим стоит? Вот я на кофе, хоть в бумажном стаканчике, хоть в домашней кружке, всю жизнь экономлю – не пью вообще, чай предпочитаю. А 85% моих соотечественников кофе хоть и пьют, но выбирают почему-то всё больше растворимый и приготовленный у себя дома. Что до поездок в такси, то в среднем россияне тратят на это 2,4 тыс. рублей в месяц, а 47% граждан – не более тысячи в месяц. Может статься, что с косметикой и тратами на красоту дела обстоят примерно так же: люди стали реже стричься и чаще покупать шампунь самых бюджетных марок.
Или вот ещё цифры. 73% россиян теперь экономят на маркетплейсах, а 29% собираются вовсе удалить приложения. Да, онлайн-магазины давно превратились в массовом сознании в монстра, вводящего граждан в состояние транса и выкачивающего из их кошельков последние деньги. Но, по сути, маркетплейс – это всего лишь форма организации торговли. С таким же успехом россияне могут запретить себе и походы в ближайшие продуктовые. Туда ведь тоже можно пойти за хлебом, но «импульсивно» купить заодно по акции картофель, яйца, молоко, колбасу и – это совсем уж немыслимый кутёж! – пирожное…
Понятно, что подмена понятий выполняет роль анестезии, но, кажется, социологи, а вслед за ними и обычные люди, потребители, увлеклись обезболивающим. А это чревато всё большим искажением реальности.