// // Новая реформа приведёт к краху отечественного кинематографа?

Новая реформа приведёт к краху отечественного кинематографа?

374

Кинотеатр абсурда

Даже неплохие сборы фильма «Елки-2» не улучшают российскую прокатную статистику
Даже неплохие сборы фильма «Елки-2» не улучшают российскую прокатную статистику
В разделе

Итоги нынешнего лета для российского кинематографа оказались неутешительными. В июне-июле зрители увидели лишь пять новых российских картин, но ни одна из них не окупилась в прокате. Продюсеры сетуют на то, что кинорынок заполонила зарубежная продукция, хотя, по мнению экспертов, это лишь попытка оправдать провал. На днях высказались и чиновники, которые предложили ряд новых мер для спасения отечественного кино. Правда, есть серьёзные сомнения, не дадут ли эти меры обратный эффект.

Больше всего предложений поступило от министра культуры Владимира Мединского. В частности, он предлагает изменить способ господдержки кино. Сейчас государство даёт деньги на создание картин, не требуя возврата средств и не вмешиваясь в процесс производства. Глава Минкультуры считает, что эту систему надо изменить – ввести госзаказ, при котором министерство будет заказывать сценарии, определять их тематику, оставляя у себя авторские права. Эти фильмы, по мнению министра, должны создаваться только на территории России, если, конечно, иного не требует сценарий. Число получателей господдержки должно быть сокращено. Ведь из более 60 кинолент, снимаемых в год, в кинотеатры попадают далеко не все.

Предлагает Мединский финансировать и телесериалы, которые сейчас имеют большую аудиторию, правда, при участии телеканалов – те должны софинансировать съёмки и гарантировать выход картины в эфир. Неплохой мерой чиновники также считают отмену льгот по НДС для кинотеатров (для билетов на зарубежные фильмы), да и квоты на показ российских кинокартин тоже вернуть бы неплохо. При этом, как подчеркнул министр, квотирование является предпочтительным вариантом, поскольку не приведёт к повышению цен на билеты и не ударит по карману зрителя. Кстати, эта мера уже была опробована, но вызвала большое возмущение среди кинопрокатчиков.

Мединский уверен, что этот год должен стать решающим. Если по его итогам кассовые сборы российского кино опустятся ниже 18%, нужно будет принимать срочные меры. В последние годы цифра едва дотягивает до 16%. Число зрителей, желающих смотреть отечественные фильмы, постоянно падает. В 2010 году отечественные ленты посмотрели 30 млн человек, в 2011 году – только 27,5 миллиона. Причём люди ходят в основном на несколько самых известных картин. Так, за прошлый год почти 30% зрителей собрали всего две ленты – «Высоцкий. Спасибо, что живой» и «Ёлки-2».

Нестандартные предложения министра культуры вызвали бурю возмущения в киносообществе. «Стоит отметить, что пока это лишь предложения, но они явно непродуманные, – рассказал председатель Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России Андрей Прошкин. – Особенно заявления о том, что государство станет жёстко контролировать тему и тональность фильмов, снятых на госсредства». По его словам, новые меры регулирования свидетельствуют о возвращении идеологического заказа и могут привести к краху отечественного авторского кино.

В свою очередь, исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков считает, что нельзя увлекаться «тотальным госзаказом». Государство должно сосредоточиться на культурно-значимом кинематографе, так как именно он может сохранить культурный код нации. По его словам, есть куда более эффективные меры. К примеру, сейчас доля российских «мейджоров» (компаний, получающих приоритетное госфинансирование) в нашем прокате 10%. Её необходимо увеличить до 13%. Этого можно достичь, например, дотированием билетов на отечественные фильмы. Если направить на это 15% от суммы общей господдержки, можно будет сократить цену билетов на российские фильмы вдвое: с 200 (средняя цена за билет сейчас) до 100 рублей.

С резкой критикой предложений чиновников выступил и продюсер Сергей Сельянов. «Взять хотя бы предложение снимать кино только в России. Нам сейчас, наоборот, необходимо интегрироваться в мировой кинопроцесс, в том числе и путём копродукции, – говорит он. – Сейчас по закону 50% съёмок должны проходить в России — и этого вполне достаточно». По его мнению, не выдерживает критики и идея о том, что правами на картину будет владеть Минкультуры. «Для продюсера права на фильм – главная ценность. Какой мне смысл отдавать их кому-то?» – возмущается он.

Пока все слова чиновников – лишь размышления о том, как исправлять положение дел. Однако очевидно, что новая реформа не за горами. А вот пойдёт ли эта реформа на пользу – ещё большой вопрос. Ведь некоторые эксперты уверены, что подобные меры могут и вовсе привести к краху отечественного кинематографа.

Опубликовано:
Отредактировано: 26.09.2012 16:02
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх