Версия // Общество // Ночная перестрелка между голландскими и индонезийскими кораблями привела к глобальным политическим последствиям

Ночная перестрелка между голландскими и индонезийскими кораблями привела к глобальным политическим последствиям

4522

Операция «Трикора». Бой в Арафурском море

Ночная перестрелка между голландскими и индонезийскими кораблями привела к глобальным политическим последствиям
(Фото: Wikimedia Commons/Davidelit; Wikimedia Commons/Lou Sander; Wikimedia Commons/Адмирал Ганс Франк)
В разделе

Противостояние между молодой независимой Индонезией и Королевством Нидерланды вошло в завершающую фазу. Никто не хотел уступать. Для Индонезии жизненно важно было объединить все свои исторические земли, для Нидерландов – потеря всех колоний в Юго-Восточной Азии была сильнейшим ударом по престижу страны в глазах Запада. В этой статье мы расскажем о неожиданной концовке этого противостояния.

Подготовка

Планировать операцию по «освобождению» Западного Ириана начали заранее. 18 декабря 1961 года было объявлено о формировании «Тройного народного командования». Под этим термином понималось временное объединение трёх родов войск для решения одной задачи – захвата Западного Ириана и перевода его под контроль Индонезии. Операция имела несколько обозначений, наиболее известное – по имени временного командования трех родов войск – операция «Трикора». Главой этого командования был назначен полковник Сухарто – будущий диктатор Индонезии.

Как ни странно, у Индонезии было тактическое преимущество. Во времена Голландской Ост-Индии метрополия держала в колонии достаточное количество сухопутных войск. В начале 60-х годов ХХ века в Новой Гвинее, Нидерланды могли рассчитывать только на свой флот. Голландские корабли базировались в порту Холландия (ныне Джаяпура) и на острове Биак. В Новой Гвинее у Нидерландов имелись три новых эсминца: «Утрехт», «Грёнинген» и «Лимбург». Противолодочные силы были представлены двумя бывшими английскими эсминцами типа S, переданными во фрегаты – «Эверстен» и «Кортенаер». Для высадки десанта и перевозки войск. предназначались 16 различных десантных кораблей и катеров времен Второй мировой войны – 3 типа LTS, 7 типа LCPR, 6 типа LCA. Вспомогательный флот состоял из гидрографического судна «Снеллус», трёх гидрографических катеров и двух буксиров. Морская авиация была представлена 321 эскадрильей – 11 патрульных самолетов Lockheed P2V-7B «Neptune» и 24 реактивных истребителей Hawker Hunter. Всего на Новой Гвинее находилось 4 767 военнослужащих, из них на флоте 2 839 человек, в сухопутных частях 1 440 человек, в ВВС 448 человек. Для защиты такой большой территории это было совсем немного.

Армия Индонезии своих приготовлений к вторжению не скрывала. В стране объявили мобилизацию. Это звучит фантастически, но о цели создания «Тройного народного командования» было объявлено на грандиозном митинге, собравшемся на Северной площади в Джакарте. В готовности к вторжению находились 6 000 солдат. Кроме этого, активно прорабатывался вопрос о развертывании партизанской войны в Западном Ириане.

По теме

Возник вопрос – как перебрасывать добровольцев, а на самом деле спецназовцев – будущих партизан. Переброска могла осуществляться только по морю. Можно было использовать две советские подводные лодки проекта 613 (к тому времени у Индонезии было только две подводные лодки) и восемь торпедных катеров типа «Ягуар» немецкой постройки. Катера типа «Ягуар» были прямыми наследниками знаменитых немецких «шнельботов» времен Второй мировой войны. При водоизмещении 183 тонны, они развивали скорость в 42 узла (почти 80 км/ч) и были вооружены четырьмя 533-мм торпедными аппаратами и двумя 40-мм автоматическими пушками «Эрликон». На катерах были современные, по тем временам, радиолокационные станции. Правда, была одна проблема. В те годы ФРГ не имела право производить торпеды. Индонезия планировала закупить их в Великобритании. На англичане категорически отказались продавать торпеды, поэтому какое-то время «Ягуары» были патрульными катерами.

В конце декабря на полуостров Бомбарай была высажена группа солдат Мобильной бригады индонезийской полиции. Вторую высадку планировалось провести с «Ягуаров». Высадка должна была быть произведена 15 января 1962 года. Планировалось высадить около сотни бойцов спецназа в бухте Каймана. Они должны были организовать среди папуасов партизанское движение против голландцев. Эта бухта отделяла полуостров Бомбарай от основной территории Новой Гвинеи. В высадке должны были участвовать четыре торпедных катера – «Харимау» («Harimau»), «Манджал Тутул» («Matjan Tutul»), «Манджан Кумбанг» («Matjan Kumbang») и «Синга» («Singa»). Рота спецназа на С-130 была доставлена с Явы на остров Амбон, где она погрузилась на штабной корабль – так в индонезийском флоте использовалось построенная в Японии судно снабжения подводных лодок – «Мультатули». В море она встретилась с торпедными катерами. Правда, до точки встречи дошли только три катера – «Синга» по техническим причинам вернулась на базу. Катера приняли десант, дозаправились топливом и направились в район высадки. Общее командование взял на себя капитан 2-го ранга, впоследствии адмирал Лаксамана Судомо. Десантирование предполагалось провести в полночь по местному времени. Катера шли 20-ти узловым ходом. Из-за отсутствия четвертого катера, оставшиеся три, были сильно перегружены.

У голландской разведки были традиционно сильные позиции в своей бывшей колонии, поэтому военно-морская разведка Нидерландов имела всю информацию о подготовке к высадке. Более того, голландская агентура сообщила о выходе торпедных катеров из своей базы, а радиоразведка, пункт которой располагался на острове Биак, фиксировала все переговоры с торпедных катеров. Флот приготовился к отражению десанта. У голландцев на такой случай был разработан типовой план по отражению высадки десанта. Он назывался «Патрия». План предусматривал переброску в бухту Кайман подразделений морской пехоты Нидерландов и интенсификацию полетов морской разведывательной авиации. Командирам голландских кораблей был отдан приказ на уничтожение индонезийских торпедных катеров с десантом. Командующий военно-морскими силами Нидерландов в этом регионе контр-адмирал Й.Й. Платеринку получил информацию о высадке 150 индонезийских спецназовцев, и отдал приказ не допустить захвата плацдарма в бухте Кайман.

Бой в Арафурском море

Замыкал строй индонезийских торпедных катеров «Маджан Кумбанг». Только ему было разрешено включать навигационный радар во время перехода отряда к месту высадки. В 21-00 по местному времени радар катера обнаружил впереди по курсу на расстоянии 90 кабельтовых – около 16 км – три отметки. Цели не двигались – корабли стояли на месте. Это были два фрегата (бывшие эсминцы типа S) «Эвертсен» и «Кортенаер». По поводу третьего корабли историки спорят. Индонезийцы утверждают, что это был эсминец «Утрехт» – тип «Фрисланд» послевоенной постройки. Голландцы утверждают, что кораблей было два. На самом деле индонезийский отряд обнаружили не с фрегатов, а с воздуха. Наведенный по данным радиоразведки голландский патрульный самолет Lockheed P2V-7B «Neptune», ещё в 20-25 по местному времени обнаружил торпедные катера индонезийцев. Он даже выпустил в сторону катеров осветительные ракеты, но они не сработали.

По теме

Торпедные катера продолжали движение, пока голландские фрегаты не стали видны в бинокль. Поняв, кто находится на их курсе, Судомо дал приказ разворачиваться, уходить и ложиться на обратный курс. Приказ был оправданным, так как 40-мм пушки катеров не имели никаких шансов против 120-мм пушек фрегатов. Судя по всему, Судомо не уточнил, как необходимо сделать разворот – последовательно, или «все вдруг». Как следствие – строй торпедных катеров нарушился и катер «Маджан Тутул» оказался ближе всех к голландцам, и его положение можно было трактовать, как выход в торпедную атаку.

В этот момент, с «Нептуна» пустили вторую серию осветительных авиабомб на парашютах. Они обозначили торпедные катера и «Маджан Кумбанг» открыл огонь из 40-мм пушек по самолету. С «Кортенаэра» сделали предупредительные выстрелы по курсу «Маджан Тутула». В ответ, командир торпедного катера Йос Сударсо приказал открыть огонь из 40-мм автоматов по ближайшему фрегату – «Эвертсен». Приказ был бессмысленным, так как расстояние между противниками было настолько большим, что 40-мм снаряды не приносили фрегату никакого урона. В ответ «Эверстен» открыл огонь из 120-мм пушек. Наводились они при помощи стрельбовой радиолокационной станции. С дистанции 50 кабельтовых снаряд фрегата попал в кормовую часть катера «Меджан Тутула», вызвав небольшой пожар, который достаточно быстро потушили. Дистанция сократилась до 15 кабельтовых – чуть меньше трёх километров – фрегаты и катера стреляли друг в друга, но без видимого успеха. Правда, в «Моджал Тутул», шедший концевым, попал второй снаряд. Он вызвал большой пожар. Через пять минут фрегат добился третьего попадания, на этот раз в рубку катера. Катер стал тонуть, и через 15 минут погрузился в воду. Погиб командир катера.

В дальнейшем бой превратился в то, во что он должен был превратиться. В течение следующего часа фрегаты преследовали два оставшихся катера, ведя по ним размеренную стрельбу. Капитан 2-го ранга Судомо отправил радиограмму в Джакарту с просьбой о поддержке авиацией. Командир фрегата «Эверстен» так же связался со своим командованием, и ему приказали прекратить преследование. Фрегат вернулся к месту затопления катера и занялся спасением экипажа и десанта. Было спасено 52 человека. По индонезийским данным погибли 26 человек, по голландским – 39 человек.

Итоги и последствия

Два оставшихся катера ушли на архипелаг Ару. Голландские моряки утверждают, что один катер выскочил на камни, индонезийцы это опровергают. Командующий силами Нидерландов в Западной Гвинее запросил разрешения у Гааги на ответную атаку острова Ару, но получил отказ. Правительство Нидерландов уведомило Генерального секретаря ООН о происшествии, но официальный протест подавать не стало. Командующий ВВС Индонезии был отправлен в отставку за неоказание поддержки экипажам торпедных катеров. По Индонезии был нанесен чувствительный репутационный удар.

День 15 января отмечается в Индонезии как «День океанского долга». Именем погибшего капитана 2-го ранга Йона Сударсо был назван сторожевой корабль проекта 50, переданный Советским Союзом, а после его списания – бывший голландский фрегат. Уцелевший торпедный катер «Харимау» был установлен в музее.

Индонезия добилась своего, правда, дипломатическим путем. В августе 1962 года Нидерланды были вынуждены признать решимость Индонезии взять под свое управление Западный Ириан, не взирая на любые потери, и, 15 августа 1962 года, Западная Новая Гвинея была передана под управление ООН. В 1963 году эта территория стала частью Индонезии. Это была большая геополитическая игра того времени. Голландцы были вынуждены уступить давлению США, которые хотело, во что бы то ни стало, вывести Индонезию из орбиты влияния Советского Союза. Для Индонезии важно было установить контроль над Западным Ирианом, и американцы сделали им этот подарок.

Приблизительно в это же время Индия вооруженным путем захватила португальскую колонию Гоа, которая находилась на территории Индии. Там так же были морские и сухопутные бои. Но индусы оказались удачливее. Об этом эпизоде краха колониальной системы смотри статью «Война, длившаяся 36 часов».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.10.2021 13:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх