Версия // Общество // Ни один школьник не застрахован от буллинга

Ни один школьник не застрахован от буллинга

7572

Затравленные

Ни один школьник не застрахован от буллинга. фото: РИА-Новости
В разделе

Сразу две страшные новости пришли в ноябре с разных концов страны. В Смоленской области покончила с собой 14-летняя девочка. А в посёлке на окраине Красноярска свёл счёты с жизнью 7-летний мальчик. Оба были жертвами конфликтов с одноклассниками. И это далеко не единичные случаи. Слово «буллинг» прочно вошло в наш лексикон, но незаметно, чтобы с этим явлением велась активная борьба.

Большинство россиян только недавно узнали слово «буллинг». А некоторые и до сих пор не в курсе, что оно означает. Но явление это существовало всегда. Достаточно вспомнить фильм Ролана Быкова «Чучело», снятый по одноимённой повести Владимира Железникова. Раньше это называлось простым словом «травля». Но обязательно совершаемая группой лиц. Это не обычный конфликт, в котором жертва оказывается один на один с обидчиком. По разным данным, от 30 до 40% детей подвергались унижению в школе либо сами инициировали его. Остальные были свидетелями. Статистика не учитывает тех, кто был свидетелем буллинга. И это не могло не отразиться на их психике и дальнейшей жизни. Но главное внимание к проблеме привлекают те случаи, когда жертвы травли добровольно лишили себя этой самой дальнейшей жизни.

Восьмиклассница из Смоленской области, как свидетельствуют очевидцы, подвергалась жестокой травле со стороны сверстников. Её дразнили «жирёхой» и «циклопом» – за лишний вес и плохое зрение. Иногда били. Эта девочка переживала также из-за того, что её мама мало зарабатывала, особенно после того, как её в больнице перевели из санитарок в уборщицы. Восьмиклассница даже написала об этом в письме президенту. О травле не упомянула. Но пожаловалась на учительницу географии, которая называла своих учеников тупицами. Позже журналисты узнали, что эта преподавательница систематически высмеивала и унижала девочку. А случаи, когда учителя подобным образом «подогревают» травлю ученика всем классом, отнюдь не редки. Кстати, бывали случаи, когда педагогов привлекали к уголовной ответственности за доведение до самоубийства. Например, в 2007 году после долгого разбирательства Красносельский суд Петербурга осудил учительницу Веру Новак на четыре года условно. Покончивший с собой 14-летний мальчик в предсмертной записке написал, что не может больше терпеть унижения со стороны своей классной руководительницы.

Семилетний мальчик с окраины Красноярска накануне самоубийства подрался со своим обидчиком-одноклассником. А у того папа – силовик. Ребёнка вызвали в полицию вместе с матерью. Но они туда так и не дошли – мальчик покончил с собой.

«Наша Версия» обратилась в Министерство просвещения России, чтобы узнать, были ли случаи, когда директор школы или учитель несли наказание за провокацию буллинга или невмешательство в ситуацию. Не получив оперативного ответа, мы направили официальный запрос.

За девять месяцев 2018 года 583 российских подростка, по данным Следственного комитета России, покончили с собой. В 2017-м самоубийства совершили 692 несовершеннолетних.

Брейвик и керченский стрелок

Почему возникает буллинг? Исследователи отмечают, что поводом к травле часто становятся физические недостатки. Но в последнее время участились проявления расизма. А бывает, что жертву выбирают совершенно случайно. От буллинга не застрахован ни один ребёнок.

Нередки случаи, когда жертвы травли превращаются в жестоких убийц. 17 октября 18-летний Владислав Росляков убил в Керченском политехническом колледже 21 человека, после чего покончил с собой. Следователи пока изучают детали этого дела, но, по одной из версий, преступник также подвергался травле со стороны сверстников. Старший помощник председателя СКР Игорь Комиссаров говорит: «Даже сейчас можно предположить, что у него были определённые проблемы. Он жил в неполной малообеспеченной семье. Возможно, он был одиноким и никому не нужным. А ребёнок, лишённый необходимого внимания, любви и поддержки окружающих, сам находит для себя выход из сложившейся ситуации. Природа не терпит пустоты – окопы, не занятые нами, занимает враг. Учёные констатируют, что большинство сексуальных маньяков в детстве стали жертвами сексуального насилия».

По теме

Подвергался унижениям в школе и Андерс Брейвик, самый кровавый убийца-одиночка в современной истории, лишивший жизни 77 человек. Чтобы избавиться от комплекса неполноценности, норвежец пошёл в тренажёрный зал, стал поднимать тяжести и принимать стероиды. Однако от распада личности его это не спасло. Под свои убийства он подвёл идеологическую базу с расистским уклоном.

Ежедневная борьба

Нельзя сказать, что буллинг – явление плоть от плоти неблагополучных районов, депрессивных регионов, «отсталых» школ. В последнее время участились случаи травли в «продвинутых», элитных учебных заведениях.

Например, школа-лицей в Барнауле считается образцовой. Её администрация «образцово» отреагировала, когда мать 14-летнего подростка обратилась к директору и завучу с жалобой на буллинг. Женщина рассказывает, что ей сказали: «Ваш сын сам виноват». А классный руководитель пообещала сообщить органам опеки, что мать не следит за сыном.

Школы боятся признать факт буллинга, вместо того чтобы бороться с этим явлением. Родители не всегда могут защитить своих детей, да и многие дети стыдятся сказать им о том, что их травят. Ребёнок часто думает, что после жалобы маме его будут травить ещё больше, обзывать «маменькиным сынком». И рассказать о своих бедах ему совершенно некому. Даже в Москве до сих пор нет горячих линий, куда подросток мог бы сообщить о буллинге. О семейном насилии – есть, об угрозе терроризма – есть. А пожаловаться на издевательства и расизм – некуда. На ум приходит школьный психолог, но эта должность часто существует только на бумаге. В школах и учителей-предметников зачастую не хватает, что уж говорить о такой роскоши, как психолог.

Минпросвещения упустило из виду эту проблему. В советское время существовали механизмы пропаганды равенства всех народов, которые защищали детей от травли по национальному признаку. Сейчас их нет. Контраст между уровнем жизни представителей разных национальностей в обществе заметен невооружённым глазом даже детям. Только острый детский ум часто реагирует на это разделение нетолерантно и зло.

Борьбу с подобными сигналами взяли на себя спецслужбы. Ещё в феврале президент России Владимир Путин потребовал от силовых органов, в частности от МВД и ФСБ, «усилить борьбу с экстремизмом и обеспечить безопасность в школах». Глава государства призывал обратить особое внимание на проявления расизма и буллинга.

Однако профилактическая работа спецслужб с уклоном в национальную тему направлена на учеников старших классов. Тут главная цель – предотвращение терактов. Но проблема стоит шире. Об этом свидетельствует исследование доцента кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета, кандидата психологических наук Рамиля Гарифуллина. Он решил изучить психологический климат в школах Казани и с этой целью опросил 635 родителей и 620 школьников. «Я обнаружил, что 11–16% от общего числа опрошенных детей хотят получать образование дома из-за буллинга, – говорит эксперт. – При этом 10–11% школьников отметили неблагоприятный социально-психологический фактор в классе. Это очень большой процент. Получается, что каждый 10-й школьник страдает от того, что его не устраивает взаимодействие с одноклассниками и буллинг». При этом 82% от общего числа опрошенных школьников ежедневно ожидают буллинг и контролируют, чтобы его не было. Эти ребята не являются жертвами, но находятся в условиях ожидания, в режиме постоянного стресса и ежедневной борьбы за свой статус.

Интересны и другие цифры. Психолог выяснил, что 26% родителей не имеют представления об эмоциональном состоянии ребёнка в школе и не знают, является ли их сын или дочь жертвой буллинга. Многие из них даже не интересуются данным вопросом. «Когда во время исследования я узнавал, что в школе есть буллеры, то общался с их родителями. 96% родителей не знали, что их ребёнок – буллер», – рассказал Рамиль Гарифуллин.

Эти цифры отражают положение дел в Казани. Но вряд ли ситуация в целом по России сильно отличается.

Анна КУЗНЕЦОВА, уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка

– Как ни странно, предварительный мониторинг этой проблемы в школах показывает парадоксальную ситуацию, когда дети говорят о том, что травля есть, указывают на наличие дискомфорта и иных признаков того, что не всё благополучно в этом коллективе, а педагоги того же класса той же школы заявляют, что травли нет. В ближайшее время результаты мониторинга воспитательных программ дадут нам ответы, почему это происходит и что нужно делать, чтобы этого не было.

Очень важно не спешить с резкими предложениями. Что касается детства – здесь нет быстрых решений, детская политика не допускает метода проб и ошибок. Сначала нам нужно получить всю информацию.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.12.2018 08:44
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх