Версия // Власть // Неумелые пропагандисты и оппоненты кампании Путина

Неумелые пропагандисты и оппоненты кампании Путина

4332

Конь медведю товарищ?

Темур Козаев
В разделе

До президентских выборов остаётся меньше двух месяцев. Впору подводить предварительные итоги: как кандидаты ведут кампанию, как подают себя народу, как отреагировало на них медиапространство. Безусловно, лидером остаётся Владимир Путин, которого, по сути, даже не стоит специально рекламировать. Однако в последнее время ТВ словно ополчилось против его соперников, тем самым оказывая медвежью услугу главному участнику выборов. Не потому ли, что конкуренты неожиданно оказались слишком уж яркими?

Согласно закону предвыборная агитация в средствах массовой информации начинается за 28 дней до дня голосования. Избирательное законодательство гарантирует равные условия доступа к СМИ для проведения предвыборной агитации. Конечно, соблюсти этот принцип невозможно, когда один из кандидатов – действующий президент. Телеканалы в любом случае вынуждены информировать общественность о деятельности главы государства, которая в предвыборный период становится особенно кипучей. Де-юре это не считается агитацией, а де-факто? Видимо, недаром 25 января ЦИК официально призвал федеральные телеканалы освещать деятельность не только основного кандидата, но и его соперников по кампании.

Перегибы на местах

Перед этим жалобу в ЦИК подало движение «Голос»*. По мнению активистов, в телеэфир выходят сюжеты, содержащие признаки незаконной агитации за Владимира Путина. Также в некоторых сюжетах содержится агитация негативного характера, направленная против других кандидатов. На заседании в Центризбиркоме были показаны два видеосюжета – Первого канала и НТВ – из списка тех, на которые жаловался «Голос». Признаков незаконной агитации в них, впрочем, не нашли. Однако наличие проблемы подтвердили, указав на деятельность региональных телекомпаний – они-де на самом деле слишком неравномерно показывают участников предвыборной гонки. Председатель ЦИК Элла Памфилова лично указала, что у региональных телекомпаний есть признаки агитации за определённого кандидата. Правда, не сказала, за какого, но догадаться нетрудно. В итоге рабочая группа ЦИК по рассмотрению информационных споров рекомендовала комиссии напомнить телеканалам о необходимости посвящать новостные сюжеты разным кандидатам, не выделяя никого.

Вот и лидер КПРФ Геннадий Зюганов недоволен – кандидата от левых шельмуют! Надо сказать, что ещё недавно коммунистический кандидат Павел Грудинин был для телевизионщиков вполне себе желанным гостем. Директора совхоза имени Ленина приглашали на федеральные телеканалы, где он красноречиво рассказывал о своей предвыборной программе. Однако после Нового года отношение к нему резко изменилось. Сначала «жёлтые» интернет-издания, а потом уже и государственные телеканалы – Первый и «Россия-1» – обрушили на Грудинина поток негатива. Ему стали приписывать зарубежные счета, евробонды и акции, не указанные в поданных в ЦИК документах. Суммы этих активов называются разные – от 5 до 7,5 млрд рублей. Сам Павел Грудинин в ответ заявил, что речь идёт всего лишь о сумме в 37 млн рублей, которая предназначалась для лечения за границей его матери и сестры, при этом зарубежные счета были закрыты ещё весной 2017 года.

Такой «наезд» сам по себе выглядит довольно-таки грубо. Даже если у директора совхоза и были на счетах миллиарды, то что вообще может быть в загашнике у крупного коммерсанта? Замечание вовсе не в оправдание Грудинина – ему на самом деле есть о чём молчать, и «Наша Версия» об этом писала. Но вот тому, кто пытается рулить общественным настроением, следовало бы действовать тоньше. А то как бы народ не начал задумываться, сравнивая доходы директора совхоза с капиталами олигархов из списка Forbes, задавая лишние вопросы… Тем более что гонимых у нас традиционно любят.

В экспертном сообществе говорят, что недовольство вызвал слишком бодрый рост рейтинга Грудинина. Январские замеры социологов зафиксировали электоральную поддержку директора совхоза на уровне 7,6%. Казалось бы, чем это может навредить основному кандидату, чей рейтинг почти в 10 раз больше? Однако 7,6% – это вдвое больше декабрьского рейтинга Геннадия Зюганова и почти вдвое больше январского рейтинга лидера ЛДПР Владимира Жириновского. А если так пойдёт и дальше?

Похоже, Грудинина решили «пригасить». И действительно, рейтинг кандидата от КПРФ пополз вниз. Медленно, но всё же. Директор совхоза потерял уже 1% поддержки избирателей.

Любопытно, что пока отечественные СМИ «шельмуют» Грудинина, рупор Демократической партии США газета The Washington Post неожиданно прониклась к нему симпатией. Так что не исключено, что в скором будущем в СМИ появятся материалы о том, что Грудинин – агент Госдепа США.

Татьяна Становая, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий:

– Избирательная кампания стартовала в условиях, максимально комфортных для Владимира Путина. Уровень его электоральной поддержки – самый высокий за всю историю (если сравнивать с предвыборными периодами), системная оппозиция остаётся в политическом анабиозе и на конкуренцию с президентом не претендует, внесистемная оппозиция до выборов не допущена. При этом ситуация в экономике выглядит относительно стабильной: самая низкая за современную историю России инфляция, умеренный рост нефтяных цен и расширение бюджетных возможностей для социальных «подарков».

Всё это значительно рутинизирует внутрисистемный политический процесс, делая его техническим и декоративным. Хотя если исходить из того что будущий президентский срок для Путина последний – что соответствует действующей Конституции, – то вопрос не только о преемнике, но и о новом формате властной конструкции может стать актуальным уже в обозримом будущем.

Купание классного коня

Выдвижение Ксении Собчак её коллеги по оппозиции восприняли как «договорняк» с властью. Цель которого, опять-таки, сделать избирательную кампанию ярче и интереснее, повысив явку. Кроме того, предполагалось, что участие телеведущей привлечёт к урнам молодёжь. На государственных каналах ещё недавно фигурировавшей в чёрных списках Собчак вдруг дали зелёный свет. Так же, как и с Грудининым, в телестудиях с ней общались подчёркнуто доброжелательно, давали возможность заявить о себе. Но бывшая ведущая «Дома-2» то ли по простоте душевной, то ли ради «фиги в кармане» стала позволять себе лишнее – критиковать Владимира Путина, подвергать сомнению законность присоединения Крыма к России и так далее. В этом смысле она тоже оказала медвежью услугу власти. То есть, вместо того чтобы разукрасить избирательную кампанию в яркие тона, взялась за болезненные темы.

В результате в её адрес тут же начали появляться негативные сюжеты и публикации. Правда, Собчак не «шельмуют» в СМИ, а скорее высмеивают. Так было, к примеру, с её крещенским купанием. Накануне в прорубь окунулся Владимир Путин. Видимо, оппозиционно настроенная Собчак решила его превзойти и искупалась не в какой-то там Тверской области, а в Сибири, где температура достигает -40. Чтобы быть ближе к народу, бывшая светская львица, а ныне политик купила в томской галантерее купальник всего за 1760 рублей. Однако СМИ отреагировали на её вылазку в прорубь сообщениями о том, что Собчак-де купалась в одной из самых грязных рек в области – Ушайке, в которую якобы выведены канализационные коллекторы. Вроде как в октябре прошлого года Томская областная прокуратура проверила Ушайку на предмет загрязнения и выявила высокое содержание токсичных веществ. Что и говорить, насмешка над противником – ход эффективный. Вот только в итоге вышла двусмысленность, которую подметил кто-то из богословов: если Собчак и правда плавала посреди фекалий в проруби, освящённой батюшкой, то это позор для церкви. А если фекалий в воде не было, значит, это клевета на церковь. Короче, «наезд» получился с душком.

Ещё одним поводом для высмеивания стал подарок Ксении Собчак от общественной организации «Гражданский патруль». Во время встречи с жителями Новосибирска активисты подарили ей подкову с её инициалами. Якобы на счастье. Собчак ничего не оставалось, как с благодарностью принять подарок. Впрочем, она всегда с самоиронией реагировала на сравнения себя с лошадью. И даже свою фотографию из Сибири подписала: «Купание классного коня».

Впрочем, скорее всего в будущем Собчак стоит ожидать более жёстких атак в связи с её намерением в разгар избирательной кампании полететь в Вашингтон. Официальная цель – выступление в Центре стратегических и международных исследований и участие в дискуссии на тему поставторитарного будущего России. Ряд СМИ уже сообщил, что на самом деле Собчак едет в Вашингтон за деньгами на избирательную кампанию. Не исключено, что она также примет участие в молитвенном завтраке с Дональдом Трампом, куда получила приглашение. И хотя в этом случае Собчак сама даёт инфоповоды для критики, вывод можно сделать тот же: даже чёрный пиар может выглядеть более профессионально. Ведь если грязь летит в кандидатов, то запачканной в итоге оказывается и сама кампания.

ЦИФРЫ

По данным ЦИК, участвовать в выборах изъявили желание 70 человек, из них 24 – представители партий и 46 – самовыдвиженцы. Это абсолютный рекорд для президентских выборов в России. Однако до избирательного бюллетеня доберутся скорее всего меньше 10 фамилий.

1 февраля – крайний срок подачи в ЦИК подписных листов. Решение о допуске кандидатов к выборам будет принято не позднее 10 февраля.

От процедуры сбора подписей освобождены только Грудинин и Жириновский, которые были выдвинуты парламентскими партиями. Все остальные претенденты должны собрать от 100 до 300 тыс. подписей своих сторонников в зависимости от того, как они участвуют в выборах – от партии или как самовыдвиженцы. Команда Путина решила не останавливаться на 300 тыс. и уже собрала более миллиона подписей.

Предельный размер избирательного фонда – 400 млн рублей. Пока только Путин представил финансовый отчёт о поступлении средств. Зато стало известно, что лидер ЛДПР Владимир Жириновский с 9 по 15 января успел потратить 100 млн рублей на изготовление агитационных материалов. Речь, видимо, идёт о билбордах, которые избиратели уже могут видеть в своих городах. Рекламные щиты с изображением нынешнего президента тоже уже радуют глаз избирателя, несмотря на то что до начала кампании ещё несколько недель.

*
Движение в защиту прав избирателей «Голос» внесено Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.01.2018 15:12
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх