Версия // Бизнес // По «сотке» с каждого абонента? Почему ФАС требует от МТС вернуть в бюджет 3 миллиарда? А как же «коллеги по цеху»?

По «сотке» с каждого абонента? Почему ФАС требует от МТС вернуть в бюджет 3 миллиарда? А как же «коллеги по цеху»?

2709

Мобильно обобрали

По «сотке» с каждого абонента? Почему ФАС требует от МТС вернуть в бюджет 3 миллиарда? А как же «коллеги по цеху»?
В разделе

К повышению цен на всё россиянин привык и, как говорится, не ропщет. Это касается и сферы мобильной связи, и доступа в сеть. На днях ФАС признала необоснованным повышение тарифов МТС этой весной, затронувшее 30 млн абонентов, и предписала оператору перечислить 3 млрд рублей в госбюджет. Но почему – в бюджет государства, если эти миллиарды абоненты провайдера оплатили из бюджета семейного? И почему – только МТС?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по итогам рассмотрения дела выдала предписание ПАО «МТС» перечислить в бюджет 3 млрд рублей «незаконно полученного дохода». Действительно, в апреле и мае 2024 года компания в среднем на 8% повысила стоимость услуг сотовой связи для более чем 30 млн абонентов. В ФАС заявили, что «повышение являлось экономически необоснованным и ущемляло интересы потребителей». Помимо перечисления денег в бюджет, оператора обязали снизить тарифы для абонентов, которых коснулось увеличение стоимости услуг сотовой связи.

Почему в постановлении ФАС нет ни слова о возмещении убытков абонентам, обсудим чуть позже.

Мы вас предупреждали

Ещё год назад, в сентябре 2023-го, провайдер МТС предупредил своих абонентов о повышении стоимости тарифов на 10–12% из-за расходов на модернизацию инфраструктуры при растущем трафике.

Ещё раньше «Мегафон» и «Вымпелком» также уведомили некоторых клиентов о повышении тарифов до 20% в марте. Представители этих компаний заявили, что повышение цен осуществляется в рамках экономически обоснованных параметров, и информация предоставляется в Минцифры и ФАС. В ближайшее время «Мегафон» не планирует пересматривать стоимость тарифов для действующих клиентов.

Провайдер Tele2, который переименовался в Т2, обещал до конца 2024 года не повышать стоимость тарифов. Но, как в том русском анекдоте – «ну, не смогла я… не смогла…».

А так ли оправданы эти повышения?

Не «Нокиа» единой…

В апреле 2022 года Nokia сообщила, что компания сворачивает бизнес в России и полностью уходит из страны. На день раньше шведская Ericsson приостановила деятельность в РФ на неопределенный срок из-за санкций. В конце августа Ericsson заявила, что закроет к концу года представительство в России и полностью прекратит бизнес в стране. Хотя именно шведской компанию Ericsson давно уже никто не считает (если учесть бренд Sony-Ericsson).

А как уйти – не припугнув? 5 высокопоставленных руководителей телекоммуникационных компаний заявили, что российские пользователи столкнутся с более медленной загрузкой, пропуском входящих вызовов, сбросом соединений и другими проблемами, поскольку операторы теряют возможность обновлять или исправлять программное обеспечение.

Когда-то на долю Ericsson и Nokia в России совокупно приходились большая доля рынка телекоммуникационного оборудования и около 50% базовых станций в России. Но те времена прошли.

Китайский IT-гигант Huawei всё это время в полудрёме наблюдал за ситуацией в России. В итоге сначала «МегаФон» в декабре 2016 года отчитался о завершении процесса SWAP (от англ. Swap – «замена» – модернизация оборудования с переходом от одного поставщика к другому) на северо-западе вместе с Huawei. В те годы ещё лидер сотового рынка нахваливал новое оборудование и подчеркивал, что последние годы китайский вендор существенно упрочил позиции. По информации того же СМИ, с самого начала 2017 года «ВымпелКом» (бренд «Билайн») также переориентировался на Huawei.

По теме

То есть, что получается на деле? Провайдеры «мобильников» и интернета говорят, что давно решили перейти (а скорее всего – уже перешли) на оборудование китайского IT-гиганта, и в то же время – «Плач Ярославны» по ушедшим европейцам?.. Не клеится как-то.

В самом Huawei говорят, что они не демпингуют, и цена – не главная составляющая в сотрудничестве. Есть более привлекательные характеристики: «часто мы способны предоставить лучший функционал сравнимого по цене решения. Также мы создаем решения под заказчика, то есть ведется доработка и испытания всех новых решений под конкретные требования. Важна также надежность и безопасность, качество и оперативность техподдержки».

И всё бы хорошо, но… Объявленная Соединёнными Штатами торговая война против Huawei, заставила топов китайского IT-гиганта задуматься о собственной судьбе и приостановить поставки оборудования и программного обеспечения в Россию. Но ведь есть и второй по величине китайский производитель телеком-оборудования – ZTE, и он тоже давно присутствует на российском рынке. И у него тоже есть решения как для обычных уже сетей 4G, так и для сетей 5G.

Другими словами, как говорят в народе – «не так страшен чёрт, как его малютка». А вот эта, извините, «малютка» – это, видимо, и есть способ провайдеров вытянуть деньги из карманов граждан страны на собственные нужды. А хоть кто-то из специалистов может возразить, что в планируемом бюджете гиганты этой индустрии (как, впрочем, и в любом крупном бизнесе) при планировании финансов на несколько лет вперёд не закладывают расходы на возможные риски?

И ещё немного о «нищете» провайдеров.

Сказано «Первыми»

В июне 2019 года ни Россия, ни китайский IT-гигант «Huawei» не были связаны «по рукам и ногам» всевозможными санкциями. Тогда же китайский концерн и российский оператор «МТС» подписали соглашение о развитии технологий 5G и пилотных запусках в России сетей связи пятого поколения. Причём, это было межправительственное соглашение: его подписали в присутствии Президента РФ Владимира Путина и Председателя правительства КНР Си Цзиньпина.

До этого ГК «Ростех» предложила активно привлекать иностранные компании к развитию 5G в России. «Дочка» корпорации – «Национальный центр информатизации (НЦИ)» – подготовила «дорожную карту», в которой заявила о необходимости кооперироваться в этом вопросе с «ZTE», «Cisco» и другими зарубежными игроками для развития мобильных технологий.

Тогда же было объявлено, что другие участники «Большой Четвёрки» не останутся в стороне. Развивать 5G в России вместе с «Huawei» намерился «ВымпелКом» («Билайн»). А «МегаФон» ещё раньше подписал меморандум о стратегическом сотрудничестве в области развития сетей 5G с «Nokia» (результат, напомним, мы уже больше года можем видеть в тарифах с «Pre-5G»).

А спустя 2 месяца – в августе 2019-го – в США запретили использование государственными учреждениями у себя в стране телекоммуникационного оборудования «Huawei».

Но уже больше года на ТВ и в интернете идёт «агрессивная» реклама от оператора «Мегафон». В ней известные россиянам актриса и экс-участник игр «КВН» представляют тариф с доступом к стандарту связи «Pre-5G» (там скорость интернет-соединения сравнили со скоростью спринта гепарда и скоростью болида Ф-1 на форсаже). То есть, разработки полного 5G велись и ведутся. А пока полный стандарт в стране не был разрешён, можно сделать максимально к нему приближенный.

«Системный» подход

А ведь начиналось всё неплохо. В апреле 2021 года Huawei заявил, что локализует производство серверов в России совместно с компанией «Ситроникс», которая контролируется АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Исходно китайский производитель планировал аналогичный проект вместе с разработчиком систем для «закона Яровой» «Норси-Транс». При этом Huawei рассчитывал стать эксклюзивным поставщиком для МТС и войти в реестр отечественного оборудования.

Предполагалось, что серверы будут работать на процессорах Intel, в дальнейшем планируется адаптация российского программного обеспечения для построения систем хранения данных (СХД) на базе этого оборудования. Huawei в проекте должен был предоставлять компоненты элементной базы, делиться экспертизой, проводить обучение специалистов.

Тогда в АФК «Система» и МТС отказались это комментировать. По-видимому – не случилось. Но вопросы остались.

За чей счёт этот банкет?

Видимо – за счёт абонентов.

То есть, хотелось бы всё сопоставить. Казалось бы – при чём здесь тарифы на связь и «глобальные» проекты в IT-сфере?.. А связь прямая. За всё это, несмотря на бюджетные деньги, платят обычные россияне, абоненты.

Вопрос не к провайдерам. Почему антимонопольщики предъявили претензии только к МТС? Где в списке наказанных остальные из «Большой Четвёрки»? И, повторим, почему 3 миллиарда от МТС пойдут в госбюджет, а не возвратятся тем 30 миллионам абонентов провайдера?

А теперь вопрос ко всем из «Большой Четвёрки». Вернут ли тарифы назад (когда обещали их не поднимать)? Пересчитают уже осуществлённую переплату в день нового платежа?

С трудом верится, но – мало ли…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.10.2024 12:10
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх