// // Насколько большими могут стать китайские города

Насколько большими могут стать китайские города

763

Предел достигнут

Насколько большими могут стать китайские города
В разделе

Шанхай является одним из самых крупных городов мира. Здесь проживает более 24 миллионов человек. Его система метро является самой длинной из когда-либо построенных и достигает пригородных сел. Пассажиров настолько много, что громилам платят за то, чтобы они помогали «утрамбовывать» поезда.

На пределе

Теперь местные власти решили, что пришло время сказать «довольно». Согласно документам, которые были опубликованы в августе, власти Шанхая планируют увеличить численность населения всего на 800 тыс человек в течение следующих 24 лет, на пути к превращению в «великолепный глобальный город».

Сдерживание роста населения в одном из самых динамичных районов Китая может показаться непрактичным. Но правительство, на самом деле, смотрит вперед: план предусматривает превращение Шанхая в высококлассный хаб в центре массивного «городского кластера», включающий 30 городских районов — с ошеломляющей общей численностью населения в 50 миллионов.

Будущее за кластерами

Это может показаться нелепым, но кластер Янцзы, как известно, является одним из по крайней мере 19 таких проектов, находящихся сейчас в работе. Идея заключается в том, чтобы использовать обширные площади и железнодорожную систему, большая часть которой является высокоскоростной, для улучшения интегрирования растущих городских районов Китая. Население трех больших кластеров — расположенные вдоль рек Чжуцзян и Янцзы, а также коридора Пекин-Тяньцзинь — будет насчитывать 50 миллионов человек или более.

Эффект может быть феноменальным. С одной стороны, это будет способствовать появлению крупных глобальных рынков труда и повысит уровень урбанизации страны, где по-прежнему более 40% населения живут в сельской местности. Кроме того, эти шаги должны стимулировать экономический рост и повысить эффективность экономики. С другой, это может помочь решить серьезную дилемму, с которой столкнулось государство — большинство крупнейших городов Китая уже достигли своих географических и демографических пределов.

«Увеличение плотности населения в городах больше не работает», — говорит Ален Берто, старший научный исследователь в Университете Нью-Йорка, который работал в Китае в течение многих десятилетий. Проблема, по его словам, заключается в том, что эти города становятся все более фрагментированными.

Жизнь в столице бьет по карману

Жилье в Шанхае и Пекине стало настолько дорогим, что небогатые граждане вынуждены жить в дальних пригородах, где пассажиры часто вынуждены стоять в очереди, чтобы попасть на станцию метро, не говоря уже о самом поезде. Результатом является избыток рабочей силы, которая не может быть использована работодателями, что в значительной степени противоречит цели урбанизации.

Кластеры же могут предложить эффективное решение. Теоретически, эти 50 миллионов человек из дельты Янцзы будут жить в пределах пригородов Шанхая. У них не будет нужды стремиться в переполненные городские районы, так как они смогут наслаждаться всеми преимуществами жизни в мегаполисе и будут избавлены от связанных с этим проблем.

Однако существует ряд прецедентов для использования такого подхода. Еще задолго до того, как был придуман термин «городской кластер», беспощадная экспансия Китая заставила городские районы начать слияние друг с другом. Наиболее заметным этот процесс был в дельте реки Чжуцзян, где Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Гонконг и несколько небольших городов объединились в неформальный кластер, который славится своим производством.

По теме

Естественность этого развития, однако, означает, что оно не потребовало вмешательства региональной власти для решения сопутствующих проблем — загруженности дорог, загрязненности, неэффективного субсидирования между соседями — и неравномерного распределения социальных услуг. Власти Китая надеются, что новые кластеры могут воспользоваться преимуществами старых, но сделают это более эффективно и организованно.

Будущие проблемы

Это будет не легко. Транспортная проблема стоит особенно остро: высокоскоростные железнодорожные линии и линии метро могут использоваться для путешествия из города в пригород, но чтобы добраться от станции до места работы или дома все равно необходим автомобиль.

Другой актуальной задачей будет прекращение продажи земли местными органами власти для финансирования инфраструктуры и услуг. Это вызывает дальнейшее разрастание, повышает стоимость общественных работ и ведет к появлению городов-призраков. Новые региональные власти также будут необходимы для управления кластерами, которые охватывают тысячи квадратных миль и десятки миллионов людей.

Все это будет трудно. Но в будущем китайские городские кластеры могут стать ключевыми экономическими двигателями и, возможно, этот опыт начнут перенимать и другие страны.

Опубликовано:
Отредактировано: 16.09.2016 12:10
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх