// // На вооружении Российской армии стоят деревянные корабли, трофейные плавдоки и танки «Иосиф Сталин»

На вооружении Российской армии стоят деревянные корабли, трофейные плавдоки и танки «Иосиф Сталин»

1393

Воевать на старинке

Танки ИС-3 вызвали большой интерес у Дмитрия Медведева во время посещения Курил
Фото: ИТАР-ТАСС
Танки ИС-3 вызвали большой интерес у Дмитрия Медведева во время посещения Курил Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

На прошлой неделе Минобороны России объявило, что до 2015 года с вооружения будут сняты бронепоезда. Командование Железнодорожных войск России отказалось от закупки новых бронепоездов для своих подразделений в связи с «нецелесообразностью развития» железнодорожного вооружения. Таким образом, эра оружия на железнодорожных платформах, которое стало символом Первой мировой и играло важную роль в Великую Отечественную войну, безвозвратно ушла в прошлое.Корреспондент «Нашей Версии» выяснял, какое ещё устаревшее оружие находится на вооружении армии.

По оценке экспертов, решение о снятии с вооружения бронепоездов запоздало как минимум на несколько десятилетий. При современном развитии средств поражения они стали весьма уязвимыми, поскольку лишены возможности маневрировать и их практически невозможно замаскировать. В таких условиях вооружение на железнодорожных платформах может использоваться только при отсутствии у противника таких средств поражения, как артиллерия и авиация, поэтому круг задач их значительно сужается.

В последний раз в России бронепоезда применялись во время контртеррористической операции на Северном Кавказе для технической и инженерной разведки железнодорожных путей. Тактика их применения была такой: бронепоезда шли впереди эшелонов с людьми и техникой, а также гражданских составов. Одной из боевых задач бронепоездов было сопровождение, к примеру, банно-прачечного дезинфекционного поезда. По оценкам экспертов, по сути же, бронепоезда использовались для демонстрации силы. Сегодня, когда в Чечне «установлен мир», задачи по инженерному обеспечению железнодорожных путей с успехом выполняют мобильные инженерные подразделения. Выходил бронепоезд и на международную арену – летом 2008 года спецсостав «Терек» обеспечивал охрану ремонтных работ и разминирование путей железной дороги Сухуми – Очамчира в Абхазии и одновременно демонстрировал серьёзность намерений России по отношению к Грузии.

В настоящее время, по информации штаба Железнодорожных войск, в России из пяти бронепоездов, доставшихся Российской армии от СССР, осталось два спецпоезда – «Байкал» и «Амур». Сейчас эти бронесоставы находятся «на запасном пути» в Георгиевске и Невинномысске Ставропольского края.

Как рассказал «Нашей Версии» главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, хотя бронепоезда морально изжили себя, возможно, полностью отказываться от оружия на железнодорожных платформах не следует. «Сегодня разрабатываются оригинальные пусковые контейнеры для всего семейства крылатых многоцелевых ракет. Особенность их в том, что ракеты размещаются не в боевых модулях, имеющих характерные очертания, а замаскированы в типовых морских контейнерах. Они могут устанавливаться не только на кораблях, но и на базе большегрузных автомобилей-фур и на железнодорожных платформах. Имея на вооружении такие пусковые установки, можно скрытно размещать их на опасных направлениях; ракеты в таких контейнерах, способны поражать любые морские и наземные цели».

Бронепоезда – не единственный вид вооружения, от которого военные чиновники планируют избавиться. Угроза нависла даже над главной ударной мощью Сухопутных войск – танками. Ещё в октябре 2003 года на совещании высшего руководства Вооружённых сил России министр обороны Сергей Иванов заявил, что танки – это тоже архаичное оружие, не нужное новой Российской армии. Тогда у генералитета эти слова вызвали настоящий шок.

По теме

С началом последней военной реформы заговорили о глобальном сокращении российской танковой мощи – до 2 тыс. танков. И это действительно серьёзный шаг, ведь в настоящее время на вооружении Российской армии находится один из самых больших танковых парков мира – порядка 22 тыс. единиц. Однако, по признанию экспертов, большинство российских боевых машин заведомо являются неконкурентоспособными с танками НАТО. В прошлом году генералы даже заявили о несовершенстве российских танков и возможности их замены на боевые машины иностранного производства. Между тем парк Вооружённых сил по большей части составляют разработанные в начале и середине прошлого века Т-64, Т-72, Т-80. Причём Т-64, которые начали производить в далёком 1963 году, активно применялись во время войны в Южной Осетии 2008 года, по официальным данным, один танк данной модификации пострадал в результате огня противника, несколько десятков по причине преклонного возраста не смогли добраться до мест боевого применения.

Однако, как оказалось, Т-64 – далеко не самые старые танки, которые сегодня стоят на вооружении Российской армии. Так, в пулемётно-артиллерийской дивизии, которая обороняет Курилы, основу некоторых опорных пунктов составляют старые танки сталинских времён – ИС-2М и ИС-3 (обозначение ИС расшифровывается как «Иосиф Сталин»), врытые в землю, без двигателей и ходовой части.

Использование для береговой обороны старых танков объясняется тем, что они полностью соответствуют поставленным задачам. Их нарезные 100- и 122-миллиметровые пушки способны намного точнее, чем современные 125-миллиметровые гладкоствольные танковые орудия, поражать цели с закрытых огневых позиций. Да и дальность огня у них выше – до 14–16 километров.

Не менее раритетной техникой обладает и Российский флот. К примеру, базовый тральщик проекта 1265 «Яхонт» предназначен для поиска, траления и уничтожения мин в прибрежных районах и ближней морской зоне; это, по сути, деревянный корабль. Для уменьшения уровня собственных электромагнитных полей корпус сделан из дерева и оклеен стекловолокном. Причиной использования такого ненадёжного материала для производства военного корабля стало то, что Советский Союз долго не мог получить технологию производства искусственных материалов для производства немагнитного корпуса. Головной корабль этого типа вошёл в строй ВМФ в 1972 году, производство продолжалось до 1992 года. В настоящее время в состав ВМФ России входят 22 базовых тральщика проекта 1265. Только в июле этого года появилась информация, что им на смену должны наконец прийти современные корабли этого класса: на Средне-Невском судостроительном заводе завершена заливка корпуса нового базового тральщика из композиционных материалов.

Ещё одним уникальным механизмом «из прошлой жизни» обладает 82-й судоремонтный завод Министерства обороны, который обслуживает Северный флот. СРЗ-82 был создан на базе трофейного немецкого дока ПД-1 времён Великой Отечественной войны и береговых ремонтных мастерских. Трофейный плавдок работает без нареканий уже несколько десятилетий. Тем не менее странно, что завод, который специализируется на доковании и доковых осмотрах современных стратегических АПЛ и атомных надводных кораблей, обеспечен таким древним оборудованием.

Однако И по-прежнему используется для подготовки военных водолазов. По оценкам специалистов, данное снаряжение давным-давно морально устарело. Оно не обеспечивает должного уровня комфорта и безопасности водолаза, это влияет на работоспособность и возможность выполнить поставленную задачу.

Как отмечает Игорь Коротченко, ещё одним архаизмом Российской армии сегодня являются средства связи. Это носимые военные радиостанции, которые весят десятки килограммов. Несмотря на свой вес, они малоэффективны и не защищают каналы связи. Но даже на фоне этой не самой современной техники настоящей древностью выглядит переносной полевой телефонный аппарат ТА57. Вспоминаются кадры военных фильмов, где связист лихорадочно крутит ручку аппарата, пытаясь дозвониться до абонента, так этот телефон мало чем отличается от своего предшественника времён войны. Его вес – около 3 килограммов, он обеспечивает связь посредственного качества по полевым кабельным линиям максимум на 44 километра, по воздушным линиям – около 250 километров.

Помимо раритетного вооружения, которое стоит на балансе армии, арсеналы Минобороны под завязку заполнены законсервированной военной техникой первой половины прошлого столетия. В военном ведомстве затруднились назвать, что и в каком количестве хранится на складах, но, по оценкам экспертов, оружия там столько, что при грамотном подходе оно может стать неплохим экспортным продуктом. Большую часть «номенклатуры» уже не использует по прямому назначению ни одна страна мира, но есть и исключения. Так, например, снятый с вооружения в 1994 году танк Т-55 по-прежнему востребован в ряде африканских стран.

В 2004 году, в преддверии 60-летнего юбилея Победы, предугадывая спрос, Россия предоставила право иностранным музеям и частным коллекционерам приобретать устаревшие образцы вооружения. ФГУП «Рособоронэкспорт» предлагает широкую номенклатуру военной техники Первой и Второй мировых войн – стрелковое оружие, танки, самоходные орудия, а также снаряжение, обмундирование и другое военное имущество в музейном и даже боевом состоянии. Среди них – легендарные танки Т-34, самоходные установки СУ-85, 76-миллиметровые пушки ЗИС-3, знаменитые пулемёты «максим» и автоматы ППШ.

Опубликовано:
Отредактировано: 15.08.2011 12:09
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх