// // На информационную войну в Интернете тратятся десятки миллионов долларов

На информационную войну в Интернете тратятся десятки миллионов долларов

1282

Борьба в Сети

lori
lori
В разделе

Когда-то рупорами идеологической войны на советском телевидении были программы «Международная панорама» и «Сегодня в мире». Сейчас передача «Международное обозрение» на телеканале «Россия 24» не входит и в сотню популярных программ. Зато в виртуальном пространстве разворачиваются настоящие сражения.

На них тратятся огромные деньги. Чтобы внедриться в сетевое пространство «Одноклассников», «В контакте», в русскоязычные сегменты Facebook и Twitter, Америка собирается потратить в ближайшее время более 15,5 млн долларов. Россия готовит «симметричный» ответ.

Я ушла из Живого Журнала, где была популярным топ-блогером с многотысячной аудиторией подписчиков, потому что на смену «свободному общению» пришли нетерпимость и травля. Это стало следствием процесса монетизации – заработка в социальных сетях. Самый выгодный сетевой бизнес на сегодня – политический.

Россия и Америка: схватка в Интернете

Наши доморощенные идеологи виртуальных войн предпочитают действовать методом материальной заинтересованности. Сейчас в патриотическом сегменте Рунета сделали ставку на «простых россиян». Показательно, что там не платили никаким «топовым блогерам». В их информационном поле сеть влиятельных фигур отсутствует. «Теперь это не звёздная галактика из громких имён – это сеть, покрытая незаметными анонимами. Это люди с улицы, они никаких взглядов не имеют – чистый лист, они просто трудятся за зарплату. В недавно взломанной и слитой переписке попался сердитый документ от имени «патриотичного» блогера и по совместительству писательницы Марины Юденич, которой обещали финансирование новостного сайта, зарплату 250 тыс. рублей и прочий шоколад, а вскоре перестали платить», – рассказывает блогер Олег Макаренко.

Иная политика у американцев. Блогер, главный редактор PolitRussia.ru Олег Макаренко рассказывает: «Американцы предпочитают работать точечно, с ключевыми фигурами. По рассказам опытных петербуржцев, в начале 90-х годов при консульстве США работала некая госпожа Савко, которая организовывала поездки наших журналистов в Америку. Такие поездки продолжались до трёх месяцев, разумеется, американская сторона их полностью оплачивала. На контрасте с разрухой того времени журналистов ждал самый настоящий шок: потрясающие картины процветания жирной и свободной Америки. В процессе ознакомительного тура журналистам непременно давали посидеть на какой-нибудь политической конференции, на которой объяснялось, что всех этих потрясающих успехов удалось добиться исключительно благодаря либерализму и демократии…

Сколько съездило тогда по этой программе народу? Несколько сотен журналистов? Несколько тысяч? Не больше. Затраты – копеечные.

А результат налицо: до сих пор наша пресса насквозь либеральна, и даже в курилках Первого канала и радио «Маяк», будьте уверены, на полном серьёзе считают Ходорковского честным бизнесменом и до дрожи в пальцах ненавидят мифических «жуликов и воров».

Наполеоны украинских соцсетей

Самые жёсткие баталии разыгрываются сегодня по теме Украины. Поражает массовая мобилизация, проведённая в виртуальном пространстве Украины. Причём посты украинских блогеров зачастую похожи друг на друга, как близнецы. Причина проста. Давний соратник, менеджер и кум Петра Порошенко Юрий Стець, недавно возглавивший министерство информационной политики Украины, анонсировал создание координационного центра блогеров, который доносил бы правдивую информацию о ситуации в стране и опровергал ложные новости.

А как у них?

По теме

В ближайших планах США – создание цифрового медиадепартамента «для борьбы с дезинформацией в российской медиасфере» на базе чешского офиса радио «Свобода», которое финансируется федеральным бюджетом США. Русскоязычному сервису Google предполагается заплатить 100 тыс. долларов за продвижение в Рунете радио «Свобода» и «Голоса Америки». Помимо идеологической войны в Рунете США планируют использовать также месседжер WhatsApp. Так что «штаб-квартира» прокремлёвских блогеров в Ольгине – это, в общем, ничто в сравнении с американскими информационными компаниями.

Несколько лет назад в СМИ просочилась информация об американской военной базе во Флориде, в которой Госдеп собирался открыть центр управления ботами. Цитирую британскую The Guardian: «Единый пункт управления расположится на базе ВВС США «Макдилл» близ Тампы (Флорида) и будет функционировать в круглосуточном режиме. Работать в нём будут до 50 операторов, каждый из которых сможет контролировать до 10 фиктивных юзеров, так называемых марионеток (ботов), зарегистрированных в различных странах мира. В контракте сказано, что каждая онлайн-персона должна иметь убедительную легенду. Также предусмотрена изощрённая система защиты от разоб-

лачения».

В этой связи министерство информационной политики разработало сайт www.i-army.org информационных войск Украины, где отмечается, что каждый украинец с доступом к Интернету может внести свой вклад в информационную борьбу. Для участия в ней нужно вступить в ряды информационных войск путём регистрации на сайте, строго выполнять полученные задачи и ежедневно уделять время информационной битве, говорится на сайте. Вопрос о денежном содержании для диванного войска пока стыдливо умалчивается. Однако тот факт, что некогда аполитичные украинские блогеры, зарабатывавшие, например, на рекламе beauty-товаров и услуг, рекламировавшие рестораны, теперь пишут по нескольку политических постов в день, наводит на меркантильные мысли… Кстати, по официальным данным, Кабинет министров Украины выделил на функционирование министерства информационной политики 4 млн гривен.

От Роскомнадзора – никаких тайн!

В свете всех этих событий сообщение о праве Роскомнадзора на просмотр личных сообщений россиян кажется вполне невинной мерой. Напомню: премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому Роскомнадзор получил официальную возможность проверять и анализировать всю информацию в Интернете, в том числе и личную переписку граждан. Правда, нас уверяют: все проверки будут проходить только после запроса от сотрудников правопорядка. По мнению оппонентов, это нововведение чревато разглашением конфиденциальной информации, причём виновника утечки невозможно будет привлечь к ответу.

Социальные сети были в своё время созданы Пентагоном в целях слежки и сбора сведений о гражданах, так что ничего нового Роскомнадзором изобретено не было. Для провайдера и спецслужб анонимности давно не существует. У правоохранительных органов для доступа к информации о пользователе есть целый арсенал средств, позволяющих не только идентифицировать пользователя, но и получить доступ к его переписке и персональным данным. Facebook ещё в конце 2011 года запатентовал систему слежения за пользователями вне пределов социальной сети.

Я спросила у генерального директора компании СТВ Евгения Харыбина, предоставляет ли он персональные данные пользователей своих социальных сетей по требованию спецслужбам. И услышала предельно откровенный ответ: «Конечно, предоставляем. По закону о связи, принятому в России, провайдер должен сертифицировать узел связи в ФСБ. Теоретически спецслужба должна подключить своё оборудование. Но чаще всего они его не подключают, поскольку то ли оборудование старое, то ли лень. Заканчивается всё тем, что они звонят нам пару раз в месяц и просят данные по некоторым IP- адресам. По закону о связи мы не имеем права в этом отказать».

Справка

Так называемая группа «Анонимный интернационал» обнародовала материалы о деятельности «политических троллей», пишущих на заказ. Основная «боевая сила» – базирующиеся в Ольгине сотни платных комментаторов, направляющих в нужное русло обсуждения на различных сетевых площадках. Пять месяцев их работы в 2013 году обошлись в 100 млн рублей. Об их зарплатах известно следующее: cпециалисты (блогеры) – 40 тыс. рублей, руководители отделов – от

50 тыс. до 120 тыс. рублей, креативные менеджеры, иллюстраторы – 50 тыс. рублей. Известна также стоимость политических постов топ-блогеров – от 30 тыс. до

200 тыс. рублей.

Однако блогеры сами по себе мало что значат. Чаще всего многие из них просто размещают пост, текст которого присылает заказчик. В ТОП-блогосферы эти записи выводят многотысячные команды ботов, работающие, как правило, под крылом заказчика под видом некоего агентства. Нанять частным образом такую «группу поддержки» тоже можно. Мне, например, несколько раз предлагали «нагнать сотни три ботов, чтобы вывести пост в ТОП».

Опубликовано:
Отредактировано: 23.04.2015 17:33
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх